Функции фирмы

Главным действующим лицом конкурентных отношений на рынке выступает фирма. История коммерческих (т.е. действующих ради получения прибыли) предприятий уходит корнями в традиционное общество.

Те или иные их формы зафиксированы практически во всех великих цивилизациях древности. Наиболее распространены были купеческие и ремесленные предприятия. Некоторые из них достигали значительных размеров и имели сравнительно сложную организационную структуру.

От современных фирм коммерческие предприятия докапиталистической эпохи, как правило, отличало:

1) использование подневольного труда;

2) традиционный характер деятельности (десятилетиями не изменяющиеся технологии, одна и та же продукция, раз и навсегда принятая структура);

3) второстепенная роль в экономике по сравнению с господствовавшим в то время нетоварным, самообеспечивающимся (или натуральным) типом ведения хозяйства.

Сам термин “фирма” впервые стал использоваться в северных и центральных областях Италии в Х1У-ХУ вв. с началом развития там капитализма. Именно нажитому фирмами богатству обязаны своим возвышением крупнейшие итальянские города того времени – Венеция, Флоренция, Милан. В ХУ-ХУ11 столетиях капиталистические фирмы получают распространение в Голландии, Англии, Франции, ганзейских городах Германии, а впоследствии и во всем мире.

Первые капиталистические фирмы были небольшими предприятиями, организованными как единоличные владения или товарищества (партнерства или общества на паях). Владелец или (совладелец) вносил весь необходимый для деятельности фирмы капитал и лично управлял компанией. В случае банкротства фирмы он обязан был отвечать по ее долгам всем своим достоянием, а не только внесенными в дело средствами.

В Х1Х веке сначала в железнодорожном строительстве, а к последней трети этого столетия в большинстве отраслей экономики возникают крупные фирмы, действующие в общенациональных или даже международных масштабах.

Подходящая для крупных предприятий форма организации компании – акционерное общество или корпорация – была найдена еще в ХУ11 веке. В этой форме в 1600 г. была образована английская Ост-Индская, а в 1602 г. – голландская Ост-Индская компании. Массовое распространение акционерные общества получили в Х1Х веке. К настоящему же времени их следует считать господствующей формой организации компаний.

Применительно к ХХ веку, когда число акционеров крупных фирм особенно возросло, принято говорить о менеджериальной революции или революции управляющих. Ее суть состоит в том, что власть в современных крупных корпорациях в значительной степени перешла от собственников (акционеров) к наемным управляющим. Действительно, резкое расширение свободы наемных менеджеров в постановке задач и принятии решений – одно из важнейших событий в новейшей истории фирмы. Следует впрочем иметь в виду, что крупные акционеры, в отличие от мелких, свою власть во многом сохранили.

Другое важнейшее событие в истории фирмы в ХХ веке состоит в принципиальном усложнении ее организационной структуры. Крупная фирма в наше время обычно владеет многими заводами, выпускающими широкий спектр товаров и расположенными в ряде стран. Подобные транснациональные корпорации (в отечественной литературе их называют международными монополиями или международными концернами) построены как система акционерных обществ, во главе которой стоит так называемое материнское общество, владеющее акциями дочерних фирм и благодаря этому контролирующее их деятельность. Дочерние общества, в свою очередь, могут контролировать внучатые компании и т.д.

Более отчетливо сущность фирмы можно, однако, понять, рассмотрев функции, которые она выполняет в рыночной экономике:

1. Концентрация и использование ресурсов. Как известно, основными факторами производства являются земля, капитал и труд. Их соединение и использование в рыночной экономике осуществляет фирма. Ей необходимо получить в свое распоряжение ресурсы, добившись при этом, чтобы по своим качественным и стоимостным характеристикам они были пригодны для производства конкурентной продукции. Практически это непростая и во многом противоречивая задача. Получать самые лучшие ресурсы по низким ценам можно лишь в мечтах. Реально фирма имеет возможность купить только доступные ресурсы, имея для этого ограниченные средства. Поэтому перед каждой фирмой встает проблема выбора ресурсов и задача с максимальной отдачей использовать приобретенные ресурсы.

2. Организация производства. Влияние рыночной среды на фирму сказывается “на входе” в производственный процесс через цены и качество потребляемых ресурсов и “на выходе” из него через спрос на готовую продукцию. Но сама организация производства – выбор технологии, создание стимулов к труду, контроль качества и т.п. – является сугубо внутрифирменным делом. Поэтому оказывать решающее воздействие на рынок фирма не может. Так, нельзя навязать рынку неудачный товар. Точно так же приходится смиряться с завышенными ценами на ресурсы, если они сложились на рынке. Относительная автономия производства от прямого диктата рынка дает в руки фирмы механизм адаптации – здесь все зависит только от ее усилий и способностей соответствующим образом отреагировать ни изменения внешней среды.

3. Сбытовая деятельность. Готовая продукция должна быть доведена до потребителя. В рыночных условиях это требует от фирмы не только создания сбытовой сети той или иной конфигурации: от продажи всего произведенного оптовику-посреднику в простейшем случае до сложных и дорогостоящих схем вроде прямой продажи, предусматривающей показ товара торговым агентом каждому потенциальному покупателю. Необходимо также стимулировать реализацию продукции, для чего используется широкий спектр маркетинговых и рекламных приемов. Кроме этого, через сбытовую сеть фирма получает информацию о том, как ее продукцию принимает рынок.

4. Получение прибыли и несение риска. Прибыль является основным показателем деятельности фирмы, при этом особенно важно, что прибыль служит источником финансирования инвестиций, без которых развитие ни фирмы, ни всей экономики в целом невозможно.

Не менее важна и неприятная изнанка коммерческой деятельности: опасность вместо получения прибылей понести убытки. Риски – обязательный, неотъемлемый элемент рыночной экономики, где ничто не может быть запланировано с абсолютной точностью. Именно готовность нести риски является показателем рыночного поведения фирмы.

5. Накопление опыта. Подобно живым организмам фирмы являются самообучающимися системами. Способность к самообучению представляет собой самую важную характеристику каждой компании. Успехи и неудачи тщательно анализируются, чтобы наращивать преимущества и устранять недостатки.

Итак, фирма является многофункциональной организацией. Эффективное выполнение каждой из основных функций жизненно необходимо как для отдельных фирм, так и для нормальной работы всей рыночной экономики в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: