Технология и организация турагентской деятельности
Несмотря на отсутствие единства мнений в определении туризма, бесспорен факт превращения туризма в сложную социально-экономическую систему.
Современная наука рассматривает туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру внутренних связей, а с другой - определить характер взаимодействия с внешней средой.
В соответствии с определением, разработанным Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма,
туризм как социально-экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
В основе системы туризма лежат две субсистемы:
- субъект туризма, т. е. турист - потребитель туристских услуг со всем многообразием его потребностей и мотивов поведения;
- объект туризма, состоящий из трех элементов:
|
|
1. туристского региона,
2. туристских предприятий
3. туристских организаций.
Под субъектом туризма понимается турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристских услуг.
Существуют два подхода к понятию "туристский регион". В первом случае он характеризуется как географическая территория, имеющая определенные границы, в другом - географическая территория, обладающая определенной привлекательностью для туристов (при этом на первый план выдвигается привлекательность). Так, на одной и той же ограниченной территории (например, в гостинице) могут проживать туристы, имеющие совершенно разные цели путешествия. Одних больше привлекает море и пляжи, других - исторические места и музеи, третьих - активный отдых и развлечения.
Туристский регион должен отвечать следующим основным требованиям:
- иметь объекты туристского интереса (памятники истории и культуры, музеи, флора, фауна т. д.);
- предоставлять необходимые для удовлетворения потребностей туристов услуги (причем обязательно такого качества, которое клиент ожидает).
Туристский регион - это территория, располагающая объектами туристического интереса и предлагающая определенный набор услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов.
Всемирная туристская организация (ВТО) определяет пять туристских макрорегионов:
- Европейский - страны Европы, включая все бывшие республики СССР, а также государства Восточного Средиземноморья (Израиль, Кипр, Турция).
- Американский - страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна.
- Азиатско-Тихоокеанский - страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и Океания.
- Южно-Азиатский - страны Южной Азии.
- Ближневосточный - страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия.
|
|
Туристская индустрия - совокупность предприятий материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристских услуг, освоение и эксплуатацию туристских ресурсов, а также создание материально-технической базы туризма.
В процесс предоставления туристских услуг вовлечены также организации. К ним относятся государственные и общественные организационно-правовые структуры, регулирующие и координирующие развитие туризма в регионе, обеспечивающие условия (инфраструктуру, информацию, безопасность, свободу перемещения, доступность и сохранение туристских объектов, формирование туристского имиджа региона и т. д.) эффективного функционирования системы туризма.
Таким образом, субъект и объект туризма представляют собой основу его социально-экономической системы.
Туризм является открытой системой, взаимодействующей и функционирующей в определенной среде, которая складывается под воздействием политических, экономических, социальных, технологических и природных (экологических) факторов.
Туризм классифицируется по типам, категориям, видам и формам.
Всемирная туристская организация (UNWTO, или ЮНВТО) предлагает классифицировать направления туризма по следующим типам:
– внутренний туризм – путешествия в пределах страны лиц, постоянно проживающих в этой стране;
– въездной туризм – путешествие по стране лиц, не проживающих в ней постоянно;
– выездной туризм – путешествие жителей страны в другую страну.
Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма:
– международный туризм – это совокупность деятельности в сфере выездного и въездного туризма. Иными словами, это деятельность предприятий туристской индустрии по предоставлению туристского продукта, тура или туристских услуг гражданам РФ за пределами страны (выездной туризм) и иностранным гражданам на территории РФ (въездной туризм);
– национальный туризм – это совокупность деятельности в сфере выездного и внутреннего туризма. Иными словами, это деятельность предприятий туристской индустрии по предоставлению туристского продукта, тура или туристских услуг гражданам РФ на территории РФ и за ее пределами.
– туризм в пределах страны – это совокупность деятельности в сфере внутреннего и въездного туризма. Иными словами, это деятельность предприятий туристской индустрии по предоставлению туристского продукта, тура или туристских услуг гражданам РФ и иностранным гражданам на территории РФ.
В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, используются мотивационные факторы, побудившие человека отправиться в поездку.
Можно выделить и такие виды туризма:
а) активный и пассивный;
б) внутренний, въездной, выездной;
в) индивидуальный и групповой;
г) деловой, детский, зрелый;
д) кратковременный, постоянный, продолжительный, сезонный;
е) культурный, международный, молодежный, познавательный, научный, рекреационный;
ж) неорганизованный, организованный, самодеятельный;
з) передвижной и стационарный;
и) по безвалютному и валютному обмену;
к) с использованием личного или общественного транспорта;
л) социальный.
Виды туризма характеризуются значительным разнообразием. Можно выделить как минимум 12 видов туризма, однако число их может быть значительно больше:
– рекреационный;
– потребительский;
– культурно-познавательный;
|
|
– воссоединительный и ностальгический;
– деловой и профессиональный;
– лечебно-оздоровительный;
– спортивный;
– приключенческий;
– экологический;
– религиозный (паломничество) туризм;
– комбинированные туры;
– прочие виды туризма.
В Законе об основах туристской деятельности упоминается социальный туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей. В России социальный туризм пока не развит.