Золотые ворота

Петр Вайль. Гений места

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРА ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА ЛОС-АНДЖЕЛЕС - Ч.ЧАПЛИН, САН-ФРАНЦИСКО - Д.ЛОНДОН КВАРТИРА НА ПЛОЩАДИ АФИНЫ - АРИСТОФАН, РИМ - ПЕТРОНИЙ УЛИЦА И ДОМ ДУБЛИН - ДЖОЙС, ЛОНДОН - КОНАН ДОЙЛ НА ТВЕРДОЙ ВОДЕ ВИЧЕНЦА - ПАЛЛАДИО, ВЕНЕЦИЯ - КАРПАЧЧО ФРАНЦУЗСКАЯ КУХНЯ РУАН - ФЛОБЕР, ПАРИЖ - ДЮМА ГОРОД В РАМЕ ТОЛЕДО - ЭЛЬ ГРЕКО, МАДРИД - ВЕЛАСКЕС ТАЙНЫ САПОЖНОГО РЕМЕСЛА НЮРНБЕРГ - САКС, МЮНХЕН - ВАГНЕР ЛЮБОВЬ И ОКРЕСТНОСТИ ВЕРОНА - ШЕКСПИР, СЕВИЛЬЯ - МЕРИМЕ ДРУГАЯ АМЕРИКА МЕХИКО - РИВЕРА, БУЭНОС-АЙРЕС - БОРХЕС СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО ФЛОРЕНЦИЯ - МАКИАВЕЛЛИ, ПАЛЕРМО - ПЬЮЗО ПОРТРЕТ КИРПИЧА АМСТЕРДАМ - ДЕ ХООХ, ХАРЛЕМ - ХАЛЬС В СТОРОНУ РАЯ БАРСЕЛОНА - ГАУДИ, САНТЬЯГО-ДЕ-КОМПОСТЕЛА - БУНЮЭЛЬ БОСФОРСКОЕ ВРЕМЯ СТАМБУЛ - БАЙРОН, СТАМБУЛ - БРОДСКИЙ СКАЗКИ НАРОДОВ СЕВЕРА КОПЕНГАГЕН - АНДЕРСЕН, ОСЛО - МУНК ВСЁ - В САДУ ТОКИО - КОБО АБЭ, КИОТО - МИСИМА ПЕРЕВОД С ИТАЛЬЯНСКОГО МИЛАН - ВИСКОНТИ, РИМИНИ - ФЕЛЛИНИ МАРШ ИМПЕРИИ ВЕНА - МАЛЕР, ПРАГА - ГАШЕК ИЗ ЖИЗНИ ГОРОЖАН НЬЮ-ОРЛЕАН - Т.УИЛЬЯМС, НЬЮ-ЙОРК - О.ГЕНРИ - 2 - Эле - неизменной спутнице, первой читательнице ОТ АВТОРА Связь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна. Илитак: несомненна, но таинственна. Ведает ею известный древним genius loci,гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления сих материальной средой. Для человека нового времени главные точки приложенияи проявления культурных сил - города. Их облик определяется гением места, ипредставление об этом - сугубо субъективно. Субъективность многослойная:скажем, Нью-Йорк Драйзера и Нью-Йорк О.Генри - города хоть и одной эпохи,однако не только разные, но и для каждого - особые. Любопытно отнестись к своим путешествиям как к некоему единомупроцессу. В ходе его неизбежны сравнения - главный инструмент анализа. Идеялюбой главы этой книги и состоит в двойном со- или противопоставлении:каждый город, воспринятый через творческую личность, параллелен другой паре"гений-место". Руан не просто становится понятнее благодаря Флоберу, аФлобер - благодаря Руану, но и соседняя пара - Париж-Дюма - даетдополнительный ракурс. Понятно, что "гений" имеет к "месту" непосредственное биографическоеотношение. Лишь в случае Вероны использован взгляд чужака, никогда в городене бывавшего, но этот чужак - Шекспир. Еще: хотелось отклониться от российской традиции литературоцентризма,обращаясь не только к писателям, но и к живописцам, архитекторам,композиторам, кинематографистам. Выбор имен, стоит еще раз повторить,определен лишь пристрастиями автора. На линиях органического пересечения художника с местом его жизни итворчества возникает новая, неведомая прежде, реальность, которая непроходит ни по ведомству искусства, ни по ведомству географии. В попытке этуреальность уловить и появляется странный жанр - своевольный гибрид путевыхзаметок, литературно-художественного эссе, мемуара: результат путешествий помиру в сопровождении великих гидов. Журнальные варианты почти всех глав публиковались в "Иностраннойлитературе" (1995-1998). Приношу искреннюю благодарность всей редакции иособо светлой памяти Н.Казарцевой. - 15 -

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

ЛОС-АНДЖЕЛЕС - Ч.ЧАПЛИН, САН-ФРАНЦИСКО - Д.ЛОНДОН

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: