Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

как первый русский психологический роман

Психологизм - это определенное стилевое единство, сформированное системой приемов и средств, которые направлены на самое полное раскрытие внутреннего мира персонажей.

Приметы психологизма Изображение внутреннего мира героев; описание разнообразных душевных состояний человека; всесторонний анализ чувств, мыслей, желаний персонажей; фиксирование тончайших нюансов переживаний
Формы психологического изображения Косвенная (изображение внутреннего мира посредством неких внешних симптомов) и прямая (изображение внутреннего мира «изнутри»)
Приемы психологического изображения Психологический анализ и самоанализ
Приемы психологизма Внутренний монолог, художественная деталь (портрет, пейзаж, «вещный» мир и др.), «диалектика души»
Название повести Центральное авторское «я» в повести Приемы и формы психологического изображения
«Бэла» Максим Максимыч Психологический анализ: рассказ Максима Максимыча (поступки, портретные детали), пейзаж, автохарактеристика Печорина
«Максим Максимыч» Путешествующий Офицер Психологический анализ: впечатления путешествующего офицера (психологический портрет, поступки, пейзаж)
«Тамань» Печорин   Самоанализ: дневниковая запись (поступок, пейзаж)
«Княжна Мери» Печорин Самоанализ: дневниковая запись (внутренний монолог, поступок, психологическая деталь, пейзаж), герои-двойники
«Фаталист» Печорин Самоанализ: дневниковая запись (поступок, внутренний монолог)

Проблема определения эстетической природы романа

Черты романтизма в романе Черты реализма в романе
Герой находится в конфликте с обществом, погружен в свой внутренний мир Социальный детерминизм (влияние среды на формирование личности)
Герой задан как тип, фактически не эволюционирует Исторический детерминизм (влияние эпохи на формирование личности)
Позиция автора близка позиции героя Точное отражение сути основного конфликта эпохи 30-х гг. 19 века
Тяготение к лирическому и лироэпическому жанрам (ярко выраженное лирическое начало на уровне изобразительно-выразительных средств) Стремление к максимальной объективности повествования
Композиция романа сходна с композицией байронической поэмы (выбраны наиболее яркие события, кульминационные моменты его биографии; нарушение хронологии событий) Отсутствие разделения героев на безусловно «положительных» и безусловно «отрицательных»
Повести, составляющие роман, в жанровом отношении восходят к наиболее распространенным романтическим жанрам («Бэла» – романтическая новелла и путевой очерк, «Княжна Мэри» - светская повесть, «Фаталист» – мистико-философский рассказ) Главная мысль произведения есть результат анализа всех составляющих романа, а не прерогатива одного из героев

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: