Классификация фирм

Чтобы избежать возможных недоразумений, начнем рассмотрение с терминологии. В частности, необходимо провести различие между предприятием (заводом), фирмой и отраслью.

I. Предприятие (завод) — это учреждение в форме фабрики, фермы, шахты, небольшого или крупного магазина, которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству и распределению товаров и услуг.

2. Фирма, с другой стороны, — это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Хотя большинство фирм имеет только одно предприятие, можно выделить фирмы, которые владеют и управляют несколькими предприятиями. Фирмы, включающие много предприятий, могут быть объединениями "горизонтального", "вертикального типа”, или "конгломератами". Например, все без исключения крупные сталелитейные фирмы США - "Юнайтед СтэйтсСтил", "БетлехемСтил”, "РипабликСтил" и другие - представляют собой вертикальное комбинирование предприятий, то есть каждая компания владеет предприятиями на различных стадиях производственного процесса. Каждый производитель стали владеет рудниками и угольными шахтами, известняковыми карьерами, коксовыми печами, домнами, прокатными станами, кузницами, литейными цехами и в некоторых случаях - цехами по изготовлению металлоконструкций. Фирмы, владеющие широкой сетью магазинов в сфере розничной торговли - например, "Эй-энд-Пи", "Крогер", "Сэйфуэй", "Джей.Си.Пенни", - образцы горизонтального комбинирования, при котором все предприятия находятся на одной стадии производства. Другие фирмы являются конгломератами; они охватывают предприятия, которые оперируют во многих различных отраслях и рынках. Например, "Интернэшнл телефоун энд телеграф" кроме выполнения функций, которые отражаются в названии этой фирмы, действует через посредство своих дочерних предприятий на широкомасштабной основе в таких разнообразных областях, как эксплуатация отелей, производство хлебобулочных изделий, а также учебных материалов, предоставляет страховые услуги.

3. Отрасль — это группа фирм, производящих одинаковую или, в крайнем случае, подобную продукцию. Несмотря на очевидно несложную структуру, отрасли обычно трудно идентифицировать на практике. Например, как нам определить автомобильную отрасль промышленности? Простейший ответ таков: "Все фирмы, производящие автомобили". Но общепризнанно, что большинство предприятий - это фирмы с многообразным ассортиментом выпускаемой продукции. Американские производители автомобилей выпускают также разнообразную продукцию: дизельные локомотивы, автобусы, рефрижераторы, управляемые ракеты, кондиционеры воздуха.

Мы будем рассматривать фирмы как субъекты предпринимательской деятельности.

По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций различают фирмы: промышленные, торговые, специализирующиеся в области транспорта и связи, страховые, инжиниринговые, банковские и финансово-инвестиционные, проводящие операции с недвижимым имуществом и ценными бумагами, научно-исследовательские, инновационные, оказывающие самые разнообразные услуги и т.д.

Одна из самых многочисленных и самая крупная по объему суммарных продаж группа — промышленные фирмы. К их числу относят обычно те, у которых не менее 50% продаж составляет продукция собственных предприятий. Только в США, например, функционирует более 1 млн. таких фирм.

Особенно велико количество фирм, занятых торговлей (внутренней и внешней). Это могут быть фирмы оптовой и розничной торговли, торгово-посреднические, экспортные, импортные и др.

В частности, в СШАих насчитывается более 3.5 млн. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных компаний, либо существовать независимо от других фирм — и юридически, и в хозяйственном отношении. Прибыль таких фирм образуется разницей между ценами покупаемых и продаваемых товаров, а также как вознаграждение за услуги по продвижению товаров на рынки. Занимаются торговые фирмы в основном коммерческой деятельностью, хотя наиболее крупные из них выполняют и операции по обработке, перевозке, страхованию закупаемых и реализуемых товаров.

Транспортные фирмы осуществляют перевозку грузов и пассажиров. Обычно они специализируются на отдельных видах перевозок, в связи с чем выделяются судоходные, автомобильные, авиационные и железнодорожные фирмы. Железнодорожные компании по своим размерам значительно уступают судоходным и авиационным, в большинстве стран малорентабельны или убыточны. Поэтому, как правило, их берет в свои руки государство, управляя ими через специальные находящиеся в его ведении организации и компании.

Важная роль в странах с рыночной экономикой принадлежит многочисленным фирмам, занятым банковскими, страховыми, финансово-инвестиционными операциями, связанными с ценными бумагами и недвижимостью, арендными отношениями (в частности лизинговым фирмам, специализирующимся на сдаче в аренду основных средств производства — машин, оборудования, заводов, транспортных средств и средств связи, складских помещений и т.п., а также хайринговым, чья сфера — аренда товаров длительного пользования). Подобного рода фирм в США насчитывается более 2 млн.

Во всех странах действует много (в США около 6 млн.) научно-исследовательских и инновационных («венчурных», или «рисковых») фирм, а также фирм сферы информационных, консультативных и других видов услуг. Среди них значительная доля инжиниринговых фирм, предоставляющих различные виды инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом различных объектов в эксплуатацию, разработкой новых технологий, усовершенствованием производственных процессов.

Другим классифицирующим признаком фирм является отраслевая сфера их деятельности (или, шире, степень охвата видов и форм хозяйственной деятельности). Прежде всего, здесь отграничиваются друг от друга фирмы моноотраслевые и диверсифицированные. Последние - многоотраслевые. Они, помимо производства (нередко технологически не взаимосвязанного) и реализации разнообразных товаров, занимаются и финансовыми операциями. Различаются два типа диверсифицированных фирм. Относящиеся к первому типу при всем многообразии сфер деятельности сохраняют достаточно выраженное профилирующее производство (основную специализацию). Например, фирма «Жилетт», помимо изготовления лезвий и безопасных бритв (ее основная специализация), ведет также производство туалетных принадлежностей, париков, ручек, кожгалантереи, писчебумажных товаров, солнцезащитных очков, зажигалок. Финансовая компания «Америкэн экспресс» осуществляет банковские и валютные операции, страхование, брокерские операции, но в то же время предоставляет услуги в области туризма и занимается издательской деятельностью. По своей организационной структуре такие фирмы, как правило, представляют собой концерны.

В последующих материалах учебного пособия будет показана роль диверсифицированных фирм в повышении эффективности работы рыночного механизма. Здесь отметим лишь, что диверсифицированные фирмы типа концерна обладают значительной экономической устойчивостью и конкурентоспособностью. Они особо пригодны для быстрого перемещения капитала из менее перспективных отраслей в более прогрессивные. Например, крупные табачные концерны в последнее время активно приобретали гостиницы, химические предприятия и т.п. На базе диверсифицированных концернов достигается выравнивание определенных отраслевых сезонных колебаний и рисков, например, предприятие, специализирующееся на производстве лыж, приобретает предприятие, выпускающее товары для летних видов спорта.

Второй тип диверсифицированных фирм так называемые конгломеративные фирмы (конгломераты). В отличие от фирм первого типа у них обычно отсутствует доминирующее отраслевое ядро, т.е. профилирующее производство. Под «одной крышей» сосредоточиваются виды хозяйственной деятельности, не имеющие между собой никаких производственных или иных функциональных связей. Основная цель подобных объединений - не повышение эффективности производства, а чисто спекулятивная: получение дополнительной прибыли посредством игры на курсах акций. Очевидно, например, что при таком распылении своей деятельности конгломератам с течением времени все труднее приспосабливаться к требованиям НТР, и они начинают проигрывать в конкурентной борьбе специализированным фирмам. Поэтому большая часть конгломератов быстро распадается. Некоторые из них радикально пересматривают свою рыночную стратегию, ликвидируют многие филиалы и отделения, концентрируют усилия на производстве товаров, которые исторически формировали производственный профиль компании; иначе говоря, превращаются в диверсифицированные фирмы первого типа.

С точки зрения территориально-национальных масштабов деятельности все фирмы могут быть классифицированы как национальные и транснациональные. Транснациональные корпорации (ТНК) представляют собой крупные концерны, для которых характерна международная диверсификация деятельности. Позже мы рассмотрим особенности современной рыночной стратегии фирм данного типа.

Во всех странах с рыночной экономикой существует большое разнообразие предпринимательских фирм, которые различаются между собой по качественным и количественным параметрам. Основным качественным параметром является при таком разграничении тип собственности, на котором базируется фирма. Обычно выделяются:

- частные фирмы;

- коллективные предприятия с неограниченной ответственностью;

- товарищества с ограниченной ответственностью;

- государственные и муниципальные предприятия (на Западе к их числу обычно относят также предприятия со смешанным капиталом, которые базируются на государственно-коллективной или государственно-частной собственности);

- объединения предприятий;

- филиалы и представительства фирм.

Основным количественным параметром разграничения предпринимательских фирм выступаютчисленность работников и годовой оборот капитала.

В соответствии с критерием численности работников выделяются (в США):

- наимельчайшие предприятия (численность не более 10 человек);

- мельчайшие предприятия (не более 20 человек);

- мелкие предприятия (не более 99 человек);

- средние предприятия (не более 500 человек);

- крупные предприятия (свыше 500 человек).

В других странах применяются сходные параметры определения типа предпринимательской фирмы.

По критерию годового оборота капитала выделяются (например, в Германии) предприятия:

мелкие (годовой оборот не более 25 тыс. марок);

средние и крупные (с оборотом свыше 25 тыс. марок.).

Как правило, количественные параметрыразграничения типов предпринимательских фирмобусловлены качественными параметрами, прежде всего, типом собственности. Так, например, мелкие и мельчайшие предприятия - это обычно частные фирмы или коллективные предприятия с неограниченной ответственностью (партнерства, кооперативы). Средние и крупные фирмы ─ это чаще всего акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Так, например, в США порядка 80% мелких фирм находятся либо в единоличной собственности, либо в собственности партнеров. Вместе с тем к категории мелких предприятий относятся около 4 млн. акционерных обществ (корпораций).

Классифицируя фирмы с точки зрения форм собственности, надо иметь в виду, что взападных странах принято все, не относящееся к государственной собственности именовать частной сферой. Но последняя далеко не однородна. В ее рамках различаются индивидуальные и групповые формы собственности, соответственно и три основных типа фирм: а) фирмы единоличного владения, б) партнерства – предприятия, которыми на паях владеют два лица или более; в) корпорации, или акционерные общества.

Вне зависимости от вида, масштабов или сфер хозяйственной деятельности все фирмы функционируют в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством соответствующих стран. Указанные формы определяют порядок учреждения фирмы, ответственность и правомочия ее членов, порядок отчетности и налогообложения получаемой прибыли, структуру органов управления и порядок преобразования или ликвидации фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: