От романтизма к реализму

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

Класс

Содержание

1. ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

1.1 От романтизма к реализму

1.2 А.С. Пушкин

1.3 М.Ю. Лермонтов

1.4 Н.В. Гоголь

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

2.1. Специфика литературного процесса второй половины XIX века

А.Н. Островский

2.3. Ф.И. Тютчев

2.4. И.С. Тургенев

2.5. М.Е. Салтыков-Щедрин

2.6. Ф.М. Достоевский

2.7. Л.Н. Толстой

3 ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

3.1 У. Шекспир

Материал, обозначенный *, предназначен для учащихся классов с углубленным изучением русской литературы и для абитуриентов филологических факультетов.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ОТ РОМАНТИЗМА К РЕАЛИЗМУ

Романтизм – направление в мировой художественной культуре, возникшее в конце XVIII, в основном сложившееся к началу XIX столетия, активно функционировавшее до середины XIX века.

Главная социально-историческая предпосылка романтизма - реакция на события Великой Французской революции (1789-1794), что повлекло за собой:

а) разочарование в идеях Просвещения;

б) крушение веры в возможность воплощения идеалов свободы, равенства, братства;

в) неприятие буржуазной цивилизации в целом.

Мировоззренческая основа романтизма - идеи представителей немецкой идеалистической философии - И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, Ф.В. Шеллинга:

а) идея об универсальности человека, его неограниченных возможностях в познании мира (Фихте);

б) диалектический метод, отражавший представления о сложности мира и человеческой души (Гегель);

в) утверждение, что «перед нами два мира», где один – «духовное царство», а другой «эмпирическая действительность» (Гегель);

г) мысль о том, что искусство - высшая ступень и форма познания мира (Шеллинг).

Особенности философии романтизма:

1) Важнейшая черта романтического мировосприятия - стремление противопоставить миру действительности идеальный мир мечты, что порождает специфическую ситуацию двоемирия.

2) Реальный мир представляется миром, который полон зла, насилия над личностью, миром дисгармонии;

3) Стремление к созданию своего индивидуального мира, строящегося на принципах добра и красоты;

4) Представление о том, что в мире господствует власть судьбы (рока);

5) Подчеркнутое внимание к человеку, который интересен, прежде всего, как индивидуальность, а не как социальное лицо;

Особенности эстетики романтизма:

1) романтический герой - всегда яркая, сильная личность, противопоставленная пошлому, бездуховному и несвободному миру;

2) человеческие чувства в романтическом произведении проявляются на уровне страстей, целиком захватывающих личность;

3) непременное наличие трагического начала, порожденного представлениями о неразрешимости противоречий между мечтой и реальностью;

4) присутствие романтической иронии как результата признания несовершенства мира и недостижимости идеала в реальной жизни;

5) наличие фантастического, отражающего протест против прозаической реальности;

6) присутствие «игры», «притворства», в противовес прагматизму и рационализму повседневной жизни;

7) обращение к фольклору и истории как к источникам представлений о национальной самобытности;

8) следование принципу неограниченной творческой свободы, проявляющийся в отказе от любых эстетических норм и правил.

Особенности русского романтизма:

1) сформировался в стране, не имевшей опыта буржуазной революции.

2) характерна большая оптимистичность по сравнению с западным;

3) свойственна относительная ослабленность настроений «мировой скорби»;

4) отсутствует идеализация средневековья;

5) выражена симпатия к идеям Просвещения;

6) характерна взаимосвязь с такими направлениями как классицизм, сентиментализм, реализм, развивающимися в одних с ним временных рамках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: