как первый русский психологический роман
Психологизм - это определенное стилевое единство, сформированное системой приемов и средств, которые направлены на самое полное раскрытие внутреннего мира персонажей.
Приметы психологизма
| Изображение внутреннего мира героев; описание разнообразных душевных состояний человека; всесторонний анализ чувств, мыслей, желаний персонажей; фиксирование тончайших нюансов переживаний
|
Формы психологического изображения
| Косвенная (изображение внутреннего мира посредством неких внешних симптомов) и прямая (изображение внутреннего мира «изнутри»)
|
Приемы психологического изображения
| Психологический анализ и самоанализ
|
Приемы психологизма
| Внутренний монолог, художественная деталь (портрет, пейзаж, «вещный» мир и др.), «диалектика души»
|
Название повести
| Центральное авторское «я» в повести
| Приемы и формы психологического изображения
|
«Бэла»
| Максим Максимыч
| Психологический анализ: рассказ Максима Максимыча (поступки, портретные детали), пейзаж, автохарактеристика Печорина
|
«Максим Максимыч»
| Путешествующий
Офицер
| Психологический анализ: впечатления путешествующего офицера (психологический портрет, поступки, пейзаж)
|
«Тамань»
| Печорин
| Самоанализ: дневниковая запись (поступок, пейзаж)
|
«Княжна Мери»
| Печорин
| Самоанализ: дневниковая запись (внутренний монолог, поступок, психологическая деталь, пейзаж), герои-двойники
|
«Фаталист»
| Печорин
| Самоанализ: дневниковая запись (поступок, внутренний монолог)
|
Проблема определения эстетической природы романа
Черты романтизма в романе
| Черты реализма в романе
|
Герой находится в конфликте с обществом, погружен в свой внутренний мир
| Социальный детерминизм (влияние среды на формирование личности)
|
Герой задан как тип, фактически не эволюционирует
| Исторический детерминизм (влияние эпохи на формирование личности)
|
Позиция автора близка позиции героя
| Точное отражение сути основного конфликта эпохи 30-х гг. 19 века
|
Тяготение к лирическому и лироэпическому жанрам (ярко выраженное лирическое начало на уровне изобразительно-выразительных средств)
| Стремление к максимальной объективности повествования
|
Композиция романа сходна с композицией байронической поэмы (выбраны наиболее яркие события, кульминационные моменты его биографии; нарушение хронологии событий)
| Отсутствие разделения героев на безусловно «положительных» и безусловно «отрицательных»
|
Повести, составляющие роман, в жанровом отношении восходят к наиболее распространенным романтическим жанрам («Бэла» – романтическая новелла и путевой очерк, «Княжна Мэри» - светская повесть, «Фаталист» – мистико-философский рассказ)
| Главная мысль произведения есть результат анализа всех составляющих романа, а не прерогатива одного из героев
|