Последствия несправедливости

Сообщается, что Абдулла ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Притеснение (обернется густым) мраком в День воскресения".

Ахмад, Муслим и Аль-Бухари

В этом хадисе содержится предостережение от проявлений несправедливости и побуждение к тому, что является ее противоположностью.

Весь шариат в целом является воплощением справедливости, велит придерживаться справедливости и запрещает несправедливость.

Аллах Всевышний сказал:

"Повелел Господь мой придерживаться справедливости...".

"Преграды", 29

Аллах Всевышний также сказал:

"Поистине, Аллах велит (придерживаться) справедливости, совершать благие дела и оделять родственников и запрещает непристойное, порицаемое и греховное. Он увещевает вас, чтобы вы опомнились".

"Пчелы", 90

Аллах Всевышний также сказал:

"Те, которые уверовали и не осквернили веру свою несправедливостью, — именно они пребывают в безопасности, и ведомы они прямым путем".

"Скот", 82

Вера, как совокупность ее основ и скрытых и явных ответвлений, является воплощением справедливости, тогда как противоположное ей — представляет собой несправедливость. Высшим проявлением справедливости и ее основой является искреннее признание единобожия Аллаха, вера в Его атрибуты и прекрасные имена, а также искренность в религии и поклонении Ему.

Что же касается величайшей несправедливости, то ею является придание Аллаху сотоварищей, ибо Аллах Всевышний сказал:

"... поистине, многобожие — великая несправедливость!"

"Лукман", 13

И в самом деле, ведь справедливость — есть ничто иное, как способность расставлять все по своим местам и соблюдать определенные права, соблюдение которых является обязательным, тогда как несправедливость — есть нечто противоположное. В первую очередь необходимо соблюдать право Аллаха на то, чтобы Его рабы познавали Его и поклонялись Ему, не поклоняясь наряду с Ним никому и ничему, после чего необходимо придерживаться основ веры и соблюдать законоположения ислама, то есть совершать молитву, отдавать закят, соблюдать пост во время рамадана, совершать хадж к Священному дому Аллаха и советовать друг другу придерживаться истины и хранить терпение, несправедливостью же будет неисполнение чего-либо из вышеупомянутого.

Кроме того, признаком справедливости является соблюдение таких прав пророка (мир ему и благословение Аллаха), как вера в него, такая любовь к нему, которая больше любви ко всем остальным людям, проявление покорности ему, проявление почтения к нему и убежденность в том, что его веления и слова выше велений и слов любого другого из людей.

Нарушение рабом любого из прав пророка (мир ему и благословение Аллаха) является великой несправедливостью, поскольку он знал о верующих больше, чем они сами, и был более милосерден и сострадателен к ним, чем любой иной человек, и только через него каждый мусульманин обрел свою долю блага.

Признаком справедливости является проявление почтительности к родителям, поддержание связей с родственниками и соблюдение прав друзей и всех тех, с кем общается человек, тогда как признаком несправедливости является неисполнение всего вышеупомянутого.

Признаком справедливости является также соблюдение каждым из супругов прав другого супруга, а если кто-то из них пренебрегает этим, то значит он — несправедлив.

Что же касается проявлений несправедливости по отношению к людям, то видов их существует множество, а указанием на все это в целом могут служить слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказанные им во время проповеди в ходе прощального паломничества:

"Поистине, ваша кровь 054, ваше имущество и ваша честь столь же священны (харам — запретны) для вас, сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе! 055 ". 056

Аль-Бухари

В День воскресения все проявления несправедливости обернутся густым мраком, а несправедливые понесут наказание, соответствующее степени допущенной ими несправедливости. Что же касается угнетенных, то они получат возмещение за счет благих дел, которые совершали несправедливые057, а если окажется, что при жизни те не совершали добрых дел или же добрых дел этих людей недостаточно058, тогда дурные дела угнетенных будут возлагаться на притеснителей.

Если же говорить о любых проявлениях справедливости, то в День воскресения все они обернутся светом, так как Аллах Всевышний сказал:

"В тот День, когда ты увидишь, как свет верующих мужчин и женщин будет изливаться перед ними и справа от них (им будет сказано): "Сегодня вам радостная весть о садах, где внизу текут реки...".

"Железо", 12

Аллах Всевышний запретил Себе несправедливость и объявил ее запретной среди Его рабов. Аллах Всевышний придерживается прямого пути в Своих словах, делах и в Своем воздаянии, и Он — Справедливый. Он определил прямой путь, имеющий отношение к справедливости и для Своих рабов, а поэтому тот, кто отклонится от справедливости в сторону несправедливости и притеснений, окажется в аду.

Несправедливость бывает трех видов, а такой несправедливостью, которую Аллах не простит, является многобожие.

Об этом Аллах Всевышний сказал так:

"Поистине, Аллах не простит поклонения другим наряду с ним...".

"Женщины", 48

Вторым видом несправедливости, ни одно из проявлений которой Аллах не оставит без внимания, является несправедливость рабов в отношениях между собой, а свидетельством совершенства справедливости Аллаха является то, что положение Его рабов по отношению друг к другу будет определяться степенью допущенных ими несправедливостей.

Если же говорить о третьем виде несправедливости, то здесь все будет зависеть от воли Аллаха, и если Он пожелает, то покарает виновных в противном же случае Он простит их. Здесь речь идет обо всех грехах рабов перед их Господом за исключением греха многобожия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: