Целостно-функциональный подход к анализу активности человека

В отечественной психологической литературе имеются некоторые данные, раскрывающие характер соотношений между различными психодинамическими признаками и успешностью (результативностью) деятельности. Значительно меньше их в отношении связей психодинамических и мотивационно-смысловых характеристик.

Анализ результатов исследований по соотношению психодинамических особенностей человека с показателями успешности деятельности ([7], [14], [15] и др.) не позволяет заключить о сколько-нибудь устойчивых и закономерных соотношениях между указанными переменными. Это объясняется тем, что суммарные оценки успешности деятельности, получаемые за длительный период времени, находятся под влиянием множества факторов (как постоянно действующих, так и ситуативных), которые порой трудно учесть, что в значительной степени затрудняет выявление истинных взаимоотношений между динамическими и результативными характеристиками.

Что касается взаимоотношений между динамическими и мотивационно-смысловыми характеристиками поведения и деятельности человека, то в ряде исследований указывается на достаточно сложные связи между ними. А именно, в одних случаях динамические особенности человека проявляются вопреки противодействующему влиянию содержательных характеристик и отношений личности. В других, наоборот, влияние содержательных, мотивационных характеристик доминирует и маскирует индивидуальные различия в динамических проявлениях поведения человека [15].

В целом же следует отметить, что проблема соотношений динамических характеристик поведения и деятельности с мотивационно-смысловыми (содержательными) параметрами и результативностью деятельности решалась преимущественно при помощи формального сопоставления указанных переменных, фактически изучаемых независимо друг от друга. Такой подход вряд ли может способствовать получению сколько-нибудь содержательных данных относительно влияния психодинамических признаков на результаты деятельности. Необходима, очевидно, другая, принципиально новая модель, как теоретическая, так и экспериментальная, где бы непосредственно учитывалась конкретная включенность динамических характеристик в качестве внутренних составляющих компонентов реализации отдельных актов поведения и действий человека. Предпринятый нами целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений активности человека (см. рисунок) предполагал:

Во-первых, экспериментальное изучение конкретных актов поведения и действий человека в различных сферах, жизнедеятельности, что создавало предпосылки для выявления как наиболее общих закономерностей в проявлениях активности человека, так и специфических их особенностей в психомоторной, интеллектуальной, волевой сферах и сфере общения (см. верхнюю часть рисунка).

Рис. Схема целостно-функционального анализа индивидуальных проявлений активности человека

Во-вторых, исследование каждого конкретного акта поведения или взаимодействия как со стороны операционально-динамической, так и с других его сторон: мотивационно-смысловой и продуктивно-результативной, что соответствовало исходной теоретической посылке о системном представлении конкретных актов поведения и действий человека, реализация которых осуществляется при тесном взаимодействии трех указанных и относительно самостоятельных подсистем (см. среднюю часть рисунка).

В-третьих, изучение различных связей и отношений между мотивационно-смысловым, операционально-динамическим и продуктивно-результативным компонентами разнообразных актов поведения производилось с учетом внешних условий и конкретных ситуаций их выполнения в привычной ситуации и в ситуации с повышенным напряжением (максимальный и сверхмаксимальный темпы выполнения заданий).

Операционально-динамические характеристики активности (стремление к продолжению психомоторных, интеллектуальных и волевых действий) измерялись в ситуации возможного, но не обязательного продолжения тех или иных действий. Разнообразие вариантов психомоторных, интеллектуальных действий и общительности — в ситуации свободного выбора примеров и действий. Интенсивность психомоторных, интеллектуальных волевых действий оценивалась на основании выполнения скоростно-темповых заданий в удобном и максимальном режимах работы. Указанные динамические характеристики активности каждый раз дополнялись специфическими признаками, исходя из содержания различных актов поведения и действий человека в той или иной сфере жизнедеятельности.

Мотивационно-смысловые характеристики различных актов поведения и действий оценивались в начале и конце опыта по субъективно-личностной шкале Дембо, включающей измерение степени интереса испытуемых к предлагаемым им психомоторным и интеллектуальным заданиям, выраженности субъективных желаний выполнять их и уровня уверенности в точности и правильности выполнения заданий. Кроме того, в конце опыта по шкале Дембо оценивался уровень удовлетворенности испытуемых результатами экспериментальных заданий.

Основанием определения уровня успешности различных действий индивида в предложенных режимах работы (удобном, максимальном и сверхмаксимальном) служили количества допущенных ошибок и точность выполнения экспериментальных заданий.

Анализ соотношений результативных и операционально-динамических характеристик активности человека в различных сферах жизнедеятельности и разных режимах функционирования выявил первую особенность или специфику связей двух указанных аспектов активности в зависимости от сферы их проявлений. Так, динамические характеристики активности психомоторных и интеллектуальных действий (интенсивность и стремление к продолжению действий) оказались положительно связанными с их успешностью, а показатели разнообразия использования приемов и действий не коррелируют с результативностью психомоторных и интеллектуальных действий. Что касается характеристик общительности (стремления к общению, инициативности, легкости и широты круга общения), то они также положительно коррелируют с показателями успешности, в то время как устойчивость общения оказалась не связанной с результатами деятельности. И наконец, динамические признаки активности волевых действий (интенсивность волевого усилия, длительность удержания цели и стремление к напряженной деятельности) все без исключения оказались тесно связанными с показателями успешности различных действий.

Вторая особенность в соотношениях результативных и операционально-динамических характеристик проявилась в зависимости от условий выполнения тех или иных действий и актов поведения. Так, статистически значимые связи динамических характеристик активности психомоторных, интеллектуальных действий и актов общения с показателями их успешности обнаружились только в ситуации с повышенной нагрузкой, т.е. в условиях максимального и сверхмаксимального режимов работы, и не обнаружились в ситуации с привычным, свободным темпом выполнения предлагаемых заданий. Исключение составляют динамические признаки активности волевых действий, которые дают высокие коэффициенты корреляций с показателями успешности выполнения различных действий как в той, так и в другой ситуациях.

Полученные данные свидетельствуют о том, что одни динамические признаки активности (интенсивность и стремление к продолжению психомоторных и интеллектуальных действий, стремление к общению, интенсивность, легкость и широта круга общения, стремление к напряженной деятельности, длительность удержания цели и интенсивность волевого усилия) обнаруживают более тесные связи с показателями успешности различных действий, другие же динамические признаки (разнообразие приемов при выполнении психомоторных и интеллектуальных действий, устойчивость общительности) оказались не связанными с показателями результативности. Итак, для различных сфер проявлений активности (психомоторной, интеллектуальной, волевой и для общительности) общим моментом является достаточно отчетливая связь и влияние на продуктивность различных действий таких динамических характеристик активности, как интенсивность производимых индивидом действий и степень выраженности стремления к продолжению активности в той или иной сфере, в ситуациях с повышенными требованиями к деятельности, т.е. в условиях со сверхмаксимальным режимом работы.

Во взаимосвязях мотивационно-смысловых (интерес, желание, уверенность, удовлетворенность) и динамических характеристик активности психомоторных, интеллектуальных и волевых действий так же выявились как общие, так и специфические моменты. Общим является то, что степень выраженности интереса и желания у испытуемых к предлагаемым заданиям коррелирует с динамическими характеристиками активности в основном отрицательно, а показатели уверенности в конце опыта и удовлетворенность выполненными заданиями — положительно. Специфика в соотношениях мотивационно-смысловых и динамических характеристик активности различных действий проявилась в том, что разнообразие вариантов интеллектуальных действий отрицательно связано с показателями удовлетворенности, а аналогичные показатели психомоторных действий — положительно. Стремление к продолжению психомоторных действий положительно коррелирует с показателями интереса и желания испытуемых к выполненным заданиям, а аналогичные показатели интеллектуальных действий связаны с ними отрицательно. Что касается связей мотивационно-смысловых характеристик общения с динамическими признаками общительности, то из них положительно коррелирует только степень выраженности положительного отношения испытуемых к данным признакам. Широта круга общения обнаруживает тенденцию лишь к положительной связи. Другая субъективно-личностная характеристика — удовлетворенность испытуемых своими качествами общительности — не обнаружила статистически значимых связей ни с одним из динамических признаков общительности.

Таким образом, выявленные соотношения между результативными и динамическими характеристиками, с одной стороны, динамическими и мотивационно-смысловыми, с другой, свидетельствуют о том, что реализация конкретных проявлений активности человека осуществляется при тесном взаимодействии трех указанных компонентов. Типы взаимодействий и характер связей мотивационно-смыслового, операционально-динамического и продуктивно-результативного компонентов человеческих действий определяются непосредственными условиями и спецификой приспособительных функций тех или иных действий, направленных на установление оптимальных взаимоотношений человека с окружающей средой.

Предпринятый целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений активности в различных сферах жизнедеятельности с учетом конкретных внешних условий открывает новые возможности в изучении собственно психологических механизмов активности человека.

1. Бернштейн Н. А. Очередные задачи нейрофизиологии в свете современной теории биологической активности. — Вопросы психологии. 1966. № 4. С. 30—39.

2. Богоявленская Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества.— Вопросы психологии. 1976. №4. С. 69—80.

3. Бодунов М. В. О связи интегральных ЭЭГ параметров с формально-динамическими проявлениями активности человека. — Физиология человека. 1977. № 3. С. 394—403.

4. Брушлинский А. В. Мышление как процесс и проблема деятельности. — Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 28—40.

5. Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека.— М., 1980.— 151 с.

6. Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. — М., 1977.— 287 с.

7. Копытова Л. А. Индивидуальные особенности трудовой деятельности наладчиков в спокойной ситуации и при простоях станков в зависимости от силы нервной системы относительно возбуждения. — В кн.: Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда. Пермь, 1964. С. 7—42.

8. Кремянский В. И. К анализу понятия активности материальных систем.— Вопросы философии. 1969. № 10. С. 54—63.

9. Крупнов А. И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. — Свердловск, 1983. — 72 с.

10. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.— 280 с.

11. Лейтес Н. С., Голубева Э. А., Кадыров Б. Р. Динамическая сторона психической активности и активированность мозга. — В кн.: Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М., 1980. С. 114—124.

12. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. — Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18—35.

13. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности.— Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 5—17.

14. Малков Н. А. Проявление индивидуально-типологических различий нервных процессов в умственных способностях. — Вопросы психологии. 1966. № 6.

15. Мерлин В. С. и др. Очерк теории темперамента. — Пермь, 1973. — 290 с.

16. Мозговой В. Д.. Исследования факторов биоэлектрической деятельности некоторых отделов мозга и их отношения к умственной активности: Автореф. канд. дис. — М., 1973. С. 14.

17. Мордкович В. Г. Активность как философская категория. — В кн.: Материалы межвузовской научной конференции по проблеме возрастания активности общественного сознания в период строительства коммунизма. — Курск, 1968. С. 31—33.

18. Небылицын В. Д. К проблеме мозговых механизмов индивидуально-психологических различий у человека. — В кн.: Нейрофизиологические механизмы психической деятельности человека. Л., 1976. С. 118—123.

19. Петровский В. А. К психологии активности личности.— Вопросы психологии. 1975. № 3. С. 26—38.

20. Прядеин А. П., Крупнов А. И. К понятию «активность», — В кн.: Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1976. С. 5—13.

21. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959. С. 123.

22. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. — М., 1979.— 352 с.

23. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий.— М., 1961. С. 479.

24. Тихомиров О. К. (ред.). Психологические исследования интеллектуальной деятельности. — М., 1979. С. 232.

25. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования.— М., 1966. — 450 с.

26. Шорохова Е. В. О естественной природе и социальной сущности человека. — В кн.: Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1977. С. 65—81.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: