Вступление

Сердце.

1932.

После дневных трудов сойдёмся на беседе о Сердце. Оно поведёт нас через земные области к Тонкому Миру, чтобы приблизить к сфере Огня.

1. Видеть глазами сердца; слышать гул мира ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца; помнить прошлые накопления сердцем, так нужно стремительно идти путём восхождения. Творчество обнимает огненный потенциал и насыщается сокровенным огнём сердца. Потому на пути к Иерархии, на пути к Великому Служению, на пути Общения синтез есть единый светлый путь сердца. Как излучать явленные лучи, если нет пламени, утверждённого в сердце? Именно, свойство магнита заложено в сердце. Творчество высшее насыщается этим великим законом. Так каждое завершение, каждое объединение, каждое великое космическое единение совершается пламенем сердца. Чем можем заложить основание великих ступеней? Истинно, лишь сердцем. Так дуги сознания сливаются в пламени сердца.

Так мы запомним о прекрасном притяжении магнита сердца, который соединяет все явления. Истинно, серебряная нить соединения Учителя с учеником есть великий магнит сердца. Объединение Учителя с учеником утверждает сущность всех эволюций.

2. Многие легенды описывают исполнение желаний, но не говорят об основном условии, о безысходности, которая обостряет желания до непреложности; каждый малый обходный путь уже притупляет стрелу непреложности. Но как плывёт не знающий воду, когда опасность тянет его на дно, так решается получение желания, когда все пути отрезаны. Люди говорят — свершилось чудо! Но часто лишь была заострена психическая энергия. Сердце, это солнце организма, есть средоточие психической энергии. Так мы должны иметь в виду закон психической энергии, когда говорим о сердце. Прекрасно ощущение сердца как солнца солнц Вселенной. Должны мы понимать солнце Высшего Иерарха как наше Знамя. Прекрасно это Знамя, как мощь непобедимая, если глаза наши усвоили сияние его, отразившееся в сердце нашем.

3. Назовут ли сердце жилищем Элохима или синтезом синтезов, оно всё же останется средоточием. Даже те, которые признают за сердцем лишь низшие, физиологические функции, даже они относятся заботливо к сердцу. Насколько же глубже должен прислушаться к сердцу кто знает о магните и серебряной нити! Потому Учитель так уносит от всего узкофизического, чтобы на каждом органе напомнить о мире духовном. У Нас праздник, когда чистое мышление переносится в сферу незримого сущего. Нужно так настойчиво вводить в жилище Элохима, точно опасность преследует входящего. Можно признать путь избранных, когда им Незримый Мир становится реальным и доступным; тогда можно заметить рост сознания, и сами органы тела преображаются, напитанные связью с Иерархией.

4. Сердце есть храм, но не кумирня. Так Мы не имеем ничего против построения храма, но не принимаем кумирни и базара. Также когда говорим о построении храма в виде сердца, Мы не имеем в виду сердцеподобные очертания, но указываем на внутреннее значение. Не может существовать храм без сознания цепи беспредельной, так и сердце прилежит всем ощущениям Космоса. Сердечная тоска или радость созвучит с дальними сферами. Отчего же чаще ощущается тоска, нежели радость? Но постоянные пертурбации космические, конечно, потрясают сердце, к ним приобщённое. Зато и служение сердца такого велико на весах мира. Помогайте мира строению! Нет дня, ни часа, когда бы мир не был в опасности. Не два глаза могут эти опасности усмотреть, но лишь три, как на Знамени Владык. Нужно понять храм сердца как неотложное ощущение. Не случайно сердце отмечалось знаком креста. Так знак креста вечно сопутствует храму сердца.

5. Новые условия явят путь будущему. Истина всё та же, но сочетания иные, соответственно сознанию. Сколько прекрасного разрушено по причине незнания храма сердца. Но будем непреклонно устремляться к осознанию тепла сердечного и начнём чувствовать себя носителями храма. Так можно переступить за порог Нового Мира. Как ничтожны полагающие, что Мир Новый уже не для них. Разны тела, но дух не избежит Мира Нового.

6. Сомнение есть гибель качества. Сомнение есть могила сердца. Сомнение есть начало безобразия. Сомнение должно быть упомянуто в каждой беседе, ибо без качества куда же пойдём? Без сердца что поймём? Без красоты что достигнем? Спросят: «Почему сперва "Беспредельность", потом "Иерархия" и лишь после "Сердце", отчего не наоборот?» Но раньше направление, потом связь, после средство. Нужно не испортить это священное средство сомнением. Обратимся к качеству пульса у человека сомневающегося и у него же в час верного устремления. Если сомнение может менять пульс и эманации, то как физически разлагающе будет оно действовать на нервную систему. Психическая энергия прямо пожирается сомнением.

После сомнения напомним о самом предательстве, ибо кто же ближе к сомнению, как не предатель? Но ту тьму можно преодолеть лишь причастием к Иерархии, к самому неизбежному, как сияние солнца. Правда, жжёт оно, но без него тьма!

7. Сердце есть средоточие, но менее всего эгоцентричность. Не самость живёт в сердце, но общечеловечность. Лишь рассудок окутывает сердце паутиною эгоцентричности. Добросердечие измеряется не столько так называемыми добрыми действиями, причина которых бывает слишком различна, но самым внутренним добросердечием; оно зажигает тот свет, который во тьме светит. Так сердце является поистине международным органом. Если свет у нас символ ауры, то родителем его будет сердце. Как необходимо научиться ощущать сердце не как своё, но как всемирное. Только через это ощущение можно начать освобождаться от эгоизма, сохраняя индивидуальность накоплений. Трудно совместить индивидуальность со вселенским вмещением, но магнит сердца недаром соединяется с «чашей». Можно понять, как сердце излучает особый свет, который всячески преломляется нервным веществом. Ведь кристалл психической энергии может быть окрашен различно.

8. Очищение сердца очень затруднительно, если паутина самости ожирняет его. Жир самости есть звериное наследие. Чистые накопления индивидуальности могут пояснить то, что рассудок не может даже помыслить. Особенно трудно внушить то, что вообще не входило в круг воображения. Сердце считается дворцом воображения. Как двигать, если нет мощи воображения? Но откуда придёт оно, если не будет опыта?

9. Бессердечие есть не что иное, нежели акультурное состояние сердца. Малодушие — ограниченность мышления. Нетерпимость принадлежит к той же семье мерзостей, умаляющих священный сосуд сердца. Уже знаете, что утончённое, нагнетённое сердце даёт толчок подобно динамо, тем показывая, что оно есть сосуд мировой энергии. Но культура сердца не накопляется, не получая соответственного питания. Также лучший аккумулятор будет бездействовать, если он не защищён и не соединён правильно. Сердце требует постоянного питания, иначе, лишённое связи высшей, оно разлагается. Так не забудем, как на дне чаши изображался младенец, как символ восхождения.

10. На редком опыте можете видеть, как сердце отражает даже дальние землетрясения и прочие мировые события. Можно замечать, как не только космические пертурбации, но даже отражения излучений духа действуют на дальних расстояниях. У Нас обращают внимание на трансмутатор Праны, на лёгкие, передающие сущность в сердце, как утверждение мирового равновесия.

Новые достижения в тонких телах увенчиваются успехом. Такое достижение стало неотложным, ибо нарушена основа связи с Магнитом Иерархии. Как воспоможение нарушенному равновесию даётся новый вид тонкого тела.

11. Если сокровища энергии превышают сокровища сердца и чувствознания, то обычно для уравновесия посылается сотрудник-наставник. Действительно, при Вашингтоне состоял Профессор и при Чингиз-Хане был Мудрец Горы. Можно привести много подобных примеров. Нужно смотреть на них как на дополнение деятельности, но не как на непременное условие. Также много примеров, когда деятели отказывались от такого сотрудничества, нанося непоправимый ущерб не только себе, но и Общему Благу. Мы не раз испытывали такие отказы. Именно неразвитость сердца мешала умножению возможностей, уже сложенных накоплениями.

12. Рука Наша не устанет протягивать сердцу спасительную нить. Кто же может сказать, что Мы замедлили помощью? Но Мы можем назвать много случаев, когда Вестник Наш замерзал от бессердечия. Так нелегко привести в действие потенциал сердца. Нужно явить полёт над бездною, как от последнего берега в Беспредельность. Как священно мужество самоотвержения, открывающее сердце!

13. Можете ли вообразить, что представляло бы из себя человечество при здоровых телах, но при акультурном сердце? Такое пиршество тьмы даже трудно представить! Все болезни и немощи не могут обуздать всемирное безумие сердца. Истинно, пока не просветится сердце, не будут отняты болезни и немощи, иначе беснование сердца, при сильных телах, ужаснёт миры. Так сказано давно про праведников — «ходил перед Господом» — значит, не нарушал Иерархию и тем очищал сердце своё. При малейшем очищении сердца человечества можно уявить водопад Благодати. Но теперь можно действовать осмотрительно лишь где сердце не сгнило ещё. Так можно не унывать, но знать, что тьма ожесточилась и множества сердец смердят. Уявление значения сердца старая истина, но никогда она не была так нужна, как сейчас.

14. Спросят — какая энергия предположена, когда говорят о сердце? Конечно, это тот же самый Оум, психическая энергия всех трёх миров. Но изучая её, можно установить, что отложения будут разноцветны. Конечно, отложения могут быть красными, пурпуровыми или синими, но приближаясь к сердцу, они теряют окраску. Кристалл сердца белый, бесцветный. Конечно, это звучание сердца не часто наблюдается, но нужно стремиться к нему. Советовали древние полагать руку на иглы молодого кедра, чтобы сгущённая прана проникала через концы пальцев. Много есть способов приёма психической энергии из царства растительного, но лучшим надо считать открытое сердце, когда оно знает линию устремления.

15. Пусть мы унижены лицемерием невежд, но путь един и ничто не заслонит его, если сердце чисто. Как мудро называли сердце кораблём, но корабль предполагает кормчего. Мужество родится из чистого сердца. Можно сравнить его с розою, где смысл цветка во множестве лепестков, но обрыв их нарушает самый цветок. Так храните защиту сердца. Мудро понять, что лишь владыка цветка имеет доступ ко всем лепесткам.

16. Вот говорим о прямом устремлении к Нам. Говорим о пользе и удаче, истекающих из такого обращения. Казалось бы, заманчиво испытать это средство, но многие ли пытаются идти этим путём? Между тем каждый, испытавший Нашу панацею, скажет, что совет Наш добропорядочен. Подтвердит везде и всегда, когда мысли его пребывали с Нами, он был успешен. Каждая неудача происходила вследствие замарания серебряной нити. Как могло быть прекрасно, если бы, оканчивая день, каждый спросил себя о качестве мышления своего за эти часы. Как мощен стал бы он сознанием, что мысли его укрепили нить связующую. Появление мыслей недостойных могло бы немедленно искорениться. Но дело с людьми стоит так, что слушают не слыша и читают не дальше глаз.

Так Советую ещё раз обратить Учение в потребность каждого дня. Советую наблюдать, насколько успешно будет окружающее. При тесных группировках нужно особенно следить за взаимными помыслами, чтобы не отяжелить и не прерывать ток. Многие Учения советуют эту простую дисциплину, но каждая книга должна напоминать, ибо не применяется в жизни самое насущное, самое необходимое.

И для Нас большое счастье, когда можем иметь о ком полнейшую уверенность, как за себя. Так крепка твердыня открытого сердца!

17. Во все времена, беспрерывно, Учение Жизни проливается на землю. Невозможно представить себе земное существование без этой связи с Невидимым Миром. Как якорь спасения, как свет ведущий, укрепляет Учение продвижение среди тьмы. Но среди ливня Благодати, как в морских волнах, можно усмотреть ритм с особыми разрешительными нарастаниями, тогда появляются Учения. Так можно уяснить ритм всего мира сего с нарастанием и нырянием, словом, начертить эволюцию Сущего.

18. Нарушение ритма происходит от многих условий, но существенный способ избежать эту пертурбацию есть соборно обратиться к Нам, где решение всего. Можно уподобить — как песчинка останавливает огромное колесо, так же разрыв ритма прерывает ток. Между тем именно теперь срок великого напряжения. Так уже близки возможности, так события уже образуют клубок и ужас явится спасением.

19. Если бы люди могли, хотя бы частично, чуять особенность момента, они бы очень помогли Нам. Уже не говоря о точном распознании происходящего, но общее настроение уже усиливало бы волевой магнит. Люди не дают себе отчёт, насколько бессознательное прозябание усложняет мироустройство. Сердце, как очаг претворения, должно каждому подсказать давление духовной атмосферы. Не нужно думать, что сердце только о нас самих страдает, конечно, оно болеет о мировом волнении. Нужно пытаться соединить сердца в хоровод согласия, даже не очень испытанное сердце прибавит в общую чашу свою ценную энергию.

Сердце усиливает Наши посылки, раздвигая новые заросли. Много сердец неиспытанных, ещё больше сердец засыпанных. Нужно много искр, чтобы прободать пепел холода.

20. Если не разбужено чувствознание, то даже действительность, даже очевидность недоступна. Никак не заставить увидеть явное, даже поражающее. После скажут вам — почему не вижу и не слышу, если мир невидимый существует? То же бывает с больными, отвергающими лечение; они не прочь поправиться, но в то же время направляют своё сознание против врача. Так полезно было бы сопоставить людей видящих с людьми, слепыми духом. Можно было бы найти причину успеха одних и разрушения других. Так сопоставлением очевидных явлений можно решить многие вопросы взаимодействия миров.

Мир Невидимый, в сущности, очень зрим, когда глаз незасорён. Не нужно явлений медиумизма, чтобы ощущать Свет Высшего Мира, но можно восходить лишь к Высшему, потому все насильственные уловки низшей магии ничто в сравнении с первым светом сердца. Не многие знают огни сердца, но ведь эти светочи должны светить всем. Потому так тяжка хула на духа и отказ от Учителя. Говорю — можно долго думать об Учителе, но избрав, не отступите! Явим понимание основам строения.

21. Советуйте говорить о духовном. Много можно отмечать полезного среди духовных воспоминаний. Кроме того, духовная беседа охраняет от грязи и раздражения. Утверждение духовных проявлений умалит ненависть к миру невидимому. Там, где часто ведутся духовные беседы, там накопляется особая аура. Пусть даже эти беседы несовершенны, но они уявляются как пробные камни присутствующим. Разные народы принесут своё претворение начал духовности. По ним можно судить о пригодности сердец.

Кроме того, избегайте споров о бесспорном. Удивлялся недавно спору между последователями Жанны д’Арк, Сергия и Моисея. Каждый уверял, что его Предстатель не согласуется с другим. Между тем, зная Истину, прискорбно было слышать эти выдумки, сочинённые для разъединения. Пусть не вместе, но хотя бы не бились лбами, ведь рога вырастут!

Теперь вообразите, что знающие Истину побудут дружно и объединят мысли. Какая мощь получится здесь, на Земле, несмотря на всё давление атмосферы! Кто торжествует духом, тот уже Наш.

22. Советуйте развивать мышление и наблюдательность. Сердце не может занять своё назначение, когда вместо мысли блохи и вместо наблюдательности крот; с такими спутниками не уехать! Теперь именно время углубления мышления, иначе народные массы не найдут применения полученных сокровищ. Перепроизводство есть признак мелкого мышления и ненаблюдательности. Сказано — в школах должны быть введены часы уявления наблюдательности и приучения к мышлению. Сердце не может питаться лишь извне, оно должно быть поддержано и земными устремлениями. Устойчивость устремлений придёт также и от зоркости познания.

23. Каждый из вас знает особый вид проповедников, которые, собрав все кости чужих писаний, отправляются с ними в забвение. Рассудок собирает подробные доказательства, но цель этих нагромождений остаётся незрима, ибо молчит сердце. Так и зовём их — сердцем молчащие. Кроме того, эти проповедники, указывая другим множество предписаний, сами впадают в малодушие при первом противодействии. Истинно, лишь сердце даёт бессмертие. Утверждение сердца уже есть открытие будущего. Не близки сердцу, которые сами боятся предписаний, вычитанных рассудком. О священном безумии говорят Древние Учения, считайте это как противодействие против холода вычислений; считайте это как жизненное начало поверх условий мертвенности.

Отвергающие Учение не далеки от падения в бездну. Утверждающие Истину, даже при несовершенстве, уже на пути. Они не пожалеют при переходе в Мир Тонкий, что вызвали к жизни сердце.

24. У Нас большая битва. Не нужно устрашаться, когда настаёт час, возвещённый давно. Не нужно думать, что несчастье подкрадывается, когда у Нас видят битву за Свет. Не нужно забывать, что преследование есть лучший успех. Звучать может лишь натянутая струна.

25. Без преувеличения можно сказать, что большинство сердечных болезней происходит от богатства, потому люди, приобщившиеся к Учению, отходят от богатства или остаются лишь хранителями его.

26. Знаете, что можно делать внушение на любом языке; таким образом наглядно доказывается смысл и сущность понимания без условных наречий. Считаю, уявление сердечного понимания есть необходимый шаг к приближению к Нам. Язык Тонкого Мира приводит в исполнение мечту о взаимном понимании. Нужно осознать эту возможность, прежде чем начать пользоваться ею.

27. Философский камень есть нечто реальное. Притом можно понимать его духовно и физически. Духовное состояние, называемое камнем, соответствует созвучию всех отложений психической энергии. Физически препарат довольно близок препарату Парацельса, но у него осталась существенная ошибка, в которой он напрасно упорствовал. Но в остальном источники арабские, питавшие Парацельса, были довольно правильны.

28. Внушение бывает мысленное, или звуковое, или посредством взгляда, или усиленное глубоким вдыханием. Какие возможности для научных наблюдений заключаются в этих действиях! Можно проследить, насколько вдыхание усиливает звук и эманации глаз. Давно замечено о различных свойствах человеческого взора. Можно рядом опытов уследить, насколько далеко действуют излучения глаз, при этом поучительно следить за комбинацией силы мысли с физической эманацией глаз. Только наблюдая, можно оценить невидимый мир человеческих воздействий. Сложна паутина, сотканная несознательными действиями мысли. Не удивляйтесь, что мысль продолжает жить в пространстве; также не исчезают физические частицы взора. Учась наблюдательности, мы ещё раз вспомним о сердце и поймём символ стрелы пронзающей.

Много стрел пронзают сердце, как на давних изображениях; на них же видим и пламя сердца. Может быть, без стрел невозможно и пламя. Можно утверждать, что основа проявления пламени есть удар, как рождение нового ритма. Учитель хочет, чтоб ритм был акселерандо — так во всём.

Не нужно предрешать возможности. Именно невозможное сегодня обернётся завтра.

29. Для приближения к Нам нужно понимание полной свободы. Как ужасно последствие страха или искания выгод! Незатемнённое устремление, освобождённое от всех тягостей, уявляет истинный путь. Где начинается такая свобода, может судить лишь сердце, от которого не укроется никакая уловка, никакой подкуп. Но тонки границы свободы сердца. Чего только не нагромождают люди около этой ткани тончайшей! Если сердце созвучит далёким землетрясениям, если кожа наша ощущает тепло, истекающее из руки, даже на значительном расстоянии, то насколько сердце вибрирует от человеческих излучений; именно это свойство не отмечено достаточно в науке современной.

30. Отчего так много опытов остаётся без последствий? Прежде всего, от нетерпения и от нежелания принять ответственность. Иногда Нас как бы упрекают, что помощь не пришла вовремя, но вместо упрёка, спрашивающий мог бы вспомнить, как преждевременно он уклонился или признал ношу непомерной. Мы много скорбим, когда видим малодушные уклонения или нежелание поставить себя на край пропасти. Но чем можно нагнести энергию, как не крайним положением? Стоит лишь считать такое положение не концом, но началом. Так и в упражнении терпения полезно усвоить понятие начала. Для кого решительно всё конец, но для Наших учеников всё начало.

31. Как объяснить, когда сердце молчит? Как ускорить, когда сердце тяжелее железа? Как двигать сердце, когда умерло в духе? Так можно научиться ценить каждое звучание сердца, когда тайный цветок являет множество лепестков, хранящих сокровение духа.

32. «Русла Благодати и приёмники яда земного» — так называются избранные, готовые принести себя на пользу мира. Приём яда непосилен без Сил Благодати, но без земного яда Сила Благодати унесла бы; так устремление кверху имеет земное основание. Конечно, приём яда непосилен многим, но и для утверждения Благодати тоже нужна явленная испытанность сердца. У Нас отмечают как сокровище, когда сердце, уже без напряжения, всегда готово звучать на окружающее. Нелегко это показать, пока не претворятся энергии в созвучные кристаллы; когда образуется «рингсэ», так верно отмеченное Тибетом на Завете Гималаев.

33. Кто же может утверждать, что легко идти за Учением, если недостаточны накопления? Но зато когда переполнена «чаша», тогда путь Учения неизбежен. Мы можем понять трудность приёма яда земного, ибо каждый из Нас принял неисчислимое количество яда. Как магнит притягивает известные металлы, так сердце принимает Благодать. Как губка впитывает жидкость, так поры кожи набирают яд земной. Но Прана, сознательно поглощённая, умиротворяет истечение ядов.

34. Люди не только по органическим особенностям делятся, но и по стихиям; в их сознании остаются известные привязанности. Никто не сумеет рассмотреть столько оттенков пламени, как люди огня. Никто не сможет так любить воду, как люди этой стихии. Также, конечно, люди огня будут особенно расположены к Агни Йоге, они почуют всю потребность её. Не рассудком они подойдут к Учению Огня, но как к единому решению. Можно понять необходимость Учения, когда нет иного исхода.

35. Труднее всего людям сочетать крайнее исступление духа с неисчерпанным действием. Для успеха нужно напряжение духа, но в действии каждом должен быть сохранён известный запас. Действие исчерпанное теряет красоту и магнетизм убедительности. Певец, исчерпавший запас голоса, прежде всего, возбуждает сожаление. Явление крайнего напряжения духа не должно сказываться в отчаянных действиях, иначе проявление внутренней энергии растворится в чуждом духу действии. Этот закон нужно осознать прочно, чтобы не превратиться в ветряные мельницы. Предлагаю собрать все силы духа, чтобы не распылять их необузданными действиями.

36. Если заметите признаки избранности, не мешайте действию этого Посла. Можно знать знаки Агни Йоги и по ним признавать путь избранного. Так, явление Посла не во внешности, но в особенности действий. Понятно, что действия особого значения должны поражать сознание людей; обе стороны будут по-своему являть понимание этим действиям. Но не назовём ни одного Посла, около которого не происходило бы чудесного нагнетения энергии. Тучи предшествуют грозе, так утверждению Истины всегда предшествуют тучи, но вы уже знаете значение этих духовных феноменов. Можно установить, как по векам повторяется Благовестие и как оно расходится по народным множествам. С духовной Вершины можно усмотреть ритм, разносящий отзвуки Учения.

Но когда заметите хотя бы некоторые признаки призванности, умейте не помешать, ведь основа Агни Йога огонь и нельзя тушить его. Кто же дерзнёт обратить против себя огненную стихию? Каждое потушенное пламя отзвучит, потому карма тушителя подобна судьбе убийцы.

37. Агни Йог во всём бережлив не по скупости, но зная ценность энергии, проливаемой сверху. Так он бережёт как свою, так и окружающую энергию. Ошибка людей в том, что они обычно предполагают энергию в крупных действиях, забывая, что по малым действиям трата гораздо больше энергии, той же самой, которая в основе своей драгоценна. Малые действия так же, как малые вещи, запружают жизнь; особенно нужно опасаться пыли, которая соединяется с эманациями вещей и является распространителем той личной энергии, которая должна быть сохранена в одном канале. Так мы будем хранить всё, что может быть соединено с энергией Иерархии.

38. Как нужно приучаться к пониманию всего духовного. Нечего ожидать от сердца, если наше мышление не будет находить лучший праздник в упоминании всего духовного. Ведь мы должны достичь той ступени, когда будем изливать свет из сущности нашей, тогда мы истинные сотрудники с мирами высшими. Изливая свет Благодати, мы и врачи, и создатели, и покровители по нисходящей линии. Сперва мы видим внешний Свет, потом знаем его внутри и лишь после возжжения «факела» можем изливать Свет.

39. Главное, говорите о духовном. Путь духа, как ничто другое, развивает сознание и очищает жизнь. Смотрите на беседы о духовном как на практическое упражнение сердца. Нужно очищать сознание, как путь к преуспеянию. Говорю опять не отвлечённо, но приложимо к жизни. Пробуйте опыт применения лекарств на сознательное и несознательное существо. Поучительно сравнить, насколько сознание углубляет все проявления и процессы. Так можно признать вещественную ценность сознания. Кроме того, беседа о духовном устремляет А-энергию по определённому каналу кверху. Именно «Кетуб» и есть соединитель энергий. Так не нужно тратить время на устремлённость к обыденности, когда так много возможностей, влекущих кверху.

Сердца радость в устремлении кверху.

40. Незримый мир участвует в земной жизни гораздо больше, нежели принято думать. Советуйте обращать внимание на множество малых проявлений, которые обычно даже совсем не замечают. Не поражающие и ослепляющие явления, но те, которые ограниченный ум называет совпадением или случайностью, те строят незабываемые последствия. Если возьмём все необъяснённые проявления сердца, то даже неподготовленные умы заметят странности, противоречивые заключениям медицины. Возьмём, например, так называемый двойной пульс, когда внешнее воздействие создаёт как бы два сосредоточия организму. Между тем явление энергии космической совершенно просто объясняет, насколько мы связаны с Силами Высшими, и о том же напомнят внешние огни и свет, если наш рассудок разрешит их увидеть.

Нужно понять насущность этих явлений, не теряя здравого мышления. Так можно заменить магию Учением Сердца. Сердце у каждого, потенциал энергии в нём заключён у всех — значит, Новый Мир не запрещён никому. Называем Новым Миром познание Незримого, хотя бы в его первичной стадии. Уже это понимание внесло бы в жизнь новые устои.

Соединитель энергий, соединитель знания, Кетуб пламенный понятен Агни Йогу. Устремление к познанию покажет, как незаметно наслаивается новое сознание и как оно меняет сущность жизни.

41. Иногда дайте сердцу вашему побеседовать с Высшим Миром. На разных языках может быть эта беседа. Может быть, сердце соберёт в памяти часы из многих жизней? Может быть, беседа будет молчаливая, без наставлений и советов, лишь возносясь, укрепляясь в возношении. Может быть молчание признательности или молчание мощи готовности. Раздувается пламя сердца, устремляясь к единению с Миром Высшим. Ничто, как сердце, найдёт путь к Иерархии. Сердце укрепит себя мощью Высшего. Ничто, как сердце, будет твердынею в борьбе.

42. Велика, узка и напряжена борьба. Мы знаем, как напряжение одних ведёт к усилению других. Когда Советую беречь энергию, значит, силы собраны для битвы. По всему миру разлит пожар. Сравнительно с настоящим бывшая война ничто. Сберечь энергию будет лишь знаком пригодности к действию. Такая бережность во всём нужна, когда Мы Сами приступили с мерами, небывалыми в теперешней расе, но невозможно оставить мир в разложении. Считайте время крайне серьёзным. Так устремляйтесь ко Мне!

43. Магия подобна массажу. Массаж искусственно ограничивает и восстанавливает формы тела и кровообращения. Магия также искусственно соединяет и восстанавливает общение с Миром Незримым. Массаж не нужен нормальному организму. Магия не нужна развитому духу. Массаж занимается нездоровыми членами. Магия доставляет учение об условиях, о паллиативах*, не открывая простейшего доступа в Высший Мир. Начав массаж, необходимо усиливать, иначе ткань начнёт угрожать разрастанием и разрушением; обратившись к магии, нужно усиливать овладение ею, иначе стихии начнут теснить отступника. Так, сравнив мир телесный и духовный, видим те же действенные законы. Те же законы указуют, насколько ближе развитому сознанию пути простейшие. Живот не отрастёт при умеренности, сердце не замолкнет при утончении духа.

44. Нужно навсегда установить, что Йога не есть магия. Прежде всего, в Йоге нет ничего искусственного. Родственность и созвучие законам Бытия противны всему насильственному. Йог не будет без крайности тревожить Первичную Субстанцию. У Йога создаётся полное сотрудничество с природою. Так знание Йога, прежде всего, основано на чувствознании; по этой чистой поверхности пишутся знаки опыта.

45. Процесс нагнетения энергии подобен насосу. Так устремление энергии кверху непременно обусловлено подавлением книзу. Это давление люди обычно считают несчастьем, неудачею, тогда как это есть физическое преддверие подъёма. Подавление проявляется, конечно, совершенно различно, но каждый, дошедший до подъёма, может установить моменты внутреннего или внешнего угнетения. Но прискорбно видеть, как несведущие люди подпадают угнетению без понимания закона насоса. Особенно это обстоятельство насущно сейчас, когда куётся массовое сознание. Когда так необходима координация тысяч сознаний, неслаженных, непросвещённых, не знающих простейших незыблемых законов. Как легко эти массы утерять могут понимание угнетения как врат подъёма!

46. Поручительство есть явление огромного значения. Оно создаёт цепь сердец и обращает Хаос в сознательные артерии пространства. Символ, показанный ночью, был очень знаменателен. Змий тьмы пожирает друга, если он не входит в сознательное общение. Также велика ответственность Поручителя, недаром говорится — горит рука! Так без преувеличения пронзает боль огненная при ошибках поручаемых, но не может быть иного построения, и потому учитесь осторожности и внимательности.

47. В чём же счастье? В том ли, чтобы просидеть, не дерзая возмутить мыслью Первичную Субстанцию? Или направить мысль на новое строение жизни? Сперва Говорил вам о действии, но теперь утвердим мысль. Действие, даже самое возвышенное, затрагивает сравнительно низшие слои, лишь мысль, по природе своей, может воздействовать на Первичную Субстанцию. Сперва Говорил о действии, как о досягаемом очевидно, но, при достаточно расширенном сознании, пора утвердить значение мысли. Множество действий без мысли остаются на поверхности Бытия, не отличаясь от действий мира животного. Но если говорим о чувствознании и о сердце, то необходимо утвердить мысль, как мощь и сотворчество Бытия. Заметьте, Говорю не о рассуждении, не о мышлении, но о мысли, которая сметает поверхность Субстанции индивидуальным ритмом и тем творит беспредельно.

48. Мысль есть явление сущего счастья. Оторванная от сердца мысль не прободает поверхность Сущего. Но от сердца мысль как неудержимая стрела! Не нужно смущаться зарождением мысли среди нагнетения энергии, те мысли, как таран пробивающий, углубятся среди глубин Сущего. Потому после внешнего действия оценим действительность творчества мысли.

49. Ещё более напряжена нота Пространства, и новые ритмы как новый доспех, не жданный тёмными. Можно постоянно создавать новые вибрации и тем отражать тьму!

50. Ткач имеет перед собою основу, без неё самый искусник не может выявить своё мыслетворчество. Также для мыслетворчества нужна и Космическая Мыслеоснова, так зовём Субстанцию Первичную, из которой огненная мысль высекает искры творения. Ту же работу делают как опытные мыслители, так и дитя, зажжённое непременным желанием. Нельзя судить пещерника и схимника, не зная степени и качества их мысли. Нельзя судить певца и поэта, не зная, какое мыслетворчество излучают они. Постепенно отучаемся от осуждения, ибо лишь мыслетворчество есть сотрудник Творцу. Так будем бережно собирать все существующие мысли, которые могут благодатно вонзаться в Акашу и достигать сущности Сущего. Самое утешительное в том, что никто не лишён мысли и, зная её значение, может упражнять это присущее ему благо.

51. Иногда в народе говорят: «Так размечтался, даже сердце защемило». Не от злобного мечтания щемит сердце, но от напряжения светлых желаний. Тоска сердечная, прежде всего, наполняет сущность субстанцией силы. Конечно, не всегда скульптура Акаши непременно связана с тоскою в сердце, но щемящее чувство, во всяком случае, показывает напряжение и сотрудничество с Первичною Мыслеосновою. Так не нужно опасаться, что тоска есть злой знак.

52. Вступающие на путь Великого Служения иногда опасаются, хватит ли у них достаточно духовных запасов для беспрерывной раздачи? Правда, они знают, что дающая рука не обеднеет, но им трудно приложить это в духовном понимании. Но также сказано о птицах небесных, которым достаточно зерна на завтра. Истинно, не иссякнет запас духовный при сотрудничестве с Иерархией. Не замолкнет сердце, хранящее Образ Владыки. Так можно не опасаться уничтожения запаса духа — он неисчерпаем. Можно сокровища эти раздавать, лишь бы держать крепко нить серебряную.

53. Неопытный духовный воин иногда недоумевает: «Почему так сильна битва, ведь целы руки и ноги мои?» Точно напряжение битвы лишь в поломке костей! Но часто обычные участники земного боя не ощущают напряжения его, только вождь осознаёт происходящее.

54. Справедливо спросят: «Какое отличие значения мысли в Новом Веке; если мысль так упорно утверждается, значит, ей дано особое назначение в обновлении жизни?» Совершенно верно, если в Чёрном Веке мысль была около человека, или магнетизм распространялся на малые расстояния, то в Новом Веке мысль есть Пространство! Потому нужно мыслить не лично, но пространственно.

55. Пространственное мышление вовсе не легко для большинства. Прежде всего, для него нужно сохранить личность, но освободиться от эгоизма. Многим такое противоположение покажется вообще нелепым, для них эгоизм и есть личность. Явление мощной личности, преданной Общему Благу, многим невообразима, но без личности мышление не будет потенциально. При эгоизме мышление прибавит ещё одну порцию яда к заражённой ауре планеты. Также трудно многим осознать, что вещество мысли неразрушимо и не связано слоями пространства — значит, не мала ответственность за каждую мысль. Хищную птицу может догнать стрела, но что разложит мерзкую мысль?!

56. Мудрый хозяин не зажигает все огни без особой причины. Также в древних сказаниях говорится о горе, окружённой пламенем, но нигде не сказано, что огонь пылал постоянно; он восставал по мере нужды. Так и ваши огни сверкают по мере надобности — то глаз Брамы, то крылья, то лучи гортани, то все другие главные двадцать один огонь, — нужно дать им вспыхивать по природе их. Нужно указать, что огни действуют силою связи с Иерархией. Пожар или безудержное пылание недопустимы. При Великом Служении заботливость и бережность являются первыми принципами Высшего Сотрудничества. Мы оберегаем каждую частицу энергии Элохима или каждую Урукаю от огня пространства. Особенно этот учёт нужен во время напряжения битвы.

57. Устроить надо понимание Великого Служения. Сердца чистые могут прилежать Служению без утомления и небрежности. Как губительна притупленность небрежности! И как многие, даже знающие, не могут воздержаться от неё! В древности она называлась «Серая Змея». Пусть примут друзья явления зоркости и внимательности.

58. Приложение магнитов и обхождение стран с годами, конечно, уже ясны вам значением своим. Это не суеверное средство, но приложение лучей и магнетизма, которые в малом размере уже известны науке. Даже скептики не исключают особого значения личных воздействий. Отсюда один шаг до сильного магнита, соединённого с Центром явленных энергий. Также совсем не трудно понять значение прохождения человеческого организма, этой сильнейшей химической батареи. Собаки, даже и те чуют силу следов человека. Насколько же развивается эта эманация при приложении сознания! Потому смысл посланников очень велик и продолжает применяться.

Поистине, можно наблюдать, где ступила нога посланника и как магнит притянул область целую в орбиту действия; как сказано об Ангелах Жизни и Смерти. Так пристально нужно всматриваться в события и находить в них систему обширную. Если обычные астрологи подмечают соотношение великих дальних событий, то насколько поучительно следить за исполнением путей, зная их направление!

59. Три обстоятельства могут особенно отяготить карму: первое — отказ от Учителя, второе — подозрение, что связь с Иерархией может навлечь несчастье, и третье — уклонение от ответственного поручения. Лишь сердце может подсказать, где начинается отказ, и подозрение, и уклонение. Много раз предавший Учителя начинает в безумии уверять, что он никогда даже не помышлял о предательстве и не думал уклониться. Тысячу оправданий измыслит потемневший ум, чтобы сокрыть давно запечатлённое в свитке кармы. Лучше не приближаться, нежели явить отступничество. Ночь не светлеет над отступником, но не наказание это, лишь следствие посева. Сердце умеет различать зерно предательства.

60. Не много внимания уделяют люди Миру Незримому. Нужно сознательно приучиться понимать его присутствие во всём. Пространство можно рассматривать как провод к Мирам Незримым, но наблюдающим за нами.

61. Нужно пережить час, называемый «Драконом Порога». У Нас этот час зовётся «Завесы Разодрание». Так Мы отмечаем, когда тьма намеревается разодрать завесу, но вместо того лишь открывает дали. Но мужество нужно, ибо где же иначе обнаружить накопление мужества?

62. Солнце есть Сердце Системы, также сердце человека есть солнце организма. Много солнц-сердец, и Вселенная представляет систему сердец, потому культ Света есть культ Сердца. Понять это отвлечённо — значит оставить сердце в холоде. Но как только Свет солнца-сердца сделается жизнью, потребность тепла магнита засияет, как истинное солнце. Сказано: «Перейди Сантану по сердцу». Так можно отеплять понятие сердца. Можно считать ритм сердца как ритм жизни. Учение о Сердце светло, как солнце, и тепло сердца спешит так же быстро, как и солнечный луч. Каждый изумлялся, как мгновенно отепляет всё луч восходящего солнца. Так же может действовать сердце!

Говорю о теплоте сердца, когда она особенно нужна. Мысль устремления зажигает пространство, но теплота сердца как постоянный очаг. Мужество живёт в тепле сердца, нужно это запомнить! Уявление тёмных сил как мороз для посева, лишь тепло сердца даёт щит сверкающий. Но как нежно испытываем волны Света, так же осторожно нужно приближаться к сердцу.

63. Сердце, предавшееся добру, излучает благодать непрестанно, независимо от намеренных посылок. Так солнце не шлёт преднамеренных лучей. Сердце, злу поклявшееся, будет извергать стрелы сознательно и бессознательно и непрестанно. Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку, духовное благо. Сердце зла уничтожает тепло и, упырю подобно, высасывает жизненные силы. Так непрестанна деятельность сердец добра и зла. На низшем плане Бытия условия добра и зла разнятся от значения их в Высшем Мире. Можно себе представить горнило сияющее Света и тьмы зияющую пропасть. Так ужасно скрещиваются мечи демонов и Архангелов! Среди искр боя сколько сердец привлекается к Свету и тьме!

64. Нужно ясно вообразить непрестанное излучение сердца. Нужно понять, почему сердцу добра так болезненно присутствие сердец зла. Ни улыбка, ни насильственная ужимка зла не скроют сердечное излучение. Утверждение добра в сердце вовсе не исключает справедливого негодования, но раздражение есть область зла. Только устремление к Иерархии может утвердить границу между многими чувствованиями.

65. Трудны скрещивания токов, как скрежет мечей! Если даже разрыв бумаги отягощает сердце, то какое сокращение нервов вызывает скрещивание токов разнородных, различных напряжений! Пусть снова обратимся к панацее. Лишь напряжённое устремление к Иерархии может ослабить все стрелы токов.

66. Вы знаете о воздействии человеческих эманаций на растения. Вы знаете также о воздействии цвета. Теперь нужно напомнить о значении звука. Тождественность этих воздействий знаменательна. Если для увеличения потенциала растения нужно открытое, светло звучащее сердце, то в звуковом воздействии нужен консонанс и все комбинации доминанта. Явления диссонанса не могут усилить ток энергии. При воздействии на людей диссонанс может быть полезен, как противоположение для усиления ритма сознания, но при растениях, где сознание минимально, диссонанс лишь является задерживающим условием. При минералах диссонанс будет разлагающим началом. Поистине, роза будет символом консонанса, и доминант света розы будет соединён с сиянием сердца. Не много опытов производилось со звуком на растения, но древние полагали, что лучшие цветы росли при храмах, где было много созвучий голосов и музыки.

67. Ищите и приобщайтесь ко всему тонкому, утончённому в веществе своём. Не только говорю о предметах, но и о людях. И среди людей выбирайте не тех, кто желают лишь материальных явлений. Но даже среди признающих духовность ничтожны будут, которые устремлены к грубым проявлениям. Не они первые подойдут к Царству Сердца. Может быть, иные, не видевшие Тонкого Мира, но понявшие его в сердце своём, опередят магов и волхвов. Утверждение внутреннего глаза и открытие огней зависит от утончения сознания; только эти врата ближе всего к сердечному царству. Маловеры, желающие вложить пальцы в раны Света, не могут открыть сердце своё для молниеносного познания. Истинно, испытывайте всё сущее! Но без сияния сердца испытания эти будут как тление вчерашнего дня.

Не отвлечённо слово о познании сердцем. Кто не может понять это утончение, как же постигнет высшие слои Тонкого Мира? Без этого познания духовного как же путник войдёт и примет тонкий Эфир, питающий тело высшее? Не пригодно будет познание призраков, которые окутывают своим покровом разложения. Так испытывайте Мир сердцем.

68. После всех разграничений неминуемо приходим к синтезу сердца. Не будем упоминать, что молчание происходит от смешения всех звуков. Потому научимся сопоставлять сердце с молчанием. Но это молчание не будет пустотою, оно наполнит пространство синтезом мысли. Как сердечная молитва не нуждается в словах, так молчание наполненное не нуждается в формулах. Молчание напряжённое нуждается во многих наслоениях мыслей и желаний благих. Так сердце, напряжённое молчанием, насыщенное, как динамо, отбивает ритм Мира, и личные желания претворяются в ведущую Мировую Волю. Так вырабатывается сотрудничество с дальними мирами.

69. Обычна жалоба на недостаточность руководства. Люди привыкли покрывать жалобами свои особенности. Между тем именно руководством человечество не обижено, лишь бы замечали всё даваемое. Множество импульсов, возникающих вследствие духовных воздействий, пропадают не только без пользы, но даже делаются вредными, оставаясь в кладовых сознания в перетолкованном виде. Можно утверждать, что самая малая часть воздействий находит справедливое применение. Особенно мешают привычки, загоняющие сознание в условные пути; они же обессиливают способности сердца, когда оно готово звучать на Руководство Высшее. Сердце именно знает, где оно, высшее или низшее; но обессиленное, затуманенное сердце само окажется на низшем уровне; тогда даже низшее покажется высшим. Чистота сердца есть самая нужная собственность. Мудрость, мужество, самоотверженность не вмещаются в затуманенном сердце. Но Руководство будет шептать деяния подвига, и такой совет не должен показаться ужасным и суровым.

70. Множество самых настоятельных посылок претворяются в неясные колебания. Можно следить, как часто даже достойные духи не применяют вовремя данное указание, и как ничтожны мешающие обстоятельства. Несоизмеримы поступки, привычки сравнительно с посылками Свыше. Опять не следует мечтать о магических формулах, чтобы привлечь Руководство, оно близко, и магнит чистого сердца очистит путь. Самое значительное приобретение будет этот магнит, привлекающий и открывающий. Истинно, радостно побыть с чистым сердцем!

71. Истинная торжественность складывается высшим напряжением. Торжественность не покой, не удовлетворение, не конец, но именно начало, именно решимость и шествие по пути Света. Неизбежны трудности, как колёса устремления. Неизбежны ужасные давления, иначе немощен взрыв. Но разве радость приходит в легкомыслии? Там лишь похоть, но радость в торжестве духа. Торжество духа при утверждении незыблемых начал. Когда поднимается Знамя Мира, можно быть полным торжественности.

72. Множество уже близких возможностей разлагаются людскими жалобами, порождёнными саможалением. Когда люди начинают взвешивать, сколько кто пожертвовал и сколь мало получил от Учителя, то смысл Учения пропадает. Люди учитывают полученное как плату подёнщика, не соизмеряя получение с вечностью, для которой они существуют. Как неприложима мысль оплаты добрых намерений со смыслом совершенствования! Но нужно сказать, что многие предпочитают обрядиться подёнщиком не из сердечной испорченности, но из невоспитанности воображения. У многих чувствознание Вечности отсекается устремлением к саможалению.

Но повторено во всех Учениях о тяготе плоти, чтоб устремить внимание к преимуществу духа. Нужно принять Учение как начало к истинным преимуществам, которые не могут быть отчуждены. Нужно оценить, как Учение углубляет сознание и действительно даёт в жизни возможности, если они не отвергнуты. Это простое соображение редко принимается во внимание; люди предпочитают жаловаться в пространство, вызывая на себя каменный дождь. Но не устрашать будем, иначе скажут о недостатке любви. Явлению любви люди приписывают такие странные обстоятельства, что кажется, что их любовь живёт на монетном дворе! Между тем нужна любовь для пути в Беспредельность. Проводник так нужен; когда мы на гладких скалах ищем в последнем напряжении спасительную нить, тогда Рука Ведущая коснётся нас.

73. Даже в самые древние времена люди понимали значение сердца. Они считали сердце Обителью Бога; они клялись, полагая руку на сердце. Даже самые дикие племена пили кровь сердца и съедали сердце врага, чтобы усилить себя. Так показывали значение сердца. Но теперь, в просвещённое время, сердце умалено до физиологического органа. Древние пили из черепа врага; чаши священных обрядов изготовлялись из теменной кости. Те, которые знали о центре колокола, понимали, что магнетическое нагнетение преображает костное вещество. Но теперь лишь смеются над сильными целебными веществами. Самое ничтожное нахождение привлекает множество потребителей, но сильнейшие химические лаборатории забыты. Между тем натуральные соединения трёх царств природы дают сильнейшие соединения. Нужно, прежде всего, напомнить о значении сердца как соединителя миров. Огонь сердца разве не есть самый пространственный огонь?

Можно очень понять постоянное, приписываемое древним, общение с дальними мирами, магнетизм которых приносит силу невесомую. Но разве не чует сердце самые тончайшие вибрации?

74. Понятия воли должны быть твёрдо осознаны и разграничены. Мозговая воля сделалась оплотом Запада, тогда как Восток остался в твердыне сердца. При внушении гипнотизёр Запада употребляет волю, напрягая центры конечностей и глаз, но эта эманация не только скоро исчерпывается, но и приносит утомление и, главное, действует на очень незначительном расстоянии. При волевых посылках невозможно пространственное достижение. Но сердце Востока не нуждается в напряжении конечностей, не нагнетает без нужды энергию, но шлёт свои мысли без ограничения места. Сердечное внушение, как естественный канал сообщения, не наносит вреда внушающему и принимающему. Западный способ постоянно заметен извне, но восточное делание не имеет ничего внешнего, наоборот, внушающий не смотрит на получающего, ибо в сердце имеет образ назначения. Много несомненных преимуществ сердечного делания, но для него нужно, прежде всего, осознать значение сердца.

Мощь сердца преодолевает решительно всё. Сердце может знать смысл событий дальних. Сердце может летать, укрепляя нужные союзы. Сердце может приобщиться к дальним мирам. Пробуйте это лишь посылкою воли и познаете разницу воли сердца. Майтрейя есть Век Сердца! Только сердцем можно оценить сокровища Майтрейи! Лишь сердцем можно понять, насколько все накопления, всё чувствознание нужны для будущего.

75. Любовь, подвиг, труд, творчество, эти вершины восхождения при любой перестановке сохраняют восходящее стремление. Какое множество привходящих понятий они заключают в себе! Какая же любовь без самоотвержения, подвиг без мужества, труд без терпения, творчество без самосовершенствования! И над всем этим воинством благих ценностей водительствует сердце. Без него самые терпеливые, самые мужественные, самые устремлённые будут холодными гробами! Отягощёнными знанием, но не окрылёнными будут бессердечные! Тяжко не поспевать к Зову! Тяжко не следовать вполне за Иерархией! Часто люди пытаются скрыть от самих себя отказ от Иерархии. Можешь ли, путник, чистосердечно признать готовность свою следовать за Иерархией? Может быть, готовность твоя лишь до первого поворота, до первой ступени, где лишь Иерархия может помочь? Не забудешь ли её именно в час трудный или будешь помнить Иерархию только в избытке?

Даже при начале учительства вы не раз изумлялись поворотам и уклонениям даже близких. Можете понять всё прискорбие видеть, как на пороге часто ученик стремительно убегает в лес. Моя Рука неотступно с идущим в полной готовности.

76. Граница между достойным и недостойным очень извилиста; лишь сердце может найти путь через все извилины мозга. Но теперь время перейти к познанию духотворчества. Не кажется ли странным многим людям, что даже Тонкий Мир им невидим, тогда как в градации миров он ещё достаточно плотен? Значит, глаз физический настолько груб, что даже не может различить следующую стадию телесного преображения. Если люди стараются усовершенствовать даже приборы научные, то сколь желательно утончение самого человеческого аппарата! Но без привлечения помощи сердца невозможно продвинуться в этом подвиге. Кто может чуять через сердце, тот уже может двигаться за пределы тела.

Отступничество от духотворчества отодвигает на многие жизни. Непростительно уходить в низкое состояние, когда уже открываются отверстые очи. Попомним, каким трудом пробивается физическая оболочка, какие меры применяются, чтобы сдвинуть сознание после напряжения. Можно ли обращаться вспять?!

77. Много одержимых во время перехода человечества к духотворчеству; точно кто-то подделал ключи к слабым замкам. Нужно особенно осмотрительно осматривать людей. При этом нужно помнить, что у одержимых своеобразное мышление, полное противоречий. Желая помочь им, можно или силою внушения изгнать засевшего, или совершенно оставить в покое, даже, если можно, совсем изолировать. Ведь засевшему нужен не столько сам субъект, сколько воздействие через него на окружающих. Хуже всего частично надоедать одержимому, призывая его к здравомыслию, которого у него нет. Худо начать вслух жалеть одержимого или порицать его противоречие. Явление приказа, сильное и поражающее, или изолированность могут облегчить судьбу слабого сердца. Ведь через слабость сердца влезает одержание. Огонь сердца опаляет всех мохнатых гостей.

Отказ от Учителя пресекает все возможности, особенно когда отказ произошёл в сознании задолго до одержания. Так люди часто пробуждают уже спящие отрицания и, конечно, последствием, прежде всего, является отказ от Учителя, ибо каждая хаотичность, прежде всего, возмущается созиданием и сотрудничеством. В хаотичности заложены зёрна зла, которые тяжким опытом подавляются. Но в текущие дни неслыханно много одержимых. Темнота тоже хочет проявиться.

78. Первоначально граница между физическим и Тонким Миром не была так резка. В древнейших летописях можно находить отрывочные указания о ближайшем сотрудничестве этих миров. Фокус сердца, при телесном уплотнении, нужен был как равновесие с тонкими энергиями. Сам телесный мир нужен был как переработка веществ для умножения энергий. Но рассудок, как знаете, устремился к обособлению и таким образом затруднил эволюцию. Трудно было время Кали Юги, но Сатиа Юга должна опять сблизить миры, насильственно разъединённые. Нужно ожидать это время торжественно, как возвращение к суждённому совершенству. Так уговоримся уделять достаточно внимания духотворчеству. Можно под этим углом привыкать мыслить. Так нужно относиться к самому значительному в направлении жизни. Кто научится равновесию между мирами, тот уже значительно облегчит путь свой.

79. Если сердце аккумулятор и трансмутатор энергий, то должны быть и лучшие условия возмущения и привлечения этих энергий. Самое основное условие будет труд, как мысленный, так и физический. В этом движении собираются энергии из пространства. Но нужно понять труд как естественное наполнение жизни. Так труд всякий есть благодать, а суемудрие бездействия есть самое вредное в смысле космическом. Полюбить бесконечность труда есть уже значительное посвящение, оно готовит к победе над временем. Условие победы над временем обеспечивает ступень в Тонком Мире, где труд есть такое же непременное условие, как и в теле. Жалоба о труде может исходить от рабов тела.

80. Присоединение сознания Тонкого Мира к сознанию воплощённых будет очередным завоеванием. Ведь сущее в духе, в пространстве, между мирами; и на Земле лишь посланники претворения энергий и преображения материи. Таким образом, продолжительность жизней воплощённых ничто в сравнении с существованиями во всех прочих состояниях.

Туже надо завязать пояс труда, не как несчастье, но как достижение ступени. Пахарь, полагающий силу на преображение коры земной, часто может подать руку самому Риши, благодетельствующему мыслью человечество. Правильно заметили, что каждый жнец был сеятелем и сеятель жнецом.

И храм в духе, и оправдание в духе, и победа в духе, так можно украсить жизнь постоянным истинным великолепием. Приучайтесь к красоте труда, к творчеству мысленному — так победим тьму.

81. Когда вы встречаете человека, воистину устремлённого к великим построениям, вы не станете говорить об обеденной похлёбке или о ничтожных приключениях вчерашнего дня; вы будете стремиться в будущее в размере мышления собеседника. Так и Мы в беседе намечаем путь будущий, по которому, как по канату к якорю, можно подтягиваться в безопасности и с растущим желанием. Так Мы приучаем сердце строить ритм будущего, ведь без этих подвижек трудно войти в действительность будущего, так же трудно, как нелегко людям осознать вред многого, ими совершённого. Ясно, что мусор, набросанный в готовую химическую микстуру, изменит ожидаемую реакцию. Никакие силы не вернут первоначальное соединение, также и дурные деяния не могут испариться; потому легче предупредить зло, нежели исправить его.

82. Трудно уничтожить злое действие. Сколько надстроек и башен нужно возводить, чтобы заглушить вой злого узника, который пытается вновь показаться из каждой незатворённой двери. Спросите людей, как неотступно следуют не только злые, но даже неудачные помыслы и дела. Путь жизни обставлен знаками совершений, явленных как нестираемые пятна, потому так мудро стремиться в будущее. В этом полёте не успеете запятнать белые крылья.

83. Различайте напряжение от утомления. Много сходного между этими различными состояниями. Надо чуять, когда полезно прекратить их, перенеся внимание на другой центр. Золотое равновесие особенно применимо здесь. При утомлении сколько ждущих этого состояния из Тонкого Мира! Не только злых, которые по-своему напрягают волю, но множество безличных развоплощённых пытаются прильнуть к магниту сердца. Люди жалуются на спутанность мышления в усталости; как же не быть ей, когда несвязные мысли низших слоев Тонкого Мира проникают в сознание. Низшие слои нетвёрдо мыслят, и эти хлопья отрывков мышления засоряют пространство. Чёткая мысль ненависти в отношении напряжения энергии всё же ценнее, нежели смуть несознательного мышления. Для Агни Йога очень тягостно прикосновение роя серых призраков мыслей. Учитель озабочен, прежде всего, направлением мышления. При больших расстояниях развивается и наибольшая скорость и устремлённость.

84. Сражение духовное являет прилив крови к конечностям. Агни Йог с «чашею» огненною не остаётся позади, помощь верная, когда пламенеющее сердце собирает вокруг себя мужественных духов. Не на физическом плане сражение, не малые земные силы состязаются, но Силы многовекового опыта собрались решать судьбу свою! Как неожиданные пузыри, набухают земные отражения битвы! Но огненное сердце движется не по земным знакам. Много напряжения!

О свободе мечтают люди, но в какой темнице держат они сердца свои!

85. Свобода драгоценна, как охранение личности, как индивидуализация привлечённых энергий. Но именно свобода является самым извращённым понятием. Вместо неё жизнь наполняется тиранией и рабством, именно свойствами, исключающими сотрудничество и почитание личности; так некоторые умудряются составить существование своё исключительно из особого соединения тирании и рабства. Конечно, люди твердят о свободе, даже не зная особенных качеств её. Утверждение свободы будет в них возвышением сознания. Усиленные поиски свободы показывают, что дух в потенциале своём стремится к новым восхождениям, но никто не сказал ему, как обращаться с этим сокровищем.

86. Сотрудничество может быть украшением сознательного духа. Не принуждение, меньше всего соревнование, но усиление энергий посылает понятие сотрудничества. Работа совместная ясна тем, кто понял Иерархию сердцем. Учитель свободы есть явление Иерархии, ибо, прежде всего, сказано — идите кратчайшим путём, соберите ваши силы; утвердитесь в понимании индивидуализации, ибо радуга укрепляется всеми лучами.

Только явленных предателей изгоняем, как космический сор, у остальных Мы находим луч, ими претворённый.

87. Месть справедливо осуждена всеми Учениями. Сам первоначальный проступок может быть и малосознательным, и даже неожиданным, но месть всегда обдумана, сознательно усугублена в сердце. Месть — как мегафон проступка, потому вред её в пространственном значении очень велик. Немного месть походит на возмущение. Возмущение — как импульс угрозы, бывает скоропреходящ, но задуманные действия мести широко отравляют атмосферу. Сказано, что умысел равен действию, но нужно иметь в виду действие мысленное. К этим соображениям человечеству труднее всего привыкнуть. Для современного человечества мысль превратилась в незначительное мозговое сокращение. Не видно глазу следствие мысли, значит, его и не существует; но так мы придём к отрицанию мышления вообще! Сердце находится в лучшем положении, оно производит движение и шум — так сердце может стучать.

88. Явление переполнения психической энергией вызывает многие симптомы как в конечностях, так и в горле и в желудке. Сода полезна, чтобы вызвать разряжение, также горячее молоко. Учитель следит за огнями, огни не только освещают ауру, но они остаются в пространстве, потому значение огней так велико. Выявленные огни, в свою очередь, фокусируют энергию и зарождают новые узлы.

89. Остерегайтесь от бессмысленного осуждения. Оно не только содержит свойство разложения, но и отдаёт слабого осудителя во власть осуждаемого. Сердце слабое, но жестокое, может вызвать противодействие ауры осуждённого. Притом обычно судитель не силён сам, иначе он не нашёл бы времени для осуждения. Несправедливость осуждения, как и всякая ложь, ослабляет и без того ничтожное сознание судьи самовольного, потому вред для него получается чрезвычайный; тогда как неправедно судимый лишь выигрывает, усилив магнит свой привлечением новых аур. Могут спросить — к чему этические рассуждения в книге «Сердце»? Но прежде всего нужно напомнить о гигиене сердца. На гигиену сердца нужно смотреть как на необходимую деятельность. Нужно отбросить все рассуждения об отвлечённой этике. Хорошо то, что здорово во всех измерениях. Мы настаиваем, что каждый вступивший на путь Учения будет, прежде всего, здоров духом. Можно ли во зле следовать к Свету? Истинно, Свет обнаружит каждую крупицу зла!

90. Смотрите на часы Общения как на молитву, как на отбрасывание всего злого и разрушительного. Если мысль не противоречит добру, значит, Врата Блага открыты, это самая нужная гигиена сердца.

91. Обратим внимание на некоторые, как бы неудачные, действия, но которые в основе своей имеют как бы особое значение. Иногда можно наблюдать, как человек совершает какие-то действия почти без возможности успеха, но нечто заставляет его действовать именно так. Подобные действия обычно бывают недурными по существу, но они отплачиваемы часто несправедливо. Всё это кармические платежи; получающий, конечно, забыл о них и растерял по пути многие духовные накопления; но платящий тем не менее стремится отдать долг, хотя бы даваемое одеяние уже было не по мерке. Тем не менее долг будет заплачен, если даже его не сумеют принять. Можно также наблюдать платёж за других, близких по сердцу лиц.

92. Древнее сказание передаёт, как некий Царь, желая освободиться от всех посторонних влияний, спросил совета у Мудреца; тот сказал: «В сердце своём найдёшь освобождение». Но Царь возмутился, отвечая: «Недостаточно сердца, стража вернее». Тогда Мудрец простился, говоря: «Главное, тогда не спи, Царь!» В сказании указано, как единая защита, наше сердце. Недаром все Учения предписывают перед сном молитвы, чтобы утвердить благую связь. Человечество не любит подумать, что больше трети жизни оно проводит во сне, подвергаясь особым и неизвестным воздействиям. Наука мало уделяет внимания значению сна, этому пребыванию в Тонком Мире. Разве не нужна крепкая связь с Иерархией, когда мы на пороге неведомого нашему обычному сознанию? Подумайте, почти половина жизни проходит вне земного существования! Конечно, продолжить сознание в следующую область поможет сердце, готовое ко всем трём мирам. Кто же захочет иметь участь Царя, положившегося лишь на стражу?!

93. Во всех Заветах явлены символические повести, как пустынники и святые заставляли демонов служить и работать на пользу. Действительно, это вполне возможно в случае бескорыстного импульса. Утверждаю, насколько все тёмные служат построению, когда сила приказа самоотверженного сохраняет сердце повелевающее. Но одно условие может быть опасным и губительным — раздражение, полное империла, открывает доступ тёмным. Где раздражение, туда направляются разные пришельцы, стремящиеся поживиться и усилить действие яда. Сколько ткани порвано, сколько испытаний, опытов нарушается к радости злобствующих. Советуйте принять это не как сказку, но как опасную действительность. Не исчезает начало добра и зла.

94. Здоровье есть следствие прошлого, потому мудрее хозяину позаботиться о том, чтобы не создавать последствий. Понять нужно сущность Учения, преображающего сердце. Если это не важно и не наполняет жизнь, то все слова и знаки обращаются в ненужный мусор.

95. Приз


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: