Критерии оценивания уровней

Творческий уровень (5 баллов):

Практикант проявляет самостоятельность, учитывает рекомендации учителя и методистов в подготовке к уроку и воспитательным мероприятиям. При подготовке и проведении урока студент проявляет хорошие знания методик и специальных дисциплин, четко и обоснованно формулирует цели урока и обеспечивает их реализацию. Умеет организовать деятельность учащихся, учитывает возрастные и индивидуальные особенности, доброжелательно относится к детям. Имеет широкий кругозор, культуру поведения и речи, заинтересован в результатах своей работы.

Студент выполнил весь объем работы, требуемый программой практики, получил отличные оценки за мероприятия, предусмотренные программой практики, показал глубокую теоретическую и практическую подготовку на всех этапах практики, проявил исследовательскую культуру.

5 баллов:

Студент владеет глубокими знаниями:

о современных технологиях обучения и воспитания;

об альтернативных программах по изучаемым в школе дисциплинам, имеет прочные теоретические знания по предмету.

Студент проявляет профессиональные умения:

Проектировочые:

умеет осуществлять перспективное и недельное планирование учебно- воспитательной работы в классе;

проявляет самостоятельность и инициативу при планировании учебных и внеклассных занятий по предмету.

конструктивные:

умеет определить и обосновать цели, содержание, средства и методы обучения;

умеет составить конспекты и развернутые планы уроков, проявляет при этом самостоятельность и инициативу;

умеет определить содержание воспитательного мероприятия в соответствии с уровнем воспитанности учащихся, подобрать материал в соответствии с поставленными целями, смоделировать форму воспитательного мероприятия.

процессуальные:

свободно владеет материалом урока, не допускает ошибок в собственной речи;

умеет использовать во время проведения урока и воспитательного мероприятия разнообразные методы включения учащихся в активную деятельность;

владеет умениями оценивать уровень знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с нормами оценки;

владеет средствами диагностики уровня воспитанности учащихся.

гностические:

умеет осуществлять анализ посещенных уроков с позиции разных аспектов;

умеет анализировать воспитательные мероприятия, проводимые однокурсниками;

умеет анализировать собственную деятельность, оценивать результативность проведенного урока, воспитательного мероприятия и вносить необходимые коррективы;

умеет оформить конспект зачетного мероприятия в соответствии с установленными требованиями;

умеет вести дневник наблюдений с фиксированием наблюдаемых явлений;

умеет оформить психолого-педагогическую характеристику в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному документу.

исследовательские:

умеет обосновать актуальность темы мини-исследования;

умеет использовать различные методы исследования;

умеет подобрать диагностический комплекс в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями испытуемого или классного коллектива;

умеет обработать и проанализировать полученные данные.

коммуникативные:

умеет осуществлять бесконфликтное общение с людьми;

умеет правильно реагировать на возникающие педагогические ситуации.

Продуктивный уровень (4 балла):

Те же требования, что и для высокого уровня, однако студент допускает отдельные ошибки в конспектах и проведении уроков и воспитательных мероприятий. Проявляет недостаточный уровень знаний по теории и методике обучения и воспитания.

Студент полностью выполнил программу практики, хорошо подготовил и провел мероприятия, но допустил незначительные ошибки. Практикант работал вполне самостоятельно, проявил заинтересованность в работе.

4 балла:

Студент владеет знаниями:

о современных технологиях обучения и воспитания;

об альтернативных программах по изучаемым в школе дисциплинам; имеет теоретические знания по предмету, но в отдельных случаях показывает их недостаточную глубину.

Студент проявляет профессиональные умения:

проектировочные:

умеет осуществлять перспективное и недельное планирование учебно- воспитательной работы в классе;

умеет планировать учебные и внеклассные занятия по предмету, но не всегда проявляет при этом самостоятельность и инициативу.

конструктивные:

умеет составить конспекты и развернутые планы уроков, но испытывает при этом незначительные затруднения;

умеет определить и обосновать цели, содержание, средства и методы обучения, но допускает незначительные неточности;

умеет определить содержание зачетного воспитательного мероприятия в соответствии с уровнем воспитанности учащихся, подобрать материал в соответствии с поставленными целями, но испытывает затруднения в моделировании формы воспитательного мероприятия.

процессуальные:

владеет материалом урока, но допускает незначительные ошибки в собственной речи и не замечает их в речи учащихся;

умеет использовать во время проведения урока и воспитательного мероприятия методы вовлечения учащихся в активную деятельность, но выбор их ограничен;

не всегда удается реализовать в полной мере задачи урока; владеет умениями оценивать уровень знаний (умений, навыков) учащихся в соответствии с нормами оценки;

владеет средствами элементарной диагностики уровня воспитанности учащихся.

гностические:

умеет осуществлять анализ посещенных уроков, но испытывает незначительные трудности при анализе с позиции разных аспектов; умеет анализировать воспитательные мероприятия, проводимые однокурсниками, но испытывает при этом незначительные трудности; в основном умеет анализировать собственную деятельность, но затрудняется при оценивании результативности проведенного урока, воспитательного мероприятия и внесении в их содержание необходимых корректив;

умеет оформить конспект зачетного мероприятия в соответствии с установленными требованиями, но допускает при этом незначительные ошибки;

умеет вести дневник наблюдений с фиксированием наблюдаемых явлений;

умеет оформить психолого-педагогическую характеристику, но при этом допускаются незначительные отклонения от требований, предъявляемых к данному документу.

исследовательские:

умеет обосновать актуальность темы мини-исследования, но при этом испытывает незначительные затруднения;

умеет подобрать диагностический комплекс в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями испытуемого или классного коллектива, но при этом испытывает незначительные затруднения;

умеет использовать методы исследования, но их выбор ограничен;

умеет обработать и проанализировать полученные данные;

коммуникативные:

умеет осуществлять бесконфликтное общение с людьми;

умеет правильно реагировать на возникающие педагогические ситуации.

Репродуктивный уровень (3 балла):

В подготовке к урокам студент не всегда проявляет самостоятельность, нуждается в помощи учителя. Допускает заметные ошибки в организации уроков, затрудняется в выборе средств и методов обучения. Проявляет мало инициативы и творчества. Не всегда может устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с детьми.

Студент выполнил программу педпрактики, однако в процессе работы не проявил достаточной заинтересованности, инициативы и самостоятельности, допускал существенные ошибки в проведении мероприятий, предусмотренных программой практики, не сумел установить контакт не только с детьми, но и с педагогическим коллективом, при выполнении исследовательских заданий продемонстрировал недостаточный уровень исследовательской культуры.

3 балла:

Студент показывает недостаточную глубину знаний:

о современных технологиях обучения и воспитания;

об альтернативных программах по изучаемым в школе дисциплинам;

теоретических знаний по предмету.

Студента недостаточно проявляет профессиональные умения:

проектировочные:

затрудняется в осуществлении перспективного и недельного планирования учебно-воспитательной работы в классе;

не владеет в полной мере умениями планировать учебные и внеклассные занятия по предмету, не проявляет при этом самостоятельность и инициативу.

конструктивные:

затрудняется при составлении конспектов и развернутых планов уроков;

испытывает затруднения в определении и обосновании целей, содержания, средств и методов обучения;

не умеет определить содержание зачетного воспитательного мероприятия в соответствии с уровнем воспитанности учащихся, испытывает затруднения в подборе материала в соответствии с поставленными целями, использует готовые разработки воспитательных мероприятий.

процессуальные:

слабо владеет материалом урока, допускает серьезные ошибки в собственной речи и не замечает их в речи учащихся; затрудняется в использовании во время проведения урока и воспитательного мероприятия методов включения учащихся в активную деятельность;

редко удается реализовать в полной мере задачи урока; испытывает затруднения в объективной оценке знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с нормами оценки;

не владеет средствами элементарной диагностики уровня воспитанности учащихся.

гностические:

испытывает значительные трудности при осуществлении анализа посещенных уроков;

испытывает значительные трудности при осуществлении анализа воспитательных мероприятий, проводимых однокурсниками;

не умеет анализировать собственную деятельность, затрудняется при оценивании результативности проведенного урока, воспитательного мероприятия;

при оформлении конспекта зачетного мероприятия допускает значительные отступления от установленных требований;

не умеет вести дневник наблюдений с фиксированием наблюдаемых явлений;

при оформлении психолого-педагогической характеристики допускает значительные отступления от установленных требований: в характеристике отсутствуют отдельные разделы и данные психологического обследования.

исследовательские:

не может самостоятельно обосновать актуальность темы мини- исследования;

испытывает значительные затруднения при подборе диагностического комплекса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями испытуемого или классного коллектива;

не различает понятий "методы исследования" и "исследовательские методики";

не может обработать и проанализировать полученные данные.

коммуникативные:

в процессе общения с учащимися, классным руководителем, методистами у студента нередко возникают конфликты; не умеет правильно реагировать на возникающие педагогические ситуации.

Нулевой уровень (2 балла):

Студент показывает слабые знания теории и методики, обнаруживает бедность содержания, дидактического материала и оборудования урока. Не умеет организовать детей, поддержать правильные отношения с детьми. Не отвечают требованиям уровень культуры поведения и речи.

Студент не выполнил программу педпрактики и безответственно относился к своим обязанностям.

2 балла:

Студент не знает:

- преподаваемый предмет;

- теорию и методику преподавания дисциплин;

- теорию и методику воспитательной работы.

Студент не проявляет профессиональные умения:

проектировочные:

безответственно и равнодушно относится к перспективному и недельному планированию учебно-воспитательной работы в классе; допускает грубые ошибки в планировании учебных и внеклассных занятий по предмету.

конструктивные:

не умеет составлять конспекты и развернутые планы уроков; допускает грубые ошибки в определении и обосновании целей, содержания, средств и методов обучения;

в воспитательной работе пользуется готовыми разработками, которые не может соотнести с возрастными особенностями учащихся, их интересами.

процессуальные:

не владеет материалом урока, допускает грубейшие ошибки в собственной речи и не замечает их в речи учащихся;

не может во время проведения урока и воспитательного мероприятия включить учащихся в активную деятельность;

при проведении воспитательного мероприятия не может свободно воспроизвести предлагаемый материал;

на уроках не удается реализовать поставленные задачи;

не умеет объективно оценить знания, умения и навыки учащихся; не владеет средствами элементарной диагностики уровня воспитанности учащихся.

гностические:

не умеет анализировать посещенные уроки;

не посещает мероприятий, проводимых однокурсниками;

не умеет анализировать собственную деятельность, затрудняется при оценивании результативности проведенного урока, воспитательного мероприятия;

не умеет грамотно оформить конспект зачетного мероприятия; отсутствует дневник наблюдений с фиксированием наблюдаемых явлений;

психолого-педагогическая характеристика сдается без протоколов и материалов диагностики.

исследовательские:

не может определить тему мини-исследования, обосновать ее актуальность;

не умеет подобрать диагностический комплекс в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями испытуемого или классного коллектива;

при проведении диагностического обследования не соблюдаются необходимые правила;

не может обработать и проанализировать полученные данные.

коммуникативные:

не может установить контакт с учащимися;

в процессе общения с классным руководителем, методистами у студента нередко возникают конфликты;

не умеет правильно реагировать на возникающие педагогические ситуации;

обладает недостаточно высоким уровнем общей и педагогической культуры.

Ожидаемый результат при освоении бакалавром содержания педагогической практики (в соответствии с программой) позволит проявить готовность студента-бакалавра осуществлять свою профессиональную деятельность на компетентностной основе; проектировать свой дальнейший профессиональный образовательный маршрут и выстраивать свою профессиональную карьеру.


ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Отзыв руководителя практики

Отзыв может быть написан от руки, в свободной форме. Желательно, чтобы в отзыве имелись:

1. Подтверждение факта прохождения практики в организации, включая полное наименование организации, должность (если была), период, за который характеризуется студент.

2. Краткая характеристика работы студента (достигнутые результаты, как себя зарекомендовал):

· приобретенные практические навыки и умения в профессиональной сфере;

· описание характера и содержания работы, проводимые студентом по поручению руководителя;

· перечень подразделений организации, в которых студент работал;

· отношение студента к выполняемой работе, степень выполнения поручений, качественный уровень и степень подготовленности студента к самостоятельному выполнению отдельных заданий.

3. Характеристика личных и деловых качеств студента (компетенций):

· личные и деловые качества, которые проявил студент во время практики (например, аналитические способности, работоспособность, ответственность, внимательность), характеристика профессиональной компетентности студента (проявление им теоретических знаний, их глубина, умение применять их на практике);

· умение контактировать с учениками, родителями, сотрудниками, руководством организации.

4. Характеристика качества проведенной работы: наиболее важные результаты проделанной работы.

5. Рекомендации:

6. Краткая общая характеристика. Рекомендации о дальнейшей работе. Предложение пройти преддипломную практику для студентов IV курса.

7. Итоговая оценка прохождения практики по пятибалльной системе.

8. Дата составления характеристики, подпись руководителя практики от организации (с указанием Ф.И.О., должности, структурного подразделения, контактного телефона), заверенная печатью организации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Итоговая анкета студента-практиканта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: