Научной организации учебного труда

Учет — это, прежде всего, получение общих итоговых данных, выявление отклонений от нормы (т. е. учитываются в основном количественные показатели).

Контроль же предполагает получение не только количествен­ной, но и качественной информации.

Контроль — это проверка прежде всего процесса труда.

Система контроля и учета с точки зрения научной организа­ции учебного труда призвана обеспечить глубину и прочность зна­ний, выработку соответствующих навыков и умений. А это, в свою очередь, предполагает познание своих психофизиологических закономерностей внимания и воли, ощущения и восприятия, памяти, мышления, и воображения, индивидуальных и возраст­ных особенностей. Изучение состояния личного учета и контроля в Вашей учебной деятельности можно облегчить, воспользовав­шись вопросами, позволяющими получить необходимую инфор­мацию о себе:

1. Владеете ли вы научными методами учета и контроля?

Если да, то какими?

2. Есть ли у вас система учета и контроля? Если да, то что она собой представляет?

3. Осуществляете ли вы учет и контроль за процессом и ре­зультатами труда или только за результатами?

4. Осуществляете ли вы учет и контроль за отдельными дейст­виями или за деятельностью в целом?

5. Являются ли осуществляемые вами учет и контроль органи­ческой частью системы вашей работы или представляют собой относительно самостоятельные виды деятельности?

6. Осуществляете ли вы учет и контроль регулярно или от слу­чая к случаю?

7. Обеспечивают ли учет и контроль в процессе труда регуляр­ную обратную связь, позволяют ли они корректировать и регули­ровать деятельность?

8. Содействует ли учет и контроль экономики времени, сил и средств, стимулирует ли эффективность и качество вашего учеб­ного труда?

9. Стремитесь ли вы к совершенствованию системы учета и контроля, несмотря на имеющиеся достижения?

Самоучет и самоконтроль — важнейшие умения действовать высокоорганизованно, показатель культуры деятельности и пове­дения личности.

Кроме того, эффективность и качество самостоятельной рабо­ты студента во многом зависит и от ее систематичности. Подоб­ный подход к этой проблеме приучает студентов к ритмичной работе в течение семестра, учебного года и является еще одним показателем организованности конкретной личности.

Как показывают исследования, для того, чтобы быть организо­ванным человеком необходимо уметь регулировать свою умствен­ную деятельность с учетом своих биоритмов.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ РИТМ ЧЕЛОВЕКА

(График работоспособности)

Вся деятельность организма человека пронизана биологиче­скими ритмами. Учеными давно установлено, что многие его функции ритмически изменяются на протяжении суток.

Отсутствие постоянного режима или частое его изменение отрицательно сказывается не только на настроении, но и ведет к снижению работоспособности человека.

Работоспособность — это способность человека к труду с вы­сокой степенью напряженности в течение определенного периода времени. При умственном труде она зависит от ряда факторов:

1. Внутренних — интеллектуальных способностей, особеннос­тей воли, состояния здоровья, степени тренированности в этом ви­де труда, утомления, переутомления и т. п.

2. Внешних — обстановки внешней среды, организации рабо­чего места, режима труда и отдыха.

3. От уровня организации труда — умения получать научную справку, хранить и пользоваться информацией.

4. От величины умственной нагрузки.

Для того, чтобы правильно организовать режим учебного тру­да, нужно учесть особенности вашей суточной работоспособности с помощью тестов. Ведь всех нас по динамике работоспособности можно условно разделить на три категории: «аритмик», «сова» и «жаворонок». Проверьте это с помощью теста.

Тест. «Жаворонок» или «Сова».

1. Трудно ли вам вставать рано утром?

а) да, почти всегда 3

б) иногда 2

в) редко 1

г) очень редко 0

2. В какое время вы предпочли бы ложиться спать?

а) после часа ночи 3

б) с 23.30 до часа ночи 2

в) после 22 часов 1

г) до 22 часов 0

3. Вы недавно проснулись. Какой завтрак вам больше по душе?

а) плотный 3

б) менее плотный 2

в) вареное яйцо или бутерброд 1

г) достаточно чаю или кофе 0

4. Вспомните ваши недавние конфликты. Когда они обычно происходят?

а) в первой половине дня 1

б) во второй половине дня 0

5. От чего вам легче отказаться?

а) от утреннего чая или кофе 2

б) от вечернего чая 0

6. Легко ли вам переменить свои привычки, связанные с едой?

а) очень легко 0

б) достаточно легко 1

в) трудно 2

г) не меняю 3

7. Утром вас ждут важные дела. Насколько раньше обычного вы ляжете спать?

а) более чем на 2 часа 3

б) на 1 — 2 часа 2

в) менее чем на 1 час 1

г) как обычно 0

8. Насколько точны ваши внутренние часы?

Засеките время, и когда, по вашему мнению, пройдет минута, снова посмотрите на часы.

а) вы поторопились 0

б) вы посмотрели вовремя 1

в) опоздали 2

Теперь подведем итоги. Если в сумме вы набрали от 0 до 7 баллов — вы «жаворонок»; от 8 до 13 — «аритмик»; от 14 до 20 — «сова».

Перепроверить эти данные можно с помощью теста немецкого ученого Г. Хильдебранта. Утром сразу после пробуждения измерь­те частоту сердечных сокращений (ЧСС) и число вздохов.

Если отношение ЧСС к вздохам равно примерно 4:1, то вы «аритмик», если 5:1 или 6:1 то вы «жаворонок». Увеличение часто­ты вздохов и уменьшение соотношения ЧСС к числу вздохов характерны для «сов».

Примерно половина людей относится к «аритмикам». Они легко приспосабливаются к любому режиму труда, то есть хорошо работают в любое время суток, когда это требуется.

Около 20 — 30% населения составляют «совы».

В ранние, утренние часы их психофизиологические функции еще заторможены. Самочувствие, работоспособность, настроение в первой половине дня постепенно улучшаются и достигают свое­го пика во второй половине дня. Представители этого типа людей наиболее эффективно работают в вечернее и даже ночное время. Известно, что Бальзак любил работать по ночам. Моцарт написал знаменитую увертюру к опере «Дон Жуан» в одну ночь. К ночным размышлениям был склонен Менделеев.

Всех остальных можно отнести к «жаворонкам». Они рано встают, лучше всего себя чувствуют и эффективно работают именно в первой половине дня. Например, Суворов и Наполеон с восходом солнца уже были на ногах. В утренние часы любили работать Л. Толстой и М. Горький.

Ни один из этих основных типов не работает лучше или хуже другого, просто они работают по-разному. Пик работоспособно-

у них приходится на разные периоды дня. Среднестатистиче­ские колебания работоспособности в течение суток можно уви­деть на рисунке 1.

Условные обозначения:

— подъем работоспособности

I | — нейтральные периоды суток

— спад работоспособности

Рис. 1. Динамика работоспособности человека в течение суток

Пики умственной и физической работоспособности приходят­ся на следующие часы: 5—6, 11 —12, 16 —17, 20 —21, 24—1, спады наблюдаются в 2 —3, 9—10, 14—15, 18 —19, 22 —23 часа.

Поэтому необходимо целесообразно использовать эти перио­ды суток в организации собственной деятельности.

Для того, чтобы определить свой индивидуальный дневной ритм понаблюдайте за собой несколько более осознанно и спро­сите себя:

1. В какое время дня я ощущаю наибольший прилив сил?

2. Когда я соображаю наиболее быстро?

3. Когда я начинаю уставать или когда определенные виды дея­тельности даются мне особенно тяжело?

4. К какому времени я чувствую себя опустошенным и устав­шим?

5. Когда я занимаюсь спортом для разгрузки, отдаю себя своим увлечениям?

6. Когда я начинаю бороться со сном или когда ложусь в постель?

В этой связи установите также:

7. На какой период приходится Ваше в прямом смысле рабочее время?

8. Когда вы заняты наиболее важными делами?

9. Когда вы выполняете менее важную работу?

Начертите теперь свой график работоспособности и сравните с графиком СКР (среднестатистического колебания работоспо­собности), который получен в результате сотен тысяч измерений во всех промышленно-развитых странах, (см. рис. 2)

р +50% а б о т о с п о 100 % с о б н о с т ь - 50%

I I I I I I I I I I I I I

6 810 12 14 16 18 20 22 24 2 4 6

Рис. 2

Ось 100% на графике задает среднее значение дневной физио­логической работоспособности, причем заштрихованные зоны сверху и снизу от оси примерно одинаковы по площади. Обдумай­те нельзя ли лучше согласовать время выполнения важных дел и ваш распорядок дня с вашими внутренними потребностями!

В соответствии с колебаниями работоспособности чередуйте напряженную, ответственную деятельность, менее важную и не­напряженную деятельность и менее ответственные дела.

Самые важные дела и дела, требующие наибольшей концент­рированное™ и тщательности, должны приходиться на высшую точку вашего графика продуктивности, на самые лучшие часы.

«Наложите» Ваш график продуктивности на свой распорядок дня.

Работайте и живите не вопреки, а в соответствии с биологиче­ским ритмом.

Испытав пик работоспособности, прилив сил, не пытайтесь на этой же волне решить еще десяток проблем. Расслабьтесь! Короткий, 5 — 15 минутный отдых обладает уникальной, восхитительной способностью восстанавливать силы, работоспособность, снимать напряжение.

Чтобы эффективно и плодотворно трудиться, необходимо знать и о недельном цикле работоспособности, (см. рис. 3)

Р

пнд. втр. срд. чтв. птн. суб.

р — работоспособность в условных единицах

Рис. 3. Колебания работоспособности по дням недели

Семидневная неделя сформировалась с древнейших времен у разных народов, причем независимо друг от друга. Недельные изменения работоспособности проявляются в постепенном повы­шении ее уровня от понедельника к среде и последующем плавном снижении к субботе.

Главным образом, это объясняется влиянием различных со­циальных факторов.

Вместе с тем биоритмологи считают, что чередование 5 — 6 дней работы и 1 — 2 дней отдыха соответствует динамике работо­способности любого человека.

Недельный ритм отражается не только на трудоспособности, но и состоянии здоровья, внимательности, умении сосредото­читься.

Поэтому, если хотите трудиться эффективно, в радость, тща­тельно планируйте дела на неделю. Самые важные, требующие значительного внимания, умственного и физического напряже­ния, намечайте на вторник, среду, четверг. А в выходные дни отдыхайте, если, разумеется, хотите сохранить здоровье, ясность мыс ли, высокую работоспособность.

Чтобы вновь привести себя в рабочее состояние, вечером в воскресенье необходимо набросать себе план тех дел, которые вы намереваетесь выполнить на предстоящей неделе.

ФИЗКУЛЬТУРА — СТИМУЛЯТОР УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Как показывают исследования, наибольшему напряжению при умственном труде подвергаются системы непосредственного заполнения и сосредоточения внимания. Поэтому недооценка сту­дентами признаков усталости может привести к переутомлению, к истощению нервной системы (ослаблению памяти, быстрой потере внимания, снижению остроты зрения и т. п.).

Для профилактики утомления и стимуляции работоспособно­сти вы можете прибегнуть к физической культуре.

Комплекс упражнений выполняют обычно через 2 — 2,5 часа после начала работы и во второй половине дня. Он, как правило, состоит из 5 —8 упражнений. Если вам пришлось несколько часов подряд провести за столом, упражнения выполняйте преимущест­венно с повышенной физической нагрузкой, в течение 10 — 15 мин. Если к тому же работа требовала большого умственного на­пряжения, включите в комплекс упражнения с участием крупных мышечных групп, воздействующих на подвижность позвоночни­ка, а также упражнения для мышц шеи, тренирующих систему мозгового кровообращения. Физкульт-нагрузку начинайте с потя­гиваний. Затем идут наклоны, повороты, вращения головой. После этого последовательно сделайте по 2 —3 упражнения для мышц туловища. рук, ног, спины (повороты корпуса, наклоны, махи, вра­щения и так далее), подскоки. И. наконец, пройдитесь по комнате, сделайте дыхательные упражнения, восстанавливая дыхание.


Длительное сидение за партой легко вызывает утомление. Для ого устранения также рекомендуется выполнять нетрудные ком­плексы специальных упражнений прямо за рабочим столом, пар­той, пример одного из которых приведен на рис. 4

Рис. 4

При интенсивных зрительных нагрузках целесообразно ввес­ти короткий микроперерыв (1 —2 минуты) для выполнения про­стых упражнений для глазодвигательной системы: посмотреть вправо, влево, вверх, вниз, осуществить несколько поворотов глаз­ными яблоками, 20 —30 секунд посидеть с закрытыми глазами (рис.5).

I II

Рис. 5

Пример комплекса упражнений для профилактики зрительно­го утомления: 1 — при открытых глазах голова поворачивается вправо, а взгляд переводится влево; голова опускается вниз, а гла­за поднимаются вверх; 2 — те же движения симметричным обра­зом; 3 — 4 без движений головы взгляд направляется вправо, вверх, влево, вниз.

Гигиена зрительной работы: защита глаз от прямого воздейст­вия яркого источника света абажурами; возможность периодиче­ского отдыха для глаз при переводе зрения от близких объектов на отдаленные, преимущественно зеленой окраски (хвойные де­ревья, трава).

И еще, решив отдохнуть, не изводите себя мыслями о том, что напрасно теряете время, ведь за тот период, который вы отвели на физкультпаузу, столько дел могли бы переделать. Отдых — это не пустое времяпрепровождение!

Дэниел У. Джосселин в своей книге «Зачем уставать?» утверж­дает: «Отдых вовсе не означает ничегонеделание. Отдых это ремонт». Поэтому в короткие минуты передышки гоните мысли о работе и просто отдыхайте.

Система отдыха: только такую организацию труда можно назвать научной, при которой трудовые задания чередуются по­следовательно с достаточным отдыхом ежедневно, еженедельно, ежемесячно и ежегодно. Но отдых не должен превращаться в самоцель, он — естественное завершение каждого суточного трудового задания.

Особо важное значение для студентов в комплексе гигиены отдыха имеет рациональное питание.

Напряженная умственная работа требует достаточного содер­жания в пище белков (до 17% или около 100 —119 г. в сутки), а также соответственно жиров, углеводов и набора минеральных солей (фосфора, кальция, железа), витаминов (аскорбиновой кислоты, тиамина, ретинола, каротина и др.) Основными источниками таких веществ служат: молоко коровье, масло сливочное и растительное, сметана, другие молочные продукты, мясо, рыба, хлеб, сыр, овощи, фрукты, ягоды, грибы, орехи и другие продукты питания.

В весенний период, когда в ряде местностей отмечается дефи­цит витаминных продуктов (особенно фруктов, свежих овощей, и год), целесообразно дополнять питание дозированным приемом витаминных препаратов — поливитаминов (драже «Ундевит», «Декамевит» и т. п.).

Важной функцией полноценного отдыха и нормализации рабочего состояния служит сон (до 7 — 8 часов в сутки).

Формула физического совершенства.

Особый разговор о достижении физического совершенства. Здесь уместно будет предложить только формулу здоровья (более подробно об этом можно прочитать в кн. Раченко И. П. Где и как экономить время. — Пятигорск, 1985), а делать выводы предстоит каждому индивидуально.

ЗД = (ЭУ + ДА + ТЗ + ДФ) / (Б + КА + ДЗ)

где: ЭУ — эмоциональная устойчивость, ДА — двигательная актив­ность, ТЗ — термозакаливание, РП — рациональное питание, ДФ — другие благоприятные факторы; Б — болезни, К — курение, Л — алкоголь, ДЗ — другие злоупотребления.

ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОГИГИЕНЫ.

Страх перед неудачей хуже

самой неудачи.

Хасидическое сказание.

Эффективность умственного труда зависит во многом и от ин­дивидуальной настроенности человека, и от его эмоционального состояния.

Действенным средством сохранения на высоком уровне рабо­тоспособности и, следовательно, повышения эффективности

учебного труда служит психогигиена. Психическая гигиена — это система принципов, установок и приемов, которые помогают ук­реплять психическое здоровье конкретного человека. Важнейшая функция психогигиены — предупредительная.

Довольно широкое распространение среди лиц, занимающих­ся умственным трудом, получило заболевание — невроз. Оно воз­никает потому, что невроз в значительной степени заболевание микросоциальное (проистекающее из взаимоотношений людей) и личностное (связанное с неадекватной оценкой человеком своих возможностей и его темпераментными особенностями).

Практика показывает, что человек вполне может избежать не­вроза, если сформирует у себя эффективную психологическую защиту. Прежде чем перейти к рекомендациям, предлагаем прове­рить себя с помощью тестов.

Тест. Определение уровня эмоциональной устойчивости.

Данная методика позволяет выявить уровень Вашей эмоциональной устойчивости. Для этих целей используется анкета, содер­жащая десять вопросов.

Анкета для изучения отдельных черт характера.

Вопросы анкеты Ответ (ключ)

Да Нет

1. Верно ли, что по отношению именно к вам слишком часто поступают 2 0 несправедливо?

2. Начинаете ли вы нервничать и злиться,

когда замечаете, что за вами кто-то наблюдает? 1 0

3. Есть ли у вас личные враги? 1 0

4. Верно ли, что вам трудно угодить? 1 0

5. Часто ли бывает с вами так, что окружающие люди вас раздражают и хочется побыть одному? 1 0

6. Часто ли вы испытываете чувство апатии, безразличия к окружающему и вообще усталость от жизни? 4 0

7. Не кажется ли вам, что вы особенный,

странный и непонятный для других человек? 2 0

8. Не создается ли у вас впечатления, что на вас обращают внимание чаще, чем на других? 2 0

9. Не создается ли у вас впечатления, что вас преследуют, хотят извести? 4 0

10. Часто ли у вас бывают головные боли, головокружения из-за каких-либо переживаний? 3 0

Порядок работы: читая поставленные в анкете вопросы, запи­сывайте против них однозначные ответы «да» или «нет».

Ключ к методике: ответы «да» оцениваются в баллах (см. анкету.) При ответах «нет» ставится «О» баллов за каждый ответ.

Оценка результатов:

Если вы набрали от 11 до 21 балла, то это характеризует то, что у вас недостаточный уровень эмоциональной устойчивости; от 8 до 10 — низкий; от 5 до 7 — средний и от 1 до 4 — высокий уровень эмоциональной устойчивости.

Вывод: при недостаточном и низком уровне эмоциональной устойчивости необходимо обратиться к врачу.

О недостаточном уровне эмоциональной устойчивости можно судить по наличию следующих признаков:

1. Частое понижение результатов деятельности в условиях эмоциональных воздействий, при сильных эмоциях.

2. Ответы на экзаменах и зачетах обычно ниже, чем на обыкно­венных занятиях.

3. Стремление избегать эмоционально насыщенных ситуаций (быть там только зрителем).

4. Падение результативности действий (в типичных для вас си­туациях) при наличии сторонних наблюдателей и др.

Тест. Склонны ли вы к стрессам?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, сначала подумайте над при­веденными ниже вариантами ответов: «да», «нет», «иногда».

1. Вспыльчивы ли вы по натуре?

2. Можете ли вы сказать о себе, что вы излишне чувствительны?

3. Педантичны ли вы?

4. Удовлетворены ли вы своей нынешней жизненной ситуацией?

5. Хотели бы вы добиться высокого служебного положения?

6. Можно ли сказать, что вы человек настроения?

7. Вы быстро теряете терпение?

8. Часто ли вы ощущаете страх (во всех его проявлениях)?

9. Вы тяжело принимаете решения?

10. Вы ревнивы?

11. Ощущаете ли вы свою незаменимость в каком-либо деле?

12. Ощущаете ли вы в присутствии своего начальника чувство не­уверенности?

13. Случалось ли вам ощущать комплекс неполноценности?

14. Часто ли вы попадаете в затруднительное положение?

15. Превращаете ли вы любое дело в большую проблему?

16. Умеете ли вы радоваться мелочам?

17. Недоверчиво ли вы относитесь к окружающим?

18. Вы курите мало (5 — 10 сигарет в день)?

19. Вы курите много (более 20 сигарет в день)?

20. Страдаете ли вы от бессонницы?

21. Трудно ли вам вставать утром?

22. Реагируете ли вы на перемену погоды?

23. У вас часто бывает ускоренный пульс (более 85 ударов в ми­нуту)?

24. Превышает ли ваш вес норму более чем на 10%?

25. Считаете ли вы, что ведете малоподвижный образ жизни?

26. У вас часто бывают головные боли?

27. У вас часто болит живот?

28. Болезненно ли вы реагируете на шум?

29. Бывает ли, что в сложных ситуациях у вас потеют ладони?

За каждый ответ «да» запишите себе 2 очка, за ответ «иногда» — 1 очко, за ответ «нет» — 0 очков. Просуммируйте набранные вами очки.

Итак, если вы набрали:

0 — 5 очков: вы не поддаетесь стрессам — ваш организм весь­ма стабилен.

6 —11 очков: вы иногда ощущаете стресс, и все же, как прави­ло, ухитряетесь удержать себя в узде и сохранять спокойствие.

12 — 17: со стрессами вы сталкиваетесь лишь в определенных сферах вашей жизни. Добившись большего владения собой, вы вполне можете повысить устойчивость к стрессам.

18 — 25 очков: вы находитесь под постоянной угрозой стресса Важно, чтобы вы выяснили его причины. А вообще вам нужна большая подвижность, вплоть до занятий спортом.

26 и более очков: ваше здоровье находится под угрозой стрес­са. Вам необходимо незамедлительно и серьезно задуматься над своим образом жизни и изменить его. Кроме того, постарайтесь регулярно показываться врачу, чтобы не упустить нежелательных изменений в вашем организме под воздействием стресса.

Тест. В порядке ли у вас нервы?

Стрессы, постоянные перегрузки часто называют «болезнью века». Многие из нас замечают, что становятся все более раздра­жительными, вспыльчивыми, нервозными. Как же мы справляем­ся с этим? Насколько нам удается овладеть собой в важный, кри­тический момент? Примерный ответ на эти вопросы, может быть, даст этот тест.

Варианты ответов на вопросы: «очень», «не особенно», «ни в коем случае».

Раздражает ли вас:

1.... смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?

2.... женщина «в летах», но одетая как молоденькая девушка?

3.... чрезмерная близость собеседника (допустим, в обществен­ном транспорте в час пик)?

4.... курящая на улице женщина?

5.... когда кто-то кашляет в вашу сторону?

6.... когда кто-то грызет ногти?

7.... когда кто-то смеется невпопад?

8.... когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?

9.... когда любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?

10.... когда в кинотеатре человек, сидящий перед вами, все вре­мя вертится и комментирует сюжет фильма?

11.... когда вам пытаются пересказать сюжет интересного ро­мана, который вы только собираетесь прочесть?

12.... когда вам дарят ненужные предметы?

13.... громкий разговор в общественном транспорте?

14.... слишком сильный запах духов?

15.... человек, который жестикулирует во время разговора?

16.... коллега, который часто употребляет иностранные слова при разговоре?

За каждый ответ: «очень» — 3 очка; «не особенно» — 1 очко; «ни в коем случае» — 0 очков.

Просуммируйте набранные очки и ознакомьтесь с интерпрета­цией в соответствующем числовом интервале.

Более 45 очков. Вас не отнесешь к числу терпеливых и спокой­ных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это слишком расшатывает нервную систему, от чего страдают и окружающие.

От 12 до 45 очков. Вас можно отнести к самой распространен­ной группе людей. Вас раздражают вещи только самые неприят­ные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятно­стям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забы­ваете о них.

11 и менее очков. Вы весьма спокойный человек, реально смотрите на жизнь. Или этот тест недостаточно исчерпывающий и ваши наиболее уязвимые стороны так в нем и не проявились? Судите сами. По крайней мере, с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого легко можно вывести из равновесия.

Каковы же средства защиты от стресса?

1. Смена ориентации. Неудача, постигшая человека в достиже­нии какой-либо жизненно важной цели, довольно часто приводит к неврозу. Чтобы этого не случилось надо найти новую цель и начать искать пути ее достижения.

2. Умение обесценивать то, что не смог достичь. Переносить малые потери легче, чем значительные.

3. Способность заранее, в уме осмысливать возможную неуда­чу и ее последствия. Такое «проигрывание» служит подготовкой психики на случай неудачи.

4. Способность отличать неудачу от катастрофы, неурядицу от беды, частый промах от крушения всех жизненных планов и т. д.

5. Навык к расслаблению. Каждому серьезному напряжению должен соответствовать период расслабления.

6. Доверительное общение. Человеку, попавшему в трудное положение, становится намного легче, если он, как говорят, может выговориться терпеливому и понимающему слушателю.

7. Имаготерапия представляет собой мысленное воспроизве­дение положительных образов с целью вытеснения неблагопри­ятных переживаний (образов людей для подражания, приятных ситуаций из прошлой жизни, своего благополучного будущего и т. д.).

При этом важно учитывать три принципиально важных мо­мента:

а) образ должен носить положительный характер;

б) образ должен вытеснять на время тягостные картины, свя­занные с какой-либо неудачей;

в) образ должен осознаваться, т. е. не стать заместителем реальности.

8. Юмор.

Позвольте еще один совет. Всегда будьте в хорошем настрое­нии. Улыбка, смех — это показатели здоровья, стабильности, успе­ха в жизни. С ними легче преодолеть неприятности.

Проверьте есть ли у вас чувство юмора.

На каждый вопрос отвечайте «да» или «кет».

1. Любите ли вы смеяться?

2. Умеете ли вы с юмором выходить из неприятных ситуаций?

3. Согласны ли вы с мнением, что брак — самая смешная вещь на свете?

4. Смеетесь ли вы наедине с самим собой, когда читаете или смотрите по телевизору что-нибудь смешное?

5. Если вы заметили, что вас обманывают, можете ли бы не показать вида?

6. Рассказывают ли ваши родные, друзья анекдоты, веселые истории?

7. Если вы находитесь в компании, то хотите выглядеть самым остроумным, быть в центре внимания?

8. Когда вы в плохом настроении, не раздражает ли вас смех окружающих?

9. Из всех жанров не предпочитаете ли вы комедию?

10. Считаете ли вы себя человеком с чувством юмора?

Если вы ответили «да» на 6 и более вопросов, то с чувством юмора у вас все в порядке. И это, несомненно, помогает вам даже в самые трудные моменты.

Если же у вас 5 или менее ответов «да», то вы, пожалуй, слиш­ком серьезно, а возможно, даже пессимистично смотрите на жизнь. Может быть, не стоит принимать проблемы, огорчения, не­приятные неожиданности так близко к сердцу, слишком всерьез?

На самом деле мало что в жизни стоит серьезных пережива­ний. Поэтому больше улыбайтесь?

Общей предпосылкой успеха психогигиены является объек­тивное познание человеком самого себя. Успех в конечном итоге на стороне того, кто правильно оценивает себя, свои обязанности, соответствие своих возможностей уровню притязаний.

Советует Дейл Карнеги.

Если вы хотите решить проблемы, превращающие ваши дни и ночи в кошмар, применяйте следующие правила.

1. Соберите факты. 2. Проанализируйте их. 3. Примите реше­ние, а затем действуйте в соответствии с ним.

Но как собирать факты, не привлекая эмоций, бесстрастно и объективно?

Я предлагаю два полезных способа осмыслить свои собствен­ные проблемы с позиции постороннего.

1. Представьте, что собираете информацию не для себя, а для какого-нибудь другого человека. Как показывает мой опыт, это помогает вытеснить эмоции, поступать рассудительно и бес­страстно.

2. Пытаясь выявить факты, связанные с волнующей вас про­блемой, вообразите себя судьей, готовым выслушать обе споря­щие стороны. Иными словами, отберите сведения, свидетельству­ющие против вас, — то, что противоречит вашим желаниям, к чему вам не хотелось бы обращаться. Затем запишите все за и против. В большинстве случаев правда находится посередине между двумя крайними точками зрения.

Итак, я преодолеваю свое беспокойство, примерно на 90% бла­годаря выполнению следующих принципов:

1. Точное описание волнующей меня ситуации.

2. Запись возможных действий, которые я могу предпринять.

3. Принятие решения.

4. Немедленное осуществление этого решения.

А теперь попробуйте ответить на четыре вопроса:

1. Что меня беспокоит?

2. Что я могу предпринять?

3. Что я собираюсь делать, чтобы решить проблему?

4. Когда я собираюсь приступить к выполнению намеченных действий? Попробуйте решить вашу проблему, применив ранее предложенный метод. Попробуйте дать четкие и исчерпывающие ответы на вопросы:

1. В чем суть проблемы?

2. Каковы ее причины?

3. Есть ли возможные решения?

4. Что вы конкретно предлагаете?

Я уверен, если вам это удастся, вы не только поправите свои де­ла, но и избавитесь от беспокойства.

ПСИХОГИГИЕНА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.

Коммуникабельность человека начинается с

внимания к людям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: