Ш 76-а. Основной. Операция "Восстание ангелов": порча движения, раскол и выдвижение иуд. Отстранение "неотколов-шихся" учеников, повсеместное внедрение извращенного движения.
■ 76-6. Усиливающий. Неизбежность потерь большей части кадров школы при каждом переходе к новому этажу целей.
□ 76-в. Основной. Окончатель
ное перерастание школ в соци
ально-научное [социально-тех
ническое] движение по цели-3.
□ 76-г. Упреждающий. Разра
ботка и опубликование Фонда
Новых Достойных Целей ["по
сев семян на будущее"], т.е. на
чало перехода к сверхдвижению
— совокупности движений.
Примечание к 76-г
На уровне узкотехнических целей-1 невозможно определить, является ли та или иная цель достойной (за исключением целей, напрямую связанных со спасением человеческой жизни) Невозможно это сделать и на уровне целей-2. О достойности можно судить только с социальных позиций, то есть с уровня цели-3 Поэтому Фонд Новых Достойных Целей (ФНДЦ) можно формировать, выйдя хотя бы раз на уровень цели-3 Например, проблемой на уровне цели-3 является создание БТМ — бесприродного технического мира. Социально-научно-техническая суперпроблема создания БТМ включает ряд научно-технических проблем (целей-2), которые, в свою очередь, сводятся к множеству конкретных технических задач (целей-1)
|
|
ФНДЦ программирует движение, закладывая в него механизм надсистемного перехода на будущее и на далекое будущее
Как стать гением
ЭНДШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОБРАЩЕНИЕ К ОБЩЕСТВЕННОСТИ |
РЕПРЕССИИ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
□ 77-а. Основной. Прямые ре
прессии, т.к. с переходом к дви
жению по цели-3 впервые про
исходит не косвенный, как рань
ше, а непосредственный конф
ликт ТЛ с высшими иерархи
ческими уровнями ВО.
□ 77-6. Усиливающий. Репрес
сии против "иеотколовшихся"
участников школ и движения.
Ш 77-в. Основной. Обращение к современникам с объяснением гуманности своих целей. Продолжение планомерной, тщательной, систематической работы: разработка цели [или уже — системы целей] не должна прекращаться ни на минуту. ■ 77-г. Упреждающий. Подготовительная работа по достижению некоторых целей нз ФНДЦ.
Пример к 77-в
Об автобиографическом очерке Д.С.Лихачева "О себе": "Обращает на себя внимание четырехлетний перерыв в биографии ученого, никак не отраженный в очерке. В 1928 году Д.С.Лихачев окончил Ленинградский университет, а в 1932-м "поступил работать литературным редактором в Соцэгиз". Что же было в промежутке?.. В этом промежутке были Соловки. Так и хочется воззвать к автору: дорогой Дмитрий Сергеевич, пожалуйста, включите эту драматическую главу в ваши воспоминания! Потомки должны знать трагические страницы нашей истории, должны знать, как люди, подобные вам, даже в тех страшных условиях стремились заниматься научной работой, создавать и публиковать исследования — нам известны ваши работы о языке (арго) деклассированных групп лагерников..."
|
|
О Егоров Б. Живое слово гражданина // Книж. обозрение. 1988. 22 янв. С.5.
Игра
ЭНДШПИЛЬ: ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ПОЯВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГОВ-БОРЗОПИСЦЕВ
СОЗДАНИЕ АРХИВА
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
□ 78-а. Основной. Постоянная
и быстрая эскалация репрессий.
□ 78-6. Усиливающий. Появле
ние отряда идеологов: полито
логов, философов, социологов,
обществоведов, паразитирую
щих в области научных интере
сов ТЛ и школы. Против ТЛ и
школы идеологи-борзописцы
организуют травлю с политичес
кой окраской.
■ 78-в. Основной. Поиск и ис
пользование готовых структур,
которые могут быть ориентиро
ваны на цели, нужные Творчес
кой Личности и школе.
■ 78-г. Упреждающий. Созда
ние архива: централизованный
сбор книг, статей, неопублико
ванных рукописей, деловых пи
сем, дневниковых записей,
автобиографических справок и
пр. Архивный фонд материалов
нужен для интенсификации ис
следовательской работы в шко
ле, для пропаганды основных
идей и — для успешной "игры"
в постэндшпиле.
Примечание к 78-6
Похожие действия ВО были отмечены на ходах 35-6 и 61-6. Но там эти ходы были не основными, изредка встречающимися. Здесь же такие действия ВО наиболее типичны. Любопытен в этой связи и ход 88-6.
Арсенал идеологов обычно не балует разнообразием. Как правило, используется всего два простых (но очень эффективных) демагогических приема:
1) поиск "Мичурина-Ломоносова" и пристегивание
к цитатам из него своих мыслей: основа здесь — задей
ствование национально-патриотических чувств;
2) поиск цитат из классиков фундаментальной иде-
320_____________________________________________ Как стать гением
ологии общества и пристегивание к ним своих мыслей: здесь срабатывает незыблемость политических основ. Небезынтересен общий — при использовании обоих приемов — принцип: самостоятельное придумывание нужных "цитат" либо своевольное толкование в отрыве от контекста.
Пример к 78-6
"Для того чтобы укрепить создаваемую новую биологию, необходимо было осенить ее благодатью какого-либо ученого, причисленного к лику святых. Лысенко чрезвычайно удачно избрал в качестве такого крупного селекционера И.В.Мичурина, скончавшегося в 1935 году. Вторым канонизированным покровителем был назначен К.А. Тимирязев. Используя некоторые высказывания Мичурина, а если нужно, извращая их, Лысенко всю свою деятельность выдавал за развитие учения Мичурина, за создание передовой советской мичуринской биологии, а, как известно, "передовой советской науке противостоит буржуазная лженаука. Теоретические и практические "изыскания" буржуазных ученых в области биологии поставлены на службу империалистам" (Большевик. 1950. N16.).
Часто в роли философов и биологов выступали чиновники, имеющие только формальное отношение к науке или вообще никак с ней не связанные. В процессе споров они навешивали ярлыки на противников, клеймили их словами, считавшимися позорящими, разоблачавшими их враждебность диалектическому материализму и советской власти".
О Александров В. Трудные годы советской биологии // Знание — сила. 1987. N10 С.72—73.
Пример к 78-6
"Вокруг мичуринской биологии роилось множество философов во главе с академиком М.Б.Митиным. Их функции были двоякими: во-первых, доказать, что догмы Лысенко и Лепе-шинской — это творческое воплощение идей Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, во-вторых, клеймить все не согласное с выводами мичуринской биологич как метафизику, идеализм, поповщину. Для этого можно было не утруждать себя знаниями биологии, и "философы" писали сотни статей, выпускали через общество распространения политических и научных знаний,
|
|
Игра________________________________________________________ 321
одним из руководителей которого был Митин, десятки брошюр огромными тиражами...
...Какие формы приняла борьба с "низкопоклонством перед иностранщиной", можно видеть на следующих примерах.
Академик М. Митин, философ, истинный мичуринец, всегда живший в полном единстве со средой и точно ее отражавший, опубликовал статью, в которой громил другого философа, Б.Кедрова (Лит. газ. 1949. 9 марта). Приведя цитату из Кедрова о том, что Менделеев боролся за интернациональность науки, Митин пишет: "Эти рассуждения Б.Кедрова чудовищны и ничего общего с марксизмом-ленинизмом не имеют. Марксизм-ленинизм учит, что в классовом обществе нет и не может быть "единой мировой науки", нет и не может быть "единого мирового естествознания". В книге Л.С.Сутулова, будущего ректора Рязанского медицинского института, "За творческое развитие гистологии" (1950) находим такие названия глав: "Против раболепия перед иностранными "авторитетами", "За честь и независимость русской гистологии", "За большевистскую партийность в науке"...
Лысенковская биология поставила грандиозный эксперимент по социальной психологии, подлежащий серьезному изучению. Эксперимент выявил пределы прочности моральных устоев разных людей. Он давал людям материал для самопознания, которого лишены живущие в нормальной обстановке. Ведь только такая обстановка позволяет до конца жизни сохранять благопристойность поведения и оставляет в неведении о хрупкости основ, на которых эта благопристойность зиждется. Лысен-ковский пресс проявил потенциальные возможности человеческих реакций и отношений, которые в скрытом виде существуют, подспудно действуя, и в условиях нормальной жизни".
|
|
О Там же. N12. С.54,55,58.