Тема 1.2. Основы туристской терминологии


«Турист» - центральное понятие в туризме, которое также имеет много определений.

Понятие «международный (иностранный) турист»


Международный (иностранный) турист определяется как лицо, которое путешествует с целью туризма в другую страну, которая не является страной его постоянного проживания, и находится за пределами привычного для нее среды в течение не менее 24 часов без занятия оплачиваемой деятельностью.


Международными туристами считаются лица, путешествующие:


f с целью отдыха, лечения, посещения родственников и проч.;

f с целью участия в семинарах, конгрессах (научных, дипломатических, религиозных, административных, атлетических и т.п.);

f с деловыми целями;

f в морском круизе, даже если они остаются на судне менее 24 часов.

Понятие «внутренний турист»

Внутренний турист - лицо, останавливается в месте появления хотя бы на одну ночь, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий с туристической целью в другую местность в пределах своей страны, но вне постоянного среды проживание на срок не более 12 месяцев, и не занимается оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Соотношение понятий «путешественник», «посетитель», «турист» и однодневный посетитель»


Путешественник - любое лицо, которое осуществляет путешествие за пределы среды постоянного проживания независимо от цели поездки и транспортного средства, используется.

Посетитель - лицо, которое путешествует в любом месте, которое находится за пределами среды его постоянного жительства на период, не превышающий 12 месяцев подряд, и главной целью поездки которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в местности, посещается.


Турист - лицо, которое путешествует за пределами обычной среды его обитания, осуществляет минимум одну ночевку в коллективном или частном средстве размещения, но находится там не более одного года, с любой целью кроме занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в местности, посещается.


Однодневный посетитель (экскурсант) - посетитель, который не осуществляет, хотя бы одну, ночевки в коллективном или частном средстве размещения в местности, посещается. Различают две категории однодневных посетителей. К первой относят тех посетителей, которые начинают путешествие в своем месте проживания и возвращаются туда, не оставаясь на ночь в одном из мест, посещаемых. Эти посетители осуществляют всю путешествие в течение одного дня. Ко второй категории относят тех однодневных посетителей, которые осуществляют однодневные поездки в любое место в ходе своего пребывания в качестве туристов в другом месте.


Обобщая, центральное понятие туризма определяется как
турист - потребитель тура, туристского продукта или туристических услуг временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии; человек, находящийся в данной местности не менее 24 часов, но не более 12 месяцев в течение календарного года, или, находящегося вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляет, по крайней мере, одну ночевку; лицо, которое путешествует для собственного удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимается при этом в месте временного пребывания деятельностью, оплачиваемой из местного источника.

Классификация туристов.

В качестве примера рассмотрим классификацию западногерманского исследователя Г. Гана, который различает 6 основных типов туристов (каждая группа названа по начальной букве соответствующего ей наименования.):
- S-тип (с нем. –солнце, песчаный пляж, море) – типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт; избегает суеты на отдыхе, но приветствует контакты с приятными людьми.
- F-тип (с нем.- отпускник предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт) – турист, предпочитающий поездки на дальние расстояния, калейдоскоп событий и флирт; он будет проводить свой отпуск там, где что-то происходит, так как «медленное прожаривание на пляже в кругу семьи или в одиночку не для него; кредо такого туриста – «общество, удовольствие, смена впечатлений».
- W-1-тип (с нем. любитель лесных прогулок и походов) – отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т.п. Физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды – вот его кредо. На отдыхе стремится к поддержанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимается.
- W-2-тип – скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает длительные и высокие нагрузки, вплоть до экстремальных. При выборе тура и турцентра доминирует такой критерий, как «наличие условий для занятий хобби». Такие критерии, как «ландшафт, культура, история» - вторичны (например, страстный альпинист, летчик - любитель и т.д).
- А-тип (с нем. - приключение) – любитель приключений. Риск, новые ощущения, испытание своих сил в необычных ситуациях, опасность – вот то, что определяет выбор цели путешествия у данного типа туриста.
-В-тип (с нем. – образование и осмотр достопримечательностей) – любознательные туристы. Данная группа разделяется на три подгруппы: а) «эксперты», коллекционирующие посещаемые ими достопримечательности; б) «эмоциональные любители культуры и природы»; в) «специалисты», которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства.[3,c.25]


Еще одну интересную классификацию предлагает Кабушкин Н.И. в своей книге «Менеджмент туризма».
Всех туристов он классифицирует по следующим признакам:
- в зависимости от их активности;
- в зависимости от стиля жизни.

При изучении туристического бизнеса очень важно правильно ответить на следующий вопрос: кто и какими туристскими услугами пользуется? При этом следует подумать о том, будут ли представители разных семей отдыхать одинаково и совпадут ли их потребности в туристском продукте. Ответ однозначен — нет. В связи с этим всех туристов можно классифицировать по следующим признакам:

• в зависимости от их активности;

• в зависимости от стиля жизни.

Традиционно среди туристов по их активности во время отпуска выделяют шесть групп:

1. Любители спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопления людей. Спокойно отдыхающих отпускников привлекают солнце, песок и море.

2. Любители удовольствий. Это тип очень предприимчивых туристов, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу. Применительно к ним чаще всего употребляются такие слова, как флирт, дальние прогулки, ночные развлечения.

3. Любители активного отдыха. Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением.

4. Любители спортивного отдыха. В отличие от активно отдыхающих у туристов-спортсменов все внимание сконцентрировано на соревнованиях. Для них очень важен спорт — их хобби. Они не страшатся физических нагрузок.

5. Отдыхающие с целью познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован в повышении своего образовательного уровня, познании нового.

6. Любители приключений. Лишь немногие любители острых ощущений отправляются в странствие в одиночку и при этом подвергают себя действительно серьезному риску. К типу искателей приключений можно отнести таких туристов, которые ищут необычных впечатлений с определенной долей риска. Для них риск — это возможность испытать себя.

Классификация туристов по группам в зависимости от стиля их жизни предполагает более углубленный подход к выделению типов, так как рассматривает человека и его поведение не изолированно, а в связи с его жизненной позицией, отношением к различным вещам и его желаниями.

При выделении групп туристов в зависимости от стиля их жизни в основу положен не какой-то отдельный критерий, а общее отношение человека к своей жизни. Сделать это очень сложно, так как тенденции и экономическая ситуация в обществе подвержены очень сильным изменениям во времени.

В зависимости от стиля жизни выделяют четыре группы туристов: любители наслаждений, тенденциозные, семейные и исключительно отдыхающие туристы. При данной классификации следует иметь в виду, что выделенные группы постоянно изменяются и границы между ними очень расплывчаты.

1. Любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие — это способ самовыражения. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.

2. Тенденциозные туристы. Для туристов, входящих в данную группу, отдых — это возможность найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но, в отличие от «наслаждающихся жизнью», им не нужны условия класса люкс. Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки. Они осознают проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для посещения региона.

3. Семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами.

4. Всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа является возможность отдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки. Любители такого отдыха радуются, если на время отпуска могут быть сохранены их любимые привычки, ведь они не любят экспериментировать.

Особенности договорных отношений между туроператором и турагентом.

Турагентство - предприятие сферы туризма, занимающееся розничной продажей туров, организованных различными туроператорами, а также отдельных услуг непосредственно туристам.

Турагент предоставляет потребителю подготовленные туроператором туры по договору возмездного оказания услуг. Договор возмездного оказания туристских услуг - основной юридический документ, отражающий условия, сроки, обязательства, ответственность и другие существенные условия, добровольно принятые на себя сторонами в связи с куплей-продажей пакета туристских услуг. Конкретные фирмы и содержание договора определяются продавцом тура в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Независимо от объема текста агентское соглашение должно содержать перечисленные ниже атрибуты, без которых оно может быть признано недействительным.

- Наименование соглашения.

- Место и дату совершения соглашения.

- Преамбулу, в которой приводятся: описание участников соглашения -юридическое наименование каждого участника соглашения, сокращенные наименования для упоминания в тексте соглашения, указание номера свидетельства о регистрации, даты и места регистрации, номера лицензии на данный вид деятельности и даты ее выдачи. Указываются должности и ф.и.о. лиц, подписывающих документ. Если лица, подписывающие документ, действуют по поручению, то к соглашению прилагаются документы, подтверждающие полномочия этих лиц (доверенности). Указывается наименование сторон, упоминаемых по тексту вместе. В преамбуле дополнительно приводятся понятия и определения, употребляемые в тексте соглашения. Также указываются документы, упоминаемые в дальнейшем по тексту или применяемые по умолчанию.

- Предмет и объект соглашения. Под предметом соглашения понимается описание действия: поручение, передача, купля-продажа, посреднические услуги и др. Объектами соглашения служат поименованные туры или услуги, предоставляемые на определенных условиях. Если требуется приводить описание характеристики одного или нескольких маршрутов или иную информацию, касающуюся объекта соглашения, то следует вынести ее в приложение к соглашению, определив его как неотъемлемую часть соглашения.

- Стоимость туров (можно вынести в приложение отдельным документом); политика и размеры скидок и надбавок к стоимости стандартного (каталожного) тура; валюта цены, процент на конвертацию и др.

- Формы и порядок оформления заявки клиента на покупку тура, порядок взаиморасчета с ним, договорная документация и особые обязательства, финансовые документы.

- Размер депозита и принципы депозитной политики, штрафная сетка.

- Порядок и сроки взаиморасчетов и платежей; какая из сторон несет банковские издержки; инфляционная оговорка.

- Размер, способ, сроки и порядок выплаты комиссионного вознаграждения.

Дифференциация агентского вознаграждения должна зависеть от:

а) уровня финансовой ответственности, которую агент берет на себя;

б) объемов продаж;

в) стабильности работы;

г) условий отношений.

Агентское вознаграждение может слагаться из:

а) агентской комиссии;

б) скидки, зависящей от взятой агентом на себя финансовой ответственности (жесткий блок);

в) скидки при достижении определенного численного объема; бонуса за стабильность работы и финансовый оборот.

- Условия рекомендуемой страховки и ее продажи.

- Условия продажи дополнительных услуг.

- Особые условия (рекламная политика, обеспечение информацией, порядок и сроки бронирования услуг, порядок внесения изменений в условия тура по желанию клиента и др.).

- Условия аннуляции бронируемых услуг, штрафная сетка.

- Условия компенсаций.

- Ответственность за некачественные услуги или непредоставление таковых.

- Претензии, порядок их оформления и сроки предъявления.

- Порядок разрешения споров, арбитражная оговорка.

- Сроки действия соглашения. Необходимо установить разумный и достаточный срок действия соглашения сторон при плановом прекращении соглашения. Для того чтобы не переписывать соглашения, можно предусмотреть статью об автоматическом продлении срока действия соглашения, если стороны не выразят готовность его прекратить.

- Порядок досрочного прекращения действия соглашения по инициативе одной из сторон или по волеизъявлению обеих.

- Язык соглашения, количество экземпляров, условия конфиденциальности.

- Реквизиты сторон (юридические адреса и банковские реквизиты).

- Перечень приложений.

- Наименование и подписи сторон, принимающих участие в соглашении.

На российском рынке туристских услуг ожидаются развитие специализации операторской и агентской деятельности, укрупнение и профессионализация фирм. В ряде стран, таких, как Германия, Испания, Швейцария, операторам законодательно запрещено продавать свои туры. Отказ от продажи своего продукта позволяет операторам высвободить силы для более качественной подготовки тура. Средства, которые тратятся на рекламу, аренду торговых площадей, на реализацию собственного продукта, могут быть вложены в развитие агентской сети, что в конечном итоге принесет большую прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: