О том, что было присуще только нашему пророку

Сообщается, что Джабир ибн Абдулла, да будет доволен им Аллах, сказал:

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Мне было даровано пять (вещей), которые не были дарованы никому (из пророков) до меня: мне была оказана помощь страхом (который охватил сердца моих врагов, живущих от меня) на расстоянии месяца пути; (вся) земля была сделана для меня 105 местом совершения молитв и средством очищения, и поэтому, где бы ни застало человека, принадлежащего к моей общине молитва, пусть молится (на этом месте)106; военная добыча, которая не была дозволена никому (из пророков) до меня, была дозволена мне; мне было даровано право заступничества 107, и (кроме того, раньше) каждый пророк направлялся только к своему народу, я же был направлен ко всем людям".

Аль-Бухари и Муслим

Таким образом, нашему пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) было отдано предпочтение во многих отношениях, благодаря чему он превзошел всех остальных пророков. В основе каждого похвального свойства лежит полезное и истинное знание и праведные дела, а во всем этом наш пророк достиг высочайших вершин и отличался совершенством. Вот почему, упоминая о других благородных пророках, Аллах сказал Своему пророку Мухаммаду:

"Они 108 — те, кого Аллах вел прямым путем, следуй же их руководству".

"Скот", 90

Под прямым путем в данном случае подразумеваются их явные и скрытые достоинства.

И он (мир ему и благословение Аллаха) выполнил то, что ему было повелено, и превзошел

всех остальных людей. Вот почему Аллах наделил нашего пророка тем, чего не было ни у одного другого пророка, и среди прочего Он даровал ему вышеупомянутые пять вещей, что принесло его общине всевозможные блага, благословение и пользу.

К числу этих вещей относится оказание ему помощи в виде внушения страха перед ним всем, кто находился от него на расстоянии месяца пути. Эту помощь вместе со Своим небесным воинством Господь направлял Своему посланнику и его общине, члены которой следовали правильным путем, и вследствие этого враг пророка (мир ему и благословение Аллаха), оказывавшийся от него на расстоянии месяца пути или менее того, начинал испытывать перед ним страх, ведь если Аллах желает оказать кому-нибудь помощь, Он внушает сердцам врагов такого человека страх перед ним.

Аллах Всевышний сказал:

"И Мы внушим страх сердцам тех, которые не уверовали, за то, что наряду с Аллахом они поклонялись тому, относительно чего Он не ниспосылал никаких доводов".

"Семейство Имрана", 151

Что же касается сердец верующих, то Он наделил их силой, стойкостью и спокойствием, а это является одним из важнейших средств оказания помощи. Аллах Всевышний пообещал нашему пророку (мир ему и благословение Аллаха) и членам его общины, что Он окажет им великую поддержку и поможет им различными средствами, приведя их к единству, согласию, терпению, готовности дать отпор врагу всеми силами и прочим подобным вещам, к которым, равно как и к другим, укажет им путь. И Всеблагой, Всевышний Аллах действительно сделал это, о чем нам известно из сообщений о жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), последовавших за ним праведных халифов и других праведных правителей, которым Он в течение самого короткого времени оказал такую поддержку и даровал такую власть, какой не даровал никому иному.

Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "... и вся земля была сделана для меня местом молитвы и средством очищения...", а подтверждением этого стали другие его слова: "И где бы ни застало время молитвы любого из членов моей общины, он всегда сможет найти место для ее совершения и средство очищения". (Ахмад и Аль-Байхаки).

Это значит, что любая часть земли является таким местом, на котором можно совершать молитву, исключение же составляют лишь те места, на которых молиться запрещено по шариату. Так, например, точно известно, что запрещено молиться на могиле, в бане и в загонах для верблюдов, а также на земле, захваченной у другого, и там, где есть нечто нечистое, поскольку непременным условием законности молитвы является чистота тела и одежды молящегося, а также чистота того места, где он намеревается совершить свою молитву.

Что же касается тех, у кого нет воды или кому использование ее может принести вред, то они могут заменить омовение — очищением песком, землей или пылью, взяв это с любого чистого места на поверхности земли. Ясным указанием на это является не только данный хадис, но и слова Аллаха Всевышнего, Который сказал:

"... очищайтесь чистой землей, протирая ею свои лица и руки".

"Трапеза", 6

Использованное здесь слово "са'ид", служит для обозначения любого вида почвы.

Данный аят указывает на то, что в случае необходимости обтирание песком или иным видом чистой почвы лица и рук может заменить собой омовение с помощью воды и позволяет совершать молитву, обходить Каабу, прикасаться к Корану и совершать прочие дела, непременным условием допустимости или законности которых является предварительное омовение. Таким образом, в случае невозможности использования воды шариат позволяет заменять ее песком, а это значит, что если человек совершит очищение песком и состояние его ритуальной чистоты после этого не будет нарушено, то ему будет позволено делать все то, что позволяется совершившему омовение водой.

Далее пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "... военная добыча, которая не была дозволена никому (из пророков) до меня, была дозволена мне...". Объясняется это тем, что Господь почтил пророка (мир ему и благословение Аллаха) и этим Он почтил также членов его общины за их достоинства и полную преданность. Благодаря этому мусульманская община приобрела множество богатств, которые были использованы для осуществления различных мирских и религиозных дел, количество которых неисчислимо.

Далее пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "... и мне было дано право заступничества...". Здесь речь идет о величайшем заступничестве, от которого станут уклоняться все великие посланники и на осуществление которого будет уполномочен последний из них — Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Аллах позволит ему ходатайствовать за людей, и ему достанется место достохвальное, после занятия которого ему станут воздавать хвалу первые и последние, обитатели небес и земли, а удел его общины благодаря этому станет еще более великим и совершенным. И он обратится с особым ходатайством за членов своей общины, на что Аллах Всевышний предоставит ему право, ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"У каждого пророка была мольба, на которую он непременно получал ответ и с которой он уже поспешил обратиться к Аллаху, я же не стал торопиться обращаться со своей мольбой, которой станет — заступничество за мою общину, а (право) на него, если пожелает Аллах, получат те, кто умрет, не поклоняясь ничему, кроме Аллаха" 109.

Сообщается также, что пророк сказал:

"В День воскресения счастливейшим из людей, благодаря моему заступничеству, станет тот, кто скажет: "Нет бога, кроме Аллаха", будучи искренним в сердце своем" 110.

Аль-Бухари и Муслим

И, наконец, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "... и если раньше пророк 111 направлялся только к своему народу, то я был направлен ко всем людям...". Причиной этого стало совершенство, универсальность и обширность ниспосланного ему религиозного закона (шариат), то, что он заключает в себе абсолютное благо, а также то, что он подходит для любого места и времени. Благо можно обрести, только благодаря соблюдению установлений шариата, и когда люди поняли, что в мирских делах, как и в религии, шариат приведет их к благу, это стало для них великой основой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: