ВЕРНОСТЬ ОБЕТУ ПОВИНОВЕНИЯ
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Пусть давший обет повиноваться Аллаху 203 повинуется Ему, а тот, кто дал обет не повиноваться Ему, пусть не выполняет (своего обета).
Ахмад и Аль-Бухари
Таким обетом является вменение рабом Аллаха в обязанность самому себе повиноваться Аллаху, что он может сделать без особого повода, например, сказав: "Ради Аллаха следует мне... ", или: "Я дал Аллаху обет построить мечеть", либо: "Я дал Аллаху обет поститься столько-то", или: "Я дал Аллаху обет раздать столько-то в качестве садаки". Можно дать обет и по какому-нибудь поводу, например пообещав сделать что-либо в случае появления отсутствующего человека, или исцеления больного, либо достижения цели, или устранения ненавистного, и тогда этот обет обязательно нужно выполнить после осуществления желаемого.
В данном хадисе речь идет обо всех видах проявления повиновения Аллаху или же религиозных обязанностях (та'ат). Если человек дает обет повиноваться Аллаху в чем-либо обязательном или желательном, такой обет непременно нужно выполнить. В данном случае, говорить об искуплении недопустимо, поскольку выполнение такого обета, в соответствии с велением пророка (мир ему и благословение Аллаха), которое содержит в себе этот хадис, является обязательным. Обязательно это и в силу того, что, воздавая хвалу тем, кто верен своим обетам, Аллах Всевышний сказал:
|
|
Они 204 верны своим обетам...
Человек, 7
Вместе с тем о нежелательности давать обеты свидетельствует то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха), запретивший делать это, сказал:
Поистине, (обет) не приносит блага, если не считать того, чего с его помощью можно добиться от скупого.
Аль-Бухари и Муслим
Если говорить об обете неповиновения, то рабу Аллаха обязательно нужно отказаться от ослушания своего Господа, даже если он и дал обет поступать так.
Что же касается прочих видов обетов, в том числе обета неповиновения, дозволенного обета или обета, данного во время спора или в гневе, то на них распространяются те же установления, что и на случаи нарушения клятвы. Иными словами, их неисполнение требует искупления, поскольку они подобны клятвам, а Аллах знает об этом лучше.
203 Здесь имеется в виду обет совершить нечто угодное Аллаху.
204 Имеются в виду праведники.
ХАДИС СОРОК СЕДЬМОЙ