Масляное хозяйство электрических станций и ПС

На электростанциях и в электросетевых районах (ПЭС) должен хранится неснижаемый запас трансформаторного масла – не менее 4% от залитого в оборудование, а также запас турбинного масла в сетях с СК не менее емкости маслосистемы одного СК и запас на доливки.

Доставка и складирование. Масло доставляют в сетевые районы в ж/д цистернах. Поэтому емкость одного из баков должна быть достаточной для приема из ж/д цистерны. В маслохозяйствах электрических станций и ПЭС устанавливают не менее 4 баков для изоляционного масла и на электрических станциях дополнительно 4 бака для турбинного масла.

Изоляционное масло делиться на ряд групп:

свежее сырое – поступающее с завода;

регенерированное;

чистое, сухое- регенерированное и свежее просушенное;

эксплуатационное – хорошее, слитое на время ремонта.

Хранение. Хранящееся в баках масло, особенно сухое, вследствие соприкосновения с воздухом увлажняется и окисляется. Чтобы избежать этого, на дыхательные патрубки баков устанавливают воздухоочистительные фильтры, заполненные силикагелем, которые очищают воздух от влаги, пыли и вредных газов (сера, хлор, и т.п.).

В процессе очистки воздуха кристаллы насыщаются влагой, пылью и теряют свои абсорбционные свойства, при этом они меняют цвет от белого до розово-красно-коричневого и требуют замены.

Аппараты очистки и регенерации масла.

Очистка от примесей, в том числе и от воды, производится в сепараторах или фильтр-прессах.

В сепараторе вода, имеющая большую плотность чем масло, отбрасывается к периферии и отводится – этот метод очистки называется пурификация. Разновидность работы сепаратора – отвод механических примесей (шлам, уголь) – метод осветвления – кларификация.

Примеси собираются в грязевом барабане.

Для лучшей очистки масло последовательно пропускают через сепаратор и фильтр-пресс.

Эту операцию можно осуществлять без отключения трансформатора, смонтировав систему с применением маслонасоса.

Регенерация. Для полного восстановления свойств масло кроме его очистки необходимо еще его регенерация – удаления продуктов окисления. Для этого монтируют систему из нескольких последовательных элементов, главным из которых является адсорбер, заполненный силикагелем, окисью алюминия и другими минералами с восстанавливающими свойствами.

Термосифонные фильтры. Периодическая регенерация масла имеет тот недостаток, что на сердечнике и обмотках накапливается нерастворимый шлам, нарушающий условия теплоотдачи и способствующий быстрому окисления масла.

Поэтому предпочтительней непрерывная регенерация, осуществляемая пропусканием части масла через трансформаторный фильтр емкостью до 2% объема масла в трансформаторе. Обычно, такой фильтр присоединяют к баку вместо одного из съемных радиаторов. Для эффективной стабилизации качества масла фильтр заполняют антиокислительным сорбентом (окись алюминия, бокситы).

Испытания трансформаторного масла. Пробы для испытания масла берутся по графику, исходя из ПТЭ:

- сокращенный анализ – не реже 1 раза в 3 года и после капремонта;

- для трансформаторов без термосифонных фильтров 1 раз в год;

- на содержания взвешенного угля – для масляных выключателей при отключении ТКЗ;

- измерения tgd - не реже одного раза в 3 года и после капремонта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: