Образец размышления

Когда говорят, что язык ничего не боится, это, на­верное, не совсем точно. Разве может, например, чело­век не бояться увечий, которые делают его инвалидом и мешают жить полноценной жизнью? Разве можно не бояться грязи и гадости?! А чем лучше этот «новояз» с его блатным налетом и странными смысловыми ассоци­ациями?

Уважающий себя человек, я думаю, никогда не по­зволит себе обращаться с языком бесцеремонно. Желание скрыть те или иные мысли за искусственно выду­манным языком вызвано стремлением быть не таким, как все, и только. Но если задуматься: зачем не по-русски говорить о том, что на нашем родном языке можно выразить ясно и понятно?

Русский язык называют могучим и великим. А, на мой взгляд, он еще и дивный, певучий, нежный. «В нем — вся наша Россия, — говорил И.А.Ильин, — и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и стихийность, и четкость, и простота, и раз­мах, и паренье, и мечтательность, и сила, и ясность, и красота. Все доступно нашему языку, и потому он властен все выразить, изобразить и передать. В нем гуденье далеких колоколов и серебро ближних коло­кольчиков. В нем — ласковые шорохи и хрусты. В нем — травянистые шелесты и вздохи. В нем громы небесные, и рыки звериные, и вихри зыбкие, и плес­ки, чуть слышные. В нем — вся поющая русская душа».

Так зачем же придумывать слова-калечки, если в языке уже есть все, чтобы выразить тончайшие от­тенки человеческой мысли и чувств? Не надо бояться быть несовременным. Следует бояться быть ограни­ченным и глупым. А где, как не в речи, проявляется и ум, и глупость, и широта мысли, и ее ограничен­ность?

То, что делают сейчас с любимым мною языком, навевает грустные мысли. Но мне хочется верить, что у таких же, как я, молодых людей быстро пройдет же­лание коверкать и портить свою речь подобными изоб­ретениями, а язык сам отбросит то, что ему не надо. Кто же любит мусор в своем доме?!

Ткаченко Елена,

студентка Донского

педагогического колледжа

  1. Докажите, что в речи отражаются не только интел­лект человека, но и его характер, темперамент, нравственные качества, социальное положение, уровень образованности и культуры. Подтвердите примерами из художественной литературы.
  2. Согласны ли вы, что правильное усвоение родно­го языка запрограммировано природой и социумом, но овладеть языковой системой можно лишь в ре­зультате постоянной работы под своей речью? При­ведите примеры из жизни.
  3. Согласны ли вы с утверждениями Сократа и О. Хай­яма о языке? Составьте рассуждения по следую­щим высказываниям:

1) Заговори, чтобы я тебя увидел.

(Сократ)

2) Когда заговорим, друг друга мы оценим. Мы все, когда молчим, не более чем тени.

(О. Хайям)

5. Прислушайтесь к речи окружающих вас людей. Все­гда ли их высказывания соответствуют культуре речи? Чем вы можете объяснить ими нарушение норм речи?

6. Обратите внимание на рекламные слоганы. Назо­вите удачные и неудачные, на ваш взгляд, образ­цы рекламы. Аргументируйте свою точку зрения.

7. Опираясь на полученные знания, определите тип своей речевой культуры.

8. Прочитайте пословицы. Какие нарушения норм языка и речи они высмеивают?

Язык без костей: что хочет, то и лопочет.

Говорить на разных языках.

Переливать из пустого в порожнее.

Лучше оступиться, чем оговориться.

Язык мой — враг мой: вперед ума глаголет.

Много говорено, да мало сказано.

Кто в лес, кто по дрова, кто рубль, кто полтора.

Осла узнаешь по ушам, а дурака по речам.

Начал во здравие, а кончил за упокой.

Много сказано, да послушать нечего.

9. Прочитайте письмо читателя А. Усманова в газету «Известия». Согласны ли вы с его мнением?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: