Лабрюйер

Необходимо говорить не только о познавательной самостоя­тельности, но и о коммуникативной самостоятельности студентов (т. е. умении правильно организовать свое общение с другими людьми).

На протяжении всего периода обучения конкретный студент организует свою жизнедеятельность в рамках коллектива учебной группы. Для улучшения своих личных показателей в учебе ему иногда бывает нужна помощь своих товарищей по группе. Велико значение и рациональных форм разделения и кооперации учебно­го труда между студентами при подготовке к определенным дис­циплинам с целью полезного использования рабочего времени. Особо следует остановиться на таком понятии, как «социально-психологический климат коллектива», которое тоже вносит свою лепту в качество учебного труда каждого студента.

Для определения коммуникативных способностей можно предложить следующие тесты:

Тест. По определению общительности

(см. В. Ф. Ряховский. Коммуникабельны ли вы? — «ЭКО», 1981, № 10)

На ниже перечисленные 16 вопросов необходимо ответить следующим образом: «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?

3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы ни­когда не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избе­жать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время и т. п.)

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам большую сумму денег, которые занял несколь­ко месяцев назад?

9. В ресторане или столовой вам подали явно недоброкачест­венную пищу. Промолчите ли вы, лишь рассержено отодвинув та­релку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступаете с ним в беседу и будете тяготиться, если первым загово­рит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, неже­ли стать в хвост и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рас­смотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не принимаете? Это так?

14. Услыхав где-либо в узком кругу высказывание явно оши­бочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпо­читаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разо­браться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оцен­ку) в письменном виде, чем в устной форме?

После того, как вы ответите сами для себя на эти, в общем-то, несложные вопросы, необходимо провести следующую работу: за каждый ответ «да» поставьте себе два очка, за «иногда» — одно оч­ко и за «нет» — 0 очков. Сложите общее число очков. По той типо­логии, которая предлагается ниже, вы сумеете приблизительно оп­ределить, к какой категории людей по параметрам общительности вы относитесь.

Ключ к тесту:

1) 30 — 32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко! На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

2) 25 — 29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочи­таете одиночество и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особен­ность своего характера и бываете недовольны собой. Но не огра­ничивайтесь только таким недовольством — в вашей власти пере­ломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность. Стоит только встряхнуться.

3) 19 — 24 очка. Вы в известной степени общительны и в незна­комой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые про­блемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с огляд­кой. В спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказы­ваниях порой слишком много сарказма без всякого на то основа­ния. Эти недостатки исправимы.

4) 14 —18 очков. Нормальная коммуникабельность. Вы любо­знательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете навстре­чу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, выходки и многословие вызывают у вас раздражение. Это вполне понятная реакция. Все выше сказанное характеризует вас с поло­жительной стороны. Но вместе с тем, старайтесь всегда объектив­но оценивать свои действия.

5) 9 —13 очков. Вы весьма общительны (порой, может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружа­ющих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите быть в цен­тре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнять. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам не достает — так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы сможете себя заставить не отступать.

6) 4 —8 очков. Вы, должно быть, «рубаха парень». Общитель­ность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе дел. Любите прини­мать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по лю­бому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представле­ние. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами.

7) 3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезнен­ный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще — повсюду трудно с вами. Да, вам бы поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям, наконец, подумайте и о своем здоровье — такой «стиль жизни» не проходит бесследно.

Тест. Определение уровня общительности.

ИНСТРУКЦИЯ: прочитайте внимательно каждое из приведен­ных ниже утверждений. Дайте ответ на поставленные вопросы только в форме «да» или «нет». Ответы занесите в регистрацион­ный бланк.

ОПРОСНИК

1. Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение.

2. Я больше расположен к приобретению влияния, чем дружбы.

3. Я чувствую, что по отношению к моим друзьям у меня боль­ше прав, чем обязанностей.

4. Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня ухудшается настроение.

5. Чтобы быть удовлетворенным я должен кому-то в чем-то помочь.

6. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди людей.

7. Мои друзья мне основательно надоели.

8. Когда я занят делом присутствие людей меня раздражает.

9. Мне приятно помогать другим, если даже это доставляет мне значительные трудности.

10. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, если даже он не прав.

11. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность боль­ше, чем когда нахожусь среди людей.

12. Я считаю, что основной радостью в жизни является об­щение.

13. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но зато близких.

14. Я люблю бывать среди людей.

15. Я долго переживаю после ссоры с близкими.

16. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.

17. Я больше доверяю собственной интуиции в мнении о лю­дях, чем суждениям о них со стороны других.

18. Я придаю большее значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с близкими мне людьми.

19. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.

20. По отношению ко мне люди часто были неблагодарны.

Обработка результатов.

«да» на вопросы: 5, 6, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19.

«нет» на вопросы: 1—4, 7, 8, 10, 17, 18, 20.

Каждый совпадающий ответ оценивается в один балл, затем рассчитывается общая сумма набранных баллов. До 10 баллов — низкий уровень общительности. От 11 до 14 баллов — средний уровень общительности. От 15 до 20 баллов — высокий уровень общительности.

Тест. Контакт.

Если хотите определить свой психологический тип по отноше­нию к окружающим, то оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму,

1. Я легко сближаюсь с людьми.

2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.

3. Я разговорчивый человек.

4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.

5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возмож­ность общения.

6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах.

7. Мне удается оживить скучную компанию.

8. Я говорю быстро.

9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется погово­рить с кем-нибудь.

1 — 12 баллов. Интроверт. Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок. Пессимистичен и поэтому вряд ли из него получится хороший педагог или органи­затор. По темпераменту обычно флегматик или меланхолик.

13 — 24 балла. Амбаверт. Для него характерны спокойные, ров­ные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руко­водители, педагоги — словом, все чья работа требует умения общаться с людьми.

25 — 36 баллов Экстраверт. Словоохотливый, общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема и тут он прекрасный импровизатор. Все у него получается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иро­нией. Не сдержан, потому, что не считает нужным контролировать эмоции и чувства. Такой человек обычно холерик или сангвиник. Некоторые представители этого типа нам хорошо знакомы: Нозд-рев, Хлестаков — вот его литературные собратья.

Тест. Умеете ли вы слушать?

Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворе­ние, досаду или раздражение при беседе с любым человеком.

1. Собеседник не дает мне высказаться, постоянно прерывает меня во время беседы.

2. Собеседник никогда не смотрит на меня во время разговора.

3. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага зани­мают его больше, чем мои слова.

4. Собеседник никогда не улыбается.

5. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.

6. Собеседник всегда старается опровергнуть меня.

7. Собеседник вкладывает в мои слова другое содержание.

8. На мои вопросы собеседник выставляет контр, вопросы.

9. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

10. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня, лишь затем, чтобы согласиться.

11. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается по­сторонним: играет сигаретой, протирает стекла очков и т. д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

12. Собеседник делает выводы за меня.

13. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повество­вание.

14. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.

15. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспо­коит.

16. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает также.

17. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется бе­седой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

18. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смеш­ные истории, шуточки, анекдоты.

19. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.

20. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?».

Подведем итоги: итак, количество ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение, составляет:

14 — 20 — Вы плохой собеседник и вам необходимо кропотли­во работать над собой и учиться слушать.

8 — 13 — Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям, но вам еще не достает некоторых до­стоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

3 — 7 — Вы хороший собеседник, но иногда отказываете парт­неру в полном понимании. Повторяйте вежливо его высказыва­ния, дайте высказать ему свою мысль полностью, приспосабливай­те свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что об­щаться с вами будет еще приятнее.

0 — 2 — Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать, ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Исходя из этого, рассмотрим определенные правила общения:

1. Уважай мнение товарищей по коллективу. Если спор неизбе­жен, то не следует начинать его с прямого отклонения мнения товарищей, например, со слов: «Ты не прав»! Это воспринимается почти также, как заявление: «Я умнее тебя». Прямо заявив това­рищу, что он не прав, не позаботившись о том, чтобы вникнуть в суть занимаемой им позиции, мы наносим удар по его самолюбию и чувству собственного достоинства. Это, как правило, вызывает лишь раздражение и желание ответить тем же.

2. Укрепляй у товарищей веру в себя. Если просто скажешь товарищу, что он бездарен и делает все неправильно, то убьешь в нем веру в себя и желание совершенствоваться. Если же отметишь его успехи, а не промахи, дашь понять, что веришь в него, то он сделает все, чтобы стать лучше.

3. Доказывая свою мысль другим, избегай выражений типа «несомненно», «абсолютно точно», «безусловно» и т. п. Лучше говорить словами «я полагаю», «возможно», «мне кажется» и пр. Их употребление вместо безапелляционных суждений не поко­леблет вашей уверенности и вместе с тем позволит скорее убедить товарищей, не задевая их достоинства.

4. Если не прав, открыто признай это перед товарищами. При­знавая свои ошибки, мы оказываемся в менее неловком положе­нии, чем тогда, когда эти ошибки замечают другие. Самому себя критиковать легче, чем выслушивать замечания в свой адрес со стороны.

5. Стремясь убедить в чем-то товарища по коллективу, дай ему сначала до конца выговориться. Нельзя прерывать человека, не завершившего свою мысль. Он все равно будет занят ею и не вос­примет того, о чем ты говоришь, с должным вниманием. Внима­тельно и терпеливо слушающий человек успокаивает собесед­ника. В присутствии такого слушателя даже самый конфликтный человек умолкает и готов слушать и понимать других.

6. Прежде чем осудить товарища, постарайся выяснить почему он так поступил. У каждого человека своя логика, своя система рассуждений, с помощью которых он оправдывает свои поступки. Критиковать и осуждать умеет каждый, а понять человека и по­мочь ему исправить свою ошибку дано немногим. Научившись этому, мы сами вырастаем как личности.

7. Начинать беседу с товарищем, в процессе которой ты хочешь его в чем-то переубедить, надо с искреннего, дружеского, доброжелательного к нему отношения. Если человек настроен по отношению к вам враждебно, он не будет рассуждать логично, воспринимать объективно то, о чем ему говорят. Наше восприятие и понимание других людей существенно зависят от эмоциональ-

ного настроя по отношению к ним. Недружелюбное отношение ожесточает человека, убивает в нем желание сотрудничать. Дру­желюбие, напротив, располагает к сотрудничеству и взаимопони­манию.

8. Умей видеть достоинства, положительные стороны у людей, будь искренним, сердечным и щедрым на похвалы. У всех людей есть не только недостатки, но и очевидные достоинства. Свои положительные стороны человек, как правило, хорошо знает и стремится развивать. Растить в человеке лучшее, что в нем зало­жено, можно путем высокой оценки поступков, в которых это луч­шее проявляется.

9. Не навязывай своего мнения товарищу, дай ему самому прийти к нужному выводу. Мы больше верим и следуем выводам, к которым приходим сами, чем тем, которые предлагаются нам в готовом виде.

10. Проявляй искренний, бескорыстный интерес к товарищам по коллективу. Каждый человек нуждается во внимании и бывает рад, если окружающие искренне им интересуются.

САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ.

Развитие и образование ни одному чело­веку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достичь этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: