Запрещение добиваться власти

Сообщается, что Абду-р-Рахман ибн Самура, да будет доволен им Аллах, сказал:

"Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: "О Абду-р-Рахман ибн Самура, не добивайся власти, ибо если она будет дана тебе по (твоей) просьбе, на тебя будет возложена (и ответственность) за нее 201, если же она будет дана тебе без (твоих) просьб, тебе будет оказана помощь (Аллахом) в этом. А если ты поклянешься в чем-либо, но потом увидишь, что нечто иное лучше (того, что ты поклялся сделать), искупи (нарушение) своей клятвы и сделай то, что лучше".

Ахмад, Аль-Бухари и Муслим

Этот хадис содержит в себе два великих указания.

ВО-ПЕРВЫХ, рабу Аллаха не следует добиваться власти или предпринимать что-нибудь с целью получения возможности управлять людьми в той или иной форме, наоборот, каждому следует молить Аллаха о том, чтобы Он избавил его от этого, ведь человек не знает, благом это для него обернется или злом, и ему неизвестно, сумеет ли он справиться с этой властью.

Если же человек станет добиваться власти, тогда он будет предоставлен самому себе, а когда раб оказывается предоставленным самому себе, Аллах не оказывает ему содействие, не направляет его к правильным делам и не помогает ему, поскольку его обращение с подобными просьбами свидетельствует о двух вещах, которых следует остерегаться.

Во-первых, о его стремлении к миру этому и к главенству, а ведь алчность побуждает человека к совершению сомнительного в отношении того, что принадлежит Аллаху202, и к превознесению над прочими Его рабами.

Во-вторых, в этом есть нечто свидетельствующее о том, что человек слишком полагается на собственные силы и не обращается за помощью к Аллаху, ввиду чего и было сказано: " ...на тебя будет возложена (и ответственность) за нее...".

Что же касается того, кто не стремился к власти и не добивался ее, считая, что сам он с ней не справится, но получает власть без просьб со своей стороны, то Аллах поможет такому человеку. Он не предоставит его самому себе, так как сам человек не стремился к этому испытанию, а того, кто сталкивается с испытанием не по собственному выбору, Аллах освобождает от него и помогает ему справляться со своими обязанностями. В подобных случаях раб начинает уповать на Аллаха еще больше, а когда раб занимается чем-либо, уповая на Аллаха, он достигает успеха.

Слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: " ...тебе будет оказана помощь в этом", указывают на то, что власть и все ее разновидности в этом мире имеют отношение как к религиозным, так и к мирским делам; а задача власти в любом ее виде, состоит в том, чтобы привести в порядок и религиозные, и мирские дела людей.

Ввиду этого власть всегда связана с велениями и запретами, с принуждением людей к исполнению ими своих обязанностей, с устранением запретного и обеспечением соблюдения прав людей. То же самое относится к сфере управления, а поэтому для того, кто занимается подобными вещами только ради Аллаха и выполняет свои обязанности, это становится одним из наилучших видов поклонения, в противном же случае то же самое представляет собой для человека одну из величайших опасностей.

Вот почему обязанности такого рода относятся к числу обязанностей по способности (фард аль-кифайа), с исполнением которых связано очень много других обязанностей.

Если же кто-нибудь спросит о том, почему же Йусуф (мир ему и благословение Аллаха) добивался управления хранилищами фараона, о чем мы знаем из слов Всевышнего, поведавшего нам, что он сказал фараону: "Поставь меня (смотрителем) над хранилищами (твоей) земли...". ("Йусуф", 55), то ответом на этот вопрос могут послужить другие слова Всевышнего, который поведал, что Йусуф (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "... поистине я знаю (как следует) хранить". ("Йусуф", 55)

Таким образом, Йусуф добивался управления ради осуществления того, с чем никто другой бы не справился, поскольку лишь он мог сохранить все в целости и знал обо всем, что имело отношение к этим хранилищам и было связано с расходованием их запасов должным образом и обеспечением справедливости. Когда же фараон избрал и возвысил его, Йусуф посчитал для себя обязанным давать ему и его подданным искренние советы во всем, чего и придерживался впредь и чего требовало его положение.

Вот почему, когда он стал смотрителем хранилищ фараона, то позаботился об укреплении сельского хозяйства, и в течение семи лет во всем Египте не оставался необработанным ни один клочок

пригодный для обработки земли. Йусуф (мир ему и благословение Аллаха) тщательно собирал и хранил все собранное, а когда настали голодные годы и люди оказались вынужденными искать себе пропитание, он справедливо оделял всех и запрещал купцам скупать продовольствие, опасаясь, что это создаст затруднения для бедняков. Как известно, в результате этого, он принес людям очень много пользы.

Далее посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "А если ты поклянешься в чем-либо, но потом увидишь, что нечто иное лучше (того, что ты поклялся сделать), искупи (нарушение) своей клятвы и сделай то, что лучше".

Здесь имеются в виду два случая. Первым является такой случай, когда человек клянется, что не совершит обязательного или соответствующего сунне. Искуплением отказа от такой клятвы может послужить выполнение того обязательного или соответствующего сунне, от чего человек поклялся отказаться. Человек может также поклясться совершить нечто запретное или порицаемое, и в подобном случае пророк (мир ему и благословение Аллаха) велит ему отказаться от этого и искупить нарушение своей клятвы.

Таким образом, слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: " ...сделай то, что лучше...", касаются четырех видов клятв, а исполнение велений и отказ от запретного, в любом случае являются благом.

Именно в этом состоит также и смысл слов Аллаха Всевышнего, Который сказал:

"Пусть клятвы именем Аллаха не препятствуют вам творить добро, быть богобоязненными и примирять людей (друг с другом)... ".

"Корова", 224

Это значит: не делайте клятву оправданием и предлогом для того, чтобы отказываться от совершения добра, проявления богобоязненности и стремления к примирению людей, но искупите свою клятву путем совершения всего этого.

Из содержания данного хадиса следует, что когда клятва дается в иных случаях, ее лучше выполнять, и если человек поклянется выполнить веление Аллаха или отказаться от запретного, то нарушать клятву не следует. Если же речь идет о чем-то дозволенном (мубах), то человеку предоставляется право выбора и он может последовать тому, что является более предпочтительным, однако лучше всего выполнить клятву.

Знай, что искупление становится обязательным только в том случае, когда клятва, касающаяся совершения чего-либо в будущем, была нарушена. В подобных обстоятельствах человек может выбирать между освобождением раба или же раздачей еды или одежды десяти неимущим, а если он не в состоянии сделать это, то ему следует поститься в течение трех дней.

Если же клятва касается того, что было в прошлом, или если человек, который дает клятву, не вкладывает в слова клятвы никакого особого смысла, часто повторяя такие слова как "Нет, клянусь Аллахом" или "Да, клянусь Аллахом", то искупление в подобных случаях не требуется, а Аллах знает об этом лучше!

201 Подразумевается, что человек будет оставлен без помощи Аллаха.

202 Здесь имеется в виду неправильное использование средств, собранных в качестве закята, вакуфного имущества и тому подобные вещи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: