| Жанр | Черты жанра | Примеры |
| Ода | Стихотворение прославляющего содержания, которое выражается в патетическом и торжественном строе стиха. В поэзии классицизма ода являлась ведущим жанром высокого стиля. | «Вольность» и др. |
| Послание | Стихотворное произведение в форме обращения к реальному или вымышленному лицу или группе лиц, для которого характерны следующие черты: 1) отсутствие резких границ между поэзией и прозой жизни; 2) сочетание разностильного и разномасштабного; 3) вольная смена картин и тем, т.к. послание ориентировано на свободу дружеской беседы или письма (отсюда столкновение литературного и бытового материала, разностильность, композиционная неупорядоченность). | «К Чаадаеву», «И.И Пущину» и др. |
| Элегия | Лирическое стихотворение, в котором выражаются преимущественно философские размышления, грустные раздумья, тоска по прошлому. Основное чувство - чувство меланхолии, что определяет круг тем: неразделенная любовь, разлука с возлюбленной, скорбь об утраченной радости, чувство приближения безвременной смерти, наслаждение в страданиях и печали. | «Деревня», «К морю», «Погасло дневное светило» и др. |
| Эпиграмма | Сатирическое стихотворение небольшого объема, содержащее критическую оценку каких-либо общественно-политических событий или направленное в адрес частного лица. | «На Аракчеева», «На кн. А.Н. Голицына» и др. |
| Мадригал * | Небольшое стихотворение чаще любовного содержания, содержащее комплимент адресату, реже – философского содержания. Концовка мадригала, как правило, неожиданна, парадоксальна. | «Ек. Н. Ушаковой», «Княгине З.А. Волконской» и др. |
| Лирическое стихотворение | Жанр лирики, ставший основным начиная со второй трети Х1Х в. и сохраняющий свои позиции до настоящего времени. Границы жанра лирического стихотворения размыты, что позволяет относить к нему лирические произведения самого разного содержания и формы. С точки зрения содержания традиционно выделяют гражданскую (политическую), любовную, пейзажную, философскую, медитативную и др. Подобное разделение условно, один и тот же лирический текст, как правило, представляет собой переплетение нескольких содержательных пластов. | «Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Зимняя дорога». «Бесы» и др. |
| Сонет | Твердая стихотворная форма, стихотворение, состоящее из 14 строк. Классическая форма сонета предполагает наличие 2 катренов (четверостиший) и 2 терцетов (трехстиший). Существуют многочисленные варианты сонета, обусловленные отклонениями от классической формы. | «Поэту», «Мадонна» и др. |
| Отрывок* | Стихотворение, которому придана форма внешней незавершенности, но при этом обладающее внутренней эстетической цельностью. | «Осень» и др. |
| Эпитафия* | Надгробная надпись, преимущественно стихотворная, как правило, небольшого объема; может быть как реальной, так и фиктивной, т.е. представляющей собой стихотворение, предназначенное для публикации. В последнем случае эпитафия может носить шутливый, даже пародийный характер. | «Моя эпитафия», «Эпитафия младенцу» и др. |
| Баллада * | Лиро-эпический жанр:небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай фантастического, исторического или героического содержания. | «Песни западных славян» и др. |
| Стансы* | Небольшое элегическое стихотворение медитативного (реже – любовного) содержания, состоящего из четверостиший, каждое из которых представляет законченную мысль, объединенных общей темой. | «Стансы» и др. |
| Жанр | Роман в стихах |
| Тема | Изображение жизни человека и общества России конца 10-х-начала 20-х гг. XIX века |
| Основная проблема | Взаимоотношение человека и общества, влияние происходящих событий, изменяющихся обстоятельств на формирование характера человека |
| Конфликт | Между личностью и средой |
| Герой | Типичный представитель круга передовой дворянской молодежи |
| Особенности изображения человека в романе | Эволюция характера под воздействием жизненных обстоятельств, «испытаний души» |
| Позиция автора | Автор не отождествляется с героем, стремится максимально объективно изобразить происходящее |
| Особенности композиции | Отсутствие традиционного начала, открытый финал, наличие лирических отступлений; любовный конфликт, традиционно центральный для романа начала XIX века, оказывается на втором плане |