Латинское изречение

Порядок следует понимать как несущую опору индивидуаль­ного стиля работы. Он во многом определяет продуктивность умственного труда. В связи с этим следует обратить внимание на следующие советы:

— заблаговременно подготовьте литературу, тетради, рабочие инструменты (карандаши, ручки, линейки, резинку). Не подго­товив необходимых материалов, вы будете вынуждены тратить время на их поиск;

— на рабочем столе не должно лежать ничего лишнего;

— порядок на столе помогает сконцентрироваться;

— убрать с глаз долой все, что в данный момент не требует обработки, но знать, где этот материал находится;

— напоминать о том, что вам необходимо сделать, должны не материалы, дожидающиеся своего часа на столе, а календарь — еженедельник и продуманная система хранения материалов.

Французский философ и математик Декарт любил повторять: «Порядок освобождает мысли».

По свидетельству специалистов, одно только наведение поряд­ка на рабочем месте сокращает затраты времени на 10 — 20%.

Приоритеты в работе.

В умении отобрать главное —

сила мастера.

Гете.

Принятие решений предполагает выбор первоочередных задач и дел. Таким образом, принять решение — это установить приори­тетность.

Установить приоритетность — означает принять решение о том, каким из задач следует придавать первостепенное, второсте­пенное и т. д. значение.

Определение приоритетности — это настолько само собой разумеющееся дело, что часто выполняется несистематически и даже неосознанно.

Отсюда следует:

сознательно устанавливайте однозначные приоритеты, после­довательно и системно выполняйте задачи, включенные в план, в соответствии с их очередностью!

Преимущества работы по приоритетам.

Благодаря регулярному определению предстоящих задач, вы сможете:

— работать только над действительно важными и необходимы­ми задачами;

— решать вопросы в соответствии с их неотложностью;

— концентрироваться на выполнении только одной задачи;

— более целеустремленно приступать к делу и укладываться в установленные сроки;

— наилучшим способом достигать поставленных целей при заданных обстоятельствах;

— исключить дела, которые могут быть выполнены другими;

— в конце планового периода (например, рабочего дня) разде­латься, по крайней мере, с важнейшими вопросами;

— не оставлять невыполненными задачи, которые Вам дейст­вительно по силам.

Позитивные последствия:

— соблюдаются установленные сроки;

— вы получаете большее удовлетворение от рабочего дня и ре­зультатов работы;

— получает удовлетворение Ваш непосредственный руководи­тель;

— удается избежать конфликтов;

— вы сами избегаете стрессовых перегрузок.

Отдавайте себе отчет в том, что вы не все можете и не все должны сделать, устанавливайте приоритеты и начинайте с важ­нейших дел! И не забывайте, что установление приоритетов — ос­новное правило эффективной техники личной работы.

Научитесь начинать работу!

Как подступиться к неприятной, сложной и чрезвычайно объ­емной работе, не испытывая при этом постоянно желания увиль­нуть, придумать другие якобы неотложные дела, обмануть самого себя?

Если вы действительно внутренне готовы к тому, чтобы изме­нить свое поведение в будущем, возьмите листок бумаги и отметь­те, почему вы отложили те или иные работы. Чтобы не отложить и это дело, познакомьтесь с приведенными ниже причинами, мешающими к работе, которыми поделились люди, не умевшие начинать.

Причины, по которым работа не была начата:

— страх перед продолжительностью работы;

— страх перед возможной неудачей;

— страх перед некомпетентностью;

— работа недостаточно привлекательна и скучна;

— результаты работы не принесут выгоды;

— я даже понятия не имею, как к ней подступиться;

— работа пробуждает во мне неприятные чувства;

— я не имею пока такой информации;

— я заранее убежден в ее безполезности;

— у меня есть более важные дела! На такие длительные работы просто времени нет.

Наверняка найдется еще много подобных причин, на которые вы натолкнетесь, если захотите проверить себя и зададите себе вопрос: почему я откладываю работу на более поздний срок?

Здесь вряд ли что-либо изменится, если не попытаться выяснить подспудные причины такого поведения.

Уметь сосредоточиться.

«Я просто не могу собраться с мыслями» — это выражение стало приемлемой для окружающих формой извинения. К ней прибегают, когда ощущается усталость, отвращение к работе, еще раз хочется отодвинуть решение неприятной задачи до «лучших времен».

Тот, кто не может сосредоточиться, не в состоянии в течение длительного времени интенсивно заниматься каким-либо делом.

Он не может долго слушать, читать, выполнять письменную работу, думать и т. п. Тексты зачастую не воспринимаются, не откладываются в памяти, они сразу же проскальзывают. Человек погружается в размышления, но мысли отклоняются от темы, начинают «путешествовать». Если человек пытается, но не может сосредоточиться, у него появляется отвращение к работе. Едва начав, он откладывает ее.

Можно ли научиться сосредоточиваться?

Собраться с мыслями, добиться предельной концентрации внимания — всему этому можно научиться. Начинать надо с ана­лиза собственных трудностей по предложенной таблице:

Я могу сосредоточиться   Хорошо   Не очень хорошо   Плохо  
При чтении При слушании При выполнении письменных работ Когда в помещении находятся другие люди Когда вокруг шумно Когда нахожусь под давлением Когда работа меня не интересует              

Добавьте к данному перечню ситуации, которые важны для вас в учебной деятельности. Вы добьетесь наибольших успехов, если направите особые усилия на самые слабые места.

Проблема усидчивости.

Учебная работа требует немалой усидчивости, т. е. способно­сти сравнительно длительное время, несмотря на отвлекающие обстоятельства и нарастающую усталость, доводить начатое дело до конца.

Но на усидчивости, а в связи с этим и на качестве подготовки к занятиям сказывается неодинаковое отношение студента к раз­ным учебным предметам. У многих есть предметы особо любимые, и есть предметы не любимые, которыми заниматься просто не хо­чется. В основном можно указать четыре причины отрицательного отношения студента к какому-то предмету:

— неясен смысл его изучения. («Зачем он мне нужен на прак­тике?»).

Ответ: каждый учебный предмет в той или иной степени ре­шает задачи общего развития человека;

— трудно дается предмет в силу каких-либо особенностей умственной деятельности студента.

Ответ: обратиться за советом к педагогам или более сильным товарищам. Самому тоже проявить побольше усилий — ив том, чтобы понять причины трудностей, и в том, чтобы их преодолеть;

— у студента по каким-то причинам сложились неблагоприят­ные взаимоотношения с преподавателем, и свое отношение к пре­подавателю студент перенес на предмет.

Ответ: но при чем тут предмет? На первом месте должны быть знания, которые заключаются в содержании данного предмета, а уже потом и все остальное, т. к. на базе знаний формируется профессионал своего дела;

— у студента вообще не сформирована любознательность, по­требность в познании. Ему интересны только те предметы, в кото­рых он достиг определенных успехов или видит в них чисто прак­тической смысл.

Ответ: уважение к человеку определяется тем, насколько он интересен окружающим. И в конце концов общее развитие — это первая ступень вашей служебной карьеры.

Советы по экономии времени.

Среди студентов немало любителей оправдывать свои низкие успехи в учебе недостатком времени. Однако настоящая причина кроется в неумении правильно его распределить и использовать. С целью устранения этой причины можно порекомендовать не­сколько советов:

1. Точно определи свои цели и наметь перспективный план их достижения в реальные сроки. Наличие ясных целей и четких сроков их осуществления будет побуждать заниматься только полезным.

2. Приучи себя неукоснительно выполнять режим дня и спла­нированные на день дела, помня, что нарушение взятых обяза­тельств портит характер, разрушает волю.

3. За решение намеченных задач принимайся энергично, без раскачки в строго определенное время, решительно устраняя все помехи. Используй эффективные приемы труда.

4. К сложным, ответственным делам приступай только после полноценного отдыха. При выполнении учебных заданий начи­нать с вопросов средней трудности, затем целесообразно перейти к решению более сложных, а легкими заняться в конце рабочего времени. Если то или иное дело сразу не ладится, то желательно временно его отложить и заняться другой полезной работой или сделать небольшой перерыв для активного отдыха, суть которого состоит в смене вида деятельности. После этого следует приняться за решение прежней задачи вновь.

5. Во время работы не допускай переутомления. Не экономь время за счет сна и приема пищи. С целью предупреждения утомляемости, исходя из своих индивидуальных особенностей, установи для себя правила чередования умственного и физиче­ского труда.

6. Приучись систематически анализировать организованность и продуктивность своей деятельности, учитывай все затраты вре­мени и изысканий его резервы.

7. В процессе творческой деятельности не упускай периоды вдохновения, пребывания «в ударе», когда все получается легко и быстро.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: