Хадис двадцать третий

МОЛИТВА, АЗАН И ИКАМАТ082

Сообщается, что Малик ибн Аль-Хувайрис, да будет доволен им Аллах, сказал:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Молитесь так же, как видели молящимся меня, а когда настанет время молитвы, пусть один из вас призовет вас к молитве и пусть имамом вашим будет старший из вас". 083

Аль-Бухари и Муслим

Сказанное пророком (мир ему и благословение Аллаха), состоит из трех частей, важнейшей из которых является первая.

Первой частью следует считать слова: "... когда настанет время молитвы, пусть один из вас призовет вас к молитве...". Эти слова указывают на то, что произнесение азана является одним из требований шариата, что азан обязателен, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел произносить его, и что произносится он сразу после наступления времени молитвы. Исключением из этого правила является утренняя молитва, так как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

" (Когда) Биляль станет произносить азан ночью 084, (продолжайте) есть и пить 085, пока призыв не начнет возглашать Ибн Умм Мактум!" 086

Произнесение азана является такой обязанностью, выполнять которую должны хотя бы отдельные члены общины (фард аль-кифайа)087, а не всеобщей обязанностью (фард аль-'айн), так как всеобщей обязанностью это было бы в том случае, если бы пророк (мир ему и благословение Аллаха) адресовал данное веление каждому взрослому и дееспособному человеку, но этого не было. А поскольку он потребовал только, чтобы этот призыв произносился, не указав на конкретных исполнителей, мы и говорим, что это — фард аль-кифайа. Кроме того, в этом хадисе сообщается, что он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "... пусть один из вас призовет вас к молитве...", что же касается слов, из которых состоит азан, то они общеизвестны.

Муаззин должен обладать хорошим голосом, быть достойным доверия человеком, знать об установленном времени наступления молитв и стараться точно определять такое время, поскольку для достижения цели это является наилучшим, но, как правило, достаточно будет, если он просто станет своевременно объявлять о наступлении времени молитвы.

Данный хадис служит указанием на обязательность азана как в обычных обстоятельствах, так и во время поездок, что же касается икамата, то он дополняет собой азан, поскольку азан является объявлением о наступлении времени молитвы, а икамат — объявлением о начале молитвы как таковой.

Известно множество хадисов, в которых указывается на достоинство азана, большую награду, которая полагается за его произнесение, и желательность повторения за муаззином слов азана, то есть повторения всего того, что говорит муаззин, за исключением его слов: "Спешите на молитву, спешите к спасению!" — вместо которых человеку следует обратиться к Аллаху с просьбой о помощи в совершении молитвы и достижении спасения, к чему Аллах его призывает и в чем заключается все благо. В этом случае человеку следует произнести слова: "Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха" — (Ля хауля уа ля куввата илля би-Ллях)088, после чего вознести мольбы за пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сказать: "О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к аль-уасиля089 и высокому положению090 и направь его к месту достохвальному091, которое Ты обещал ему!"092, а затем обратиться к Аллаху с мольбами за себя, поскольку на мольбы, обращаемые к Аллаху в это время, будет дан ответ, и человеку следует стремиться возносить их.

Второй частью являются слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): "... и пусть имамом вашим будет старший из вас". Эти слова указывают на обязательность совместной молитвы, которая считается таковой в том случае, если в ней принимают участие по меньшей мере двое: имам и тот, кто совершает молитву, следуя за ним. Здесь есть также и указание на то, что имамом должен быть наиболее подходящий для этого человек, а в другом хадисе сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"Пусть имамом для людей будет тот, кто лучше всех знает Книгу Аллаха 093, если же в этом отношении они равны, то — лучше всех знающий сунну, а если они равны и в этом, то — раньше всех совершивший хиджру 094 или раньше всех остальных принявший ислам".

Муслим

Таким образом, если люди близки друг к другу с точки зрения того, о чем говорится в приведенном нами хадисе, лучше будет, чтобы имамом стал старший из них. Выдвижение вперед старшего по возрасту в каждом деле, которое требует упорядоченности, узаконено шариатом, если только младший не обладает каким-либо преимуществом, так как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: " (Уступи) старш ему, (уступи) старшему!" 095

Таким образом, совместная молитва предполагает участие в ней имама и того, кто совершает молитву, находясь за ним. Во время совместной молитвы имам нужен для того, чтобы другие молились, следуя ему, и когда он произносит слова "Аллах велик", все остальные должны повторять их вслед за ним. Кроме того, они должны повторять за имамом его движения, когда он совершает поясные и земные поклоны или поднимается, совершать же все это одновременно с ним — запрещается. Что же касается опережения его во всех без исключения действиях, совершаемых во время молитвы, то это не только является запретным, но и делает молитву недействительной. Итак, всем стоящим за имамом предписано следовать ему и запрещено совершать любые движения одновременно с ним, опережать его и намного отставать от него. Когда молящихся двое или больше, будет лучше всего, если они встанут в ряд позади имама, но допускается также, чтобы они становились справа от него или же и справа, и слева. Если помимо имама в молитве принимает участие только один человек, то ему следует встать справа от имама, а женщина должна занять свое место позади мужчины или же мужчин. Если на молитве присутствует только одна женщина, то она должна стоять в своем ряду в одиночестве, а если женщин несколько, им следует выстраиваться в ряд так же, как это предписывается делать мужчинам. В том случае, когда позади имама или позади выстроившихся в ряд мужчин стоит один мужчина, не имеющий на то никаких веских оснований, молитва его является недействительной.

Для того, чтобы осуществлять свои функции во время молитвы должным образом, имаму следует совершать все необходимое.

Имеется в виду, что, он должен произносить вслух слова "Аллах велик" и в нужные моменты произносить слова "Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу", а также читать вслух Коран в соответствующих случаях096. Кроме того, имам обязательно должен находиться впереди остальных молящихся, следить за тем, чтобы люди успевали повторять за ним все необходимое, и не слишком затягивать чтение аятов Корана, но в то же время совершать все должным образом.

Третья часть, которая в данном хадисе находится на первом месте, состоит из слов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): "Молитесь так же, как видели молящимся меня...". Таким образом, в том, что касалось молитвы, пророк (мир ему и благословение Аллаха) наставлял людей словом и делом и точно так же он поступал во время хаджа, говоря людям:

" (Я поступаю так) чтобы вы учились вашим обрядам". 097

Эти слова касаются всего того, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил, делал и повелевал делать во время молитвы. Его указания были направлены на то, чтобы каждый раб Аллаха полностью выполнил все предварительные условия совершения молитвы, после чего встал бы на место ее совершения и обратился лицом к кибле, имея в своем сердце намерение совершить определенную молитву, а потом сказал бы: "Аллах велик", и стал обращаться к Аллаху с мольбами и просьбами о защите от шайтана перед началом своей молитвы, говоря то же самое, что в подобных случаях говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), например, следующее:

"Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твое, превыше всего величие Твое и нет бога, кроме Тебя" — (Субхана-кя, Аллахумма, уа би-хамди-кя, уа табаракя исму-кя, уа та'аля джадду-кя, уа ля иляха гайру-кя). После этого он должен сказать: "С именем Аллаха Милостивого, Милосердного", и прочитать "Аль-Фатиху", а затем — одну из длинных сур, если совершается утренняя молитва, и одну из коротких, если совершается молитва закатная, что же касается прочих молитв, то во время их совершения после "Аль-Фатихи" читаются средние по длине суры. Затем он должен совершить первый поясной поклон, предварительно произнеся слова "Аллах велик" и подняв руки до уровня плеч098, поднимая их таким же образом при выпрямлении после каждого поясного поклона099, при произнесении слов "Аллах велик" перед началом молитвы и при вставании после первого ташаххуда во время совершения молитв, состоящих из четырех или трех ракатов. Совершая поясной поклон, обязательно следует сказать: "Слава моему Великому Господу" — (Субхана Рабби-аль-'Азым), хотя бы один раз100, а для того, чтобы сделать все наилучшим образом лучше произнести эти слова трижды или более того. То же самое относится и к произнесению слов "Слава моему Высочайшему Господу" — (Субхана Рабби-аль-А'ля), при совершении земного поклона. После совершения поясного поклона и независимо от того, совершается молитва индивидуально или же совершающий ее является имамом, он должен сказать:

"Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу! Господь наш, хвала Тебе, хвала многая, благая и благословенная!" — (Сами'а-Ллаху ли-ман хамидах! Рабба-на, уа ля-кя-ль-хамд хамдан кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи). Если молитва совершается под руководством имама, то каждый молящийся произносит те же слова, но не говорит: "Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!" Затем следует произнести слова "Аллах велик" и совершить земной поклон, касаясь земли семью местами: ступнями, коленями, кистями рук, а так же лбом и носом. Затем необходимо выпрямиться со словами "Аллах велик" и усесться на левую ногу, подняв вертикально ступню правой так, чтобы пальцы этой ноги были направлены в сторону киблы. Усаживаясь во время совершения молитвы, человек должен принимать такую позу (ифтираш) во всех случаях за исключением его сидения во время последнего ташаххуда, когда он садится непосредственно на пол, просовывая левую ногу под правую (таваррук)101.

В промежутке между двумя земными поклонами он говорит: "О Аллах, прости меня, и помилуй меня, и исправь мое положение, и выведи меня на правильный путь, и даруй мне средства к существованию и помоги мне!" — (Аллахумма-гфир ли, уа-рхам-ни, уа-хди-ни, уа-рзук-ни уа-джбур-ни), а затем совершает второй земной поклон точно так же, как и первый. Те же действия он повторяет во время совершения каждого раката молитвы, и при этом после перехода к каждой новой молитвенной позе, когда человек поднимается или опускается на колени, совершает поясные или земные поклоны, встает или садится, ему следует на некоторое время задержаться в таком положении.

Совершая ташаххуд, он должен сказать: "Приветствия Аллаху, и молитвы и лучшие слова, мир тебе, о пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник" — (Ат-тахийату ли-Ллях, уа-с-саляват уа-т-тайибат, ас-саляму аляй-кя, аййуха-н-наби, уа рахмату-Ллахи уа баракяту-ху, ас-саляму 'аляй-на уа 'аля 'ибади-Лляхи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллах уа ашхаду анна Мухаммадан 'абду-ху уа расулю-ху). Эти слова произносятся после первого ташаххуда, после чего, если данная молитва состоит из трех или четырех ракатов, молящийся встает и совершает ее до конца, читая при этом только "Аль-Фатиху". Если же этот ташаххуд является единственным или последним, то он говорит:

"О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения102 Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мук ада, от мучений могилы, от искушений жизни и смерти и от искушения Антихриста!" — (Аллахумма, салли 'аля Мухаммад уа 'аля аль Мухаммад кя-ма салляйта 'аля Ибрахим уа 'аля аль Ибрахим, инна-кя Хамиду-м-Маджид! Аллахумма, барик 'аля Мухаммад уа 'аля аль Мухаммад кя-ма баракта 'аля Ибрахим уа 'аля аль Ибрахим, инна-кя Хамиду-м-Маджид! Аллахумма, инни а'узу би-кя мин 'азаби джаханнам, уа мин 'азаби-ль-кабр, уа мин фитнати-ль-махйа уа-ль-мамат уа мин фитнати-ль-Масихи-д-даджжаль). После этого он обращается к Аллаху с мольбами о том, в чем он нуждается, и произносит слова таслима: "Мир вам и милость Аллаха" — (Ас-саляму 'аляй-кум ва рахмату-Ллах), поворачиваясь направо и налево, а потом поминает Аллаха по примеру посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Что же касается слов пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: "Молитесь так же, как видели молящимся меня...", то они означают, что необходимо следовать всем его действиям, словам и наставлениям, и это является повелением, исполнение которого либо обязательно, либо желательно в зависимости от того, чем обосновывается его обязательность или желательность. Те части молитвы, пропускать которые недопустимо ни по небрежности, ни по неведению, ни тем более намеренно, называются столпами103. К их числу относятся такие составляющие молитвы, как произнесение слов "Аллах велик" непосредственно перед началом молитвы (такбират аль-ихрам), чтение "Аль-Фатихи", последний ташаххуд, произнесение слов таслима, стояние, поясные и земные поклоны и выпрямление после их завершения.

Что же касается тех частей молитвы, которые не совершаются по невнимательности, что может быть исправлено путем совершения дополнительного земного поклона после завершения молитвы104, то они носят название " ваджиб " (предписанное). К их числу относятся такие части молитвы, как сидение во время первого ташаххуда, произнесение слов "Аллах велик" во всех случаях, кроме произнесения их перед началом молитвы, произнесение слов "Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу", имамом и тем, кто совершает молитву в одиночестве, произнесение слов "Господь наш, хвала Тебе" каждым молящимся, однократное произнесение слов "Слава моему Великому Господу " во время совершения поясного поклона и слов "Слава моему Высочайшему Господу" во время совершения земного поклона, а также произнесение слов "Господь, прости меня!" между двумя земными поклонами.

Если же говорить обо всем прочем, то это относится уже к числу того, что делает молитву более совершенной и является желательным, и в первую очередь это имеет отношение к духу и самой сути молитвы, а именно — к присутствию сердца во время ее совершения, размышлению над теми аятами Корана, которые будет читать молящийся, а также произносимым им словам поминания и обращения к Аллаху с мольбами, его действиям, когда он стоит, сидит и совершает поясные и земные поклоны, и, наконец, проявлению молящимся смирения и покорности по отношению к Аллаху.

К этому же имеет отношение старание избегать того, что запрещал делать во время молитвы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Здесь имеются в виду такие вещи, как смех, разговоры и множество не вызванных никакой необходимостью движений. Все это обязательно нужно принимать во внимание по той причине, что молитва может считаться действительной лишь в том случае, если молящийся выполнит все необходимые условия и совершит все то, что относится к столпам (аркан) и обязательным элементам (ваджиб) молитвы. Кроме того, ему следует исключить все, что делает молитву недействительной и может быть связано либо с неисполнением обязательного, либо с совершением запретного, например с разговорами и тому подобными вещами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: