Ответ творческой личности



28-а. Основной. Непри­
ятности на службе из-за нека­
чественной, недостаточно усер­
дной работы на ней.

28-6. Усиливающий. Обост­
рение конфликта с близкими из-
за нежелания идти в аспиранту­
ру, защищать диссертацию, де­
лать карьеру.


28-в. Основной. Игнорирова­ние по мере возможности. Ис­пользование второй профессии.


Примечание к 28-в

Ход предопределен главным конфликтом первой части Миттельшпиля: если официальная работа не свя­зана с поставленной ДЦ, то воспринимается она как вынужденная, досадная помеха на пути к достижению поставленной Цели.

Пример к 28-6

Из письма Г.САльтшуллеру:

"Уважаемый Генрих Саулович! Решилась написать Вам это письмо, надеясь на Вашу помощь, хотя моя просьба и может показаться Вам странной. Но все дело в том, что я оказалась бессильной в борьбе против влияния Вашей ТРИЗ на моего сына. Поясню.

Мой сын окончил институт с отличием, мечтал об аспирантуре, сдал уже на отлично кандидатские экзамены по иностранному языку и философии, получил направление в целевую аспирантуру при МВТУ им. Баумана, должен в марте 1987 года ехать сдавать вступительные экзамены. Но, к несчастью, иначе не могу сказать, один из сотрудников сына, горячий приверженец Вашей ТРИЗ,


218____________________________________________ Как стать гением

не вовремя познакомил его с Вашими работами по ТРИЗ. Мой сын, человек увлекающийся, решил, что аспирантура с культом традиционного мышления — только пустая трата времени, что можно сделать гораздо больше, опираясь на Вашу ТРИЗ. Я допускаю, что это так. Судить об этом не могу, т.к. имею гуманитарное образование. Но уверена, что мой сын неверно понял многое в Вашей теории, и прежде всего то, что, руково­дствуясь ею, можно делать изобретения даже в тех областях, где не являешься достаточно компетентным специалистом. На мой взгляд, сделать открытие или изобретение, даже самое нез­начительное, можно либо на базе огромного опыта в данной области, либо путем глубокого изучения и анализа вопроса. Вашу ТРИЗ, очевидно, надо рассматривать поэтому как эффектив­нейший способ ускорения и интенсификации мыслительного процесса, опирающегося все же на практический опыт и обшир­ные теоретические знания.

Я понимаю, что Вы очень заняты, но умоляю Вас выбрать несколько минут и написать очень короткое письмо моему сыну и убедить его в ошибочности его решения отказаться от аспиран­туры. Я не прощу его отказаться от ТРИЗ, а использовать ее, учась в аспирантуре, но он и слышать об этом не хочет..."

Из ответного письма Г.С.Альтшуллера:

"...Я не могу решать за Вашего сына — идти ему в аспирантуру или нет. Как и многие мои коллеги, я был в аналогичной ситуации. Для меня ясно: аспирантура — в большинстве случаев — имеет весьма отдаленное отношение к творчеству. Правда, "остепенение" — стандартный путь к спокойной, налаженной, хорошо оплачиваемой работе. Разумеется, здесь нет абсолютной несовместимости.* иногда удается совместить творчество с "осте-пенением". Примерно в 3 случаях из 100.

Вопрос, таким образом, состоит в выборе: что предпочесть — нормальную жизнь или творчество? Ответить на этот вопрос может и должен только сам человек, подошедший к развилке..."


Игра



МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


НУЖНЫ НОВЫЕ ЗНАНИЯ


САМООБРАЗОВАНИЕ,

ОСВОЕНИЕ

ЯЗЫКОВ



ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



D 29-а. Основной. Неожидан­ный удар со стороны "внутрен­них" обстоятельств: для дости­жения цели требуются знания,' которых нет, или большой объ­ем информации и вычислений, или, наконец, сложное, редкое, дорогое оборудование, хотя вначале казалось, что всего это­го не потребуется.


29-в. Основной. Самообразо­
вание, "самодобыча" информа­
ции, "самовычисления". Если
создана мини-команда, то расп­
ределение функций — внутри
команды. Устройство на службу,
дающую доступ к нужному обо­
рудованию.

29-г. Упреждающий. Возмо­
жно более раннее освоение
иностранных языков, математи­
ки, если речь идет о научно-
технической цели.


Пример к 29-в

Вот признание Бальзака: "Чтобы книга эта ("Поиски абсолю­та") была правдивой с научной точки зрения, мне пришлось обучаться химии у двух членов Академии наук, которые застав­ляли меня переделывать корректуру по десять-двенадцать раз".

D Рисе О.В. От замысла к книге. М.: Книга, 1969. С.75.

Пример к 29-в

Из жизни Алдиса Эглайса, архитектора по специальности и конструктора парусных судов по призванию:

"Его все больше интересовали новые идеи, необычные формы, однако он понимал, что смелость идей должна быть основана на точных инженерных расчетах... И Алдис круто меняет характер деятельности: переходит в расчетный сектор


220____________________________________________ Как стать гением

"Теплоэлектропроект". Здесь на базе ЭВМ, используя опыт пе­редовых НИИ страны, он осваивает методику сложнейших рас­четов сооружений и зданий... И первые результаты осуществления программы не заставили себя ждать. В 1965 году Эглайс с братом строит гоночный катамаран класса В (позже он стал именоваться "Торнадо") в стандартных размерах, но по оригинальным черте­жам самого Алдиса. Впервые в жизни приняв участие в парусной гонке, братья Эглайсы занимают второе место на первенстве Союза 1966 года

Гоночным опытом они не обладали, и победу им принесла только резко возросшая к тому времени инженерно-математи­ческая подготовка Алдиса, позволившая спроектировать и по­строить столь совершенное судно"

О Из работы преподавателя ТРИЗ В.А.Королева (г.Белая Церковь) "Алдис Эглайс". 1985. 9 окт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: