082 Икамат — объявление о начале молитвы. По форме икамат идентичен азану, если не считать того, что она в два раза короче, так как все то, что во время азана произносится четырежды, здесь произносится дважды, а повторяемое во время азана дважды здесь произносится один раз. Еще одно отличие состоит в том, что после слов "Спешите к спасению!" во время икамата дважды повторяются слова "Молитва началась" — (Кад камати-с-салят).
083 В версии Муслима нет слов: "Молитесь так же, как видели молящимся меня...".
084 Имеется в виду, что этот азан Биляль, да будет доволен им Аллах, произносил до наступления установленного времени молитвы.
085 Речь идет о периоде мусульманского поста во время рамадана.
086 В таком виде этот хадис, передаваемый со слов Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, приводит Аль-Бухари, который сообщил, что Ибн Шихаб Аз-Зухри сказал: "Он (Ибн Мактум) был слепым и начинал произносить слова призыва только после того, как другие говорили ему: "Светает, светает!" Ибн Умм Мактум являлся вольноотпущенником Абу Бакра, да будет доволен Аллах ими обоими, и пользовался расположением и доверием пророка (мир ему и благословение Аллаха), который иногда даже оставлял его наместником в Медине на время своего отсутствия. Об Ибн Умм Мактуме упоминается в Коране (см.: "Нахмурился").
|
|
087 Ханафиты относят произнесение азана к категории "сунна муаккада", то есть тех действий, которые определенно соответствуют сунне пророка. (См.: Аль-Хидайа, т. 1, стр. 44).
088 Возможен перевод: "... лишь Аллах дает мощь и силу".
089 Аль-уасиля — название высшей ступени рая, предназначенной только для пророка (мир ему и благословение Аллаха).
090 Имеется в виду такое положение, занимать которое достоин раб Аллаха в полном смысле этого слова, иными словами — лучший из рабов Его, каковым является пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).
091 Подразумевается, что человек, занимающий такое место, достоин всяческих похвал.
092 Эти слова пророка (мир ему и благословение Аллаха) приводятся в одном из хадисов Сахиха Муслима.
093 Имеется в виду тот, кто больше всех читает Коран, лучше всех помнит его и в наибольшей мере следует его установлениям.
094 То есть раньше всех переселившийся из Мекки в Медину по религиозным соображениям.
095 Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Сахля ибн Абу Хайсама, да будет доволен им Аллах, где сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произнес эти слова, когда к нему пришли трое людей и первым из них начал говорить младший.
096 Имеется в виду чтение Корана вслух во время утренней (фаджр), закатной (магриб), и вечерней ('иша) молитв.
|
|
097 Этот хадис в несколько иной форме приводит Муслим, а Ан-Наса'и приводит такую же его версию, которая приводится в этой книге.
098 Ханафиты считают, что руки следует поднимать до уровня мочек ушей. (См.: 'Аля ад-дин Ас-Самарканди, Тухфат аль-фукаха, т. 1, стр. 126).
099 Ханафиты поднимают руки только во время первого произнесения этих слов в начале молитвы (такбират аль-ихрам). (См.: Тухфат аль-фукаха, т. 1, стр. 132).
100 Ханафиты относят произнесение этих слов к разряду желательных действий, совершаемых по примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха). (См.: Тухфат аль-фукаха, т. 1, сс. 132-136).
101 Ханафиты во всех случаях принимают только позу "ифтираш". (См.: Тухфат аль-фукаха, т. 1, стр. 137).
102 Здесь под словами "благослови" (салли) и "пошли благословения" (барик) имеются в виду разные вещи. В первом случае "благослови" подразумевает собой — "отзовись о нем с похвалой среди ангелов", что же касается слов "пошли благословения", то в них вкладывается иной смысл — "продолжай возвышать его и оказывать ему честь".
103 Рукн (множ. число — аркан).
104 Суджуд ас-сахв.