Язык художественной литературы в системе функционирования речи занимает особое место. Вряд ли можно согласиться с теми, кто считает его одним из функциональных стилей литературного языка. Ведь в художественной речи используются все языковые средства: и функциональные разновидности литературной речи, и разнообразные пласты лексики, в том числе просторечия, диалектизмы, сленг, профессионализмы и жаргонизмы. Отбор и использование этих средств осуществляется в соответствии с теми эстетическими задачами, которые писатель решает в художественном произведении. Именно поэтому язык художественной литературы имеет свою специфику. Это образность, то есть словесное изображение людей, событий, явлений в виде зримых, предметных картин, вызывающих у читателя те или иные чувства. Это субъективность, так как образ — это не только словесное изображение мира, но и особая форма выражения отношения автора к изображаемому. Это многоплановость структуры художественного произведения, в котором сочетаются разные функциональные стили и функционально-смысловые типы речи. И, наконец, это индивидуальный стиль автора, то есть наличие закономерности в использовании лексических единиц, синтаксических конструкций, характерных для того или иного писателя.
Обладая самыми разнообразными возможностями и языковыми средствами, художественная литература способствует эстетическому воспитанию читателей, развитию их вкуса, языковой интуиции, общей и речевой культуры.