Здравое слово о главе пятидесятой

В данной главе речь идёт о тех, кому Аллах даровал детей, и как Он совершил Своё благо, сделав их физически здоровыми.

В ответ на это люди обязаны быть благочестивыми в своей религии и благодарить Аллаха за Его блага. Они обязаны не допускать поклонения своих детей кому-либо помимо Аллаха, а также не приписывать благ Аллаха никому другому. В противном случае это будет проявлением неблагодарности за дарованные Им блага, что абсолютно противоречит принципу таухида.


Глава 51
ОБ ИМЕНАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Утверждение наличия имён у Аллаха.

2. Утверждение того, что Его имена прекрасны.

3. Повеление взывать к Аллаху ими.

4. Повеление отвергать невежественных людей, которые отрицают имена Аллаха и раскольничают о них.

5. Разъяснение понятия «раскольничество» в отношении имён Аллаха.

Всевышний Аллах сказал:

«У Аллаха — прекрасные имена; взывайте к Нему ими, и оставьте тех, кто раскольничает о Его именах. Им воздаcтся за то, что они делают!» * (Преграды, 180).

*Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У Аллаха — девяносто девять имён: сто без одного. Тот, кто перечислит их, войдёт в Рай. Он — Один и любит нечётное...» (Аль-Бухари 11/186—192, Муслим [2277]). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что нам известно только девяносто девять прекрасных имён Аллаха. По ним раб узнаёт своего Господа, и они указывают на Его совершенство. В данном аяте Аллах предостерёг нас от раскольничества о них.

Ибн аль-Каййим сказал: «Раскольничество заключается в том, что имена и качества Аллаха не признают и отрицают, или не признают их значение и делают бессмысленными, или искажают их истинный смысл и изменяют его путём аллегорического толкования, или дают эти имена творениям».

Необходимо знать, что Всевышний Аллах абсолютно не похож на Свои творения ни сущностью, ни качествами. Он сказал: «Нет ничего, подобного Ему» (Совет, 11). Отрицание же или неверное толкование качеств Аллаха приводит к отклонению от дороги посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что и постигло джахмитов, мутазилитов и многих других.

Ибн аль-Каййим сказал, что имена и качества Господа можно подразделить на несколько групп:

— относящиеся к Его сущности, такие как Сущий (Зат), Существующий (Мауджуд);

— относящиеся к Его качествам, такие как Всеведущий (аль-Алим), Всемогущий (аль-Кадир), Всеслышащий (ас-Сами‘), Всевидящий (аль-Басыр);

— относящиеся к Его деяниям, такие как Творец (аль-Халик), Наделяющий благами (ар-Раззак);

— отрицающие Его недостатки и подчёркивающие Его совершенство, такие как Святой (аль-Куддус), Совершенный (ас-Салам);

— объединяющие несколько атрибутов и не ограничивающиеся одним, такие как аль-Маждид (Славный), аль-Азим (Великий), ас-Самад (Вечный). Например, имя аль-Маджид (Славный) объединяет несколько качеств совершенства и подчёркивает обширность, величие и изобилие. Аллах сказал: «...Владыка Трона, Славный...» [Зу-ль-Арш аль-Маджид] (Башни, 15). Он — Владыка Трона обширного, величественного, славного;

— образующиеся в результате упоминания одного из качеств после другого, то есть благодаря добавлению второго к первому. Например, «Самодостаточный, Восхваляемый» (аль-Гани аль-Хамид). Самодостаточность — это качество совершенства, так же, как и хвала. Однако вместе они образуют третье совершенство. Это относится ко всем подобным именам Аллаха, упомянутым в Коране, таким как Всепрощающий, Всемогущий (аль-Гафур аль-Кадир), Восхваляемый, Славный (аль-Хамид аль-Маджид), Могущественный, Мудрый (аль-Азиз аль-Хаким).


Как на то указал Ибн Касир, у Аллаха есть и неизвестные нам имена. Он опирался на следующий хадис Ибн Масуда от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Если кого-либо из вас охватит тревога или печаль, и он скажет: “О Аллах! Я — Твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабы. Мой хохол [душа. — Ред. ] — в Твоих руках. На мне утверждено Твоё постановление, и справедливо ко мне Твоё предопределение. О Аллах! Я прошу Тебя всеми именами, присущими Тебе, которыми Ты Сам назвал Себя, или ниспослал их в Своей Книге, или научил им кого-либо из Своих творений, или сохранил их у Себя в знании сокровенного, сделай Величественный Коран садом моей души, светом моего сердца, снятием моей печали и исчезновением моей тревоги и скорби” — тому Аллах обязательно развеет его тревогу и печаль, и их место займёт радость. Его спросили: «О посланник Аллаха! Разве не должны мы выучить это?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Конечно, каждому, кто услышит это, следует его выучить (Ахмад 1/391 и 452, Ибн Хиббан (2372); достоверный хадис).

Ибн Абу Хатим приводит толкование Ибн Аббаса о словах Аллаха: «Тех, кто раскольничает о Его именах...» — это те, кто придаёт Ему сотоварищей».

Ибн Аббас также сказал: «Имя ал-Лат произошло от «аль-Илаh» (Божество), а имя «аль-Узза» — от «аль-Азиз» (Могущественный)».

Аль-Амаш сказал: «Они [раскольники] вносят в них [имена Аллаха. — Ред. ] то, что к ним не относится».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: