Глава 4: Ключевые мысли

✓ Произвольные воспоминания – это осознанное восстановление в памяти тех или иных событий. Однако в памяти хранятся и непроизвольные запечатления – следы событий прошлого, которые почти никогда не осознаются, но оказывают большое влияние на формирование внутреннего ландшафта нашего мозга и настроя нашей психики.

Наша психика содержит накопленный нами опыт так же, как наше тело строится в основном из пищи, которую мы едим. Поток событий постепенно формирует наш мозг и, соответственно, психические особенности.

Кое-что можно вспомнить явно: «Этим я занимался прошлым летом. Так я чувствовал себя, когда был влюблен». Но большинство возникающих в нашем мозге связей никогда не доходит до сознания. Это называется непроизвольная память.

✓ К сожалению, мозг имеет склонность делать акцент на негативных моментах непроизвольных запечатлений, даже если в целом события были положительными.

✓ Главное лекарство тут – осознанно выделять и осмысливать положительный опыт. Есть три простых шага: надо стараться превратить любой позитивный факт в положительный опыт, прочувствовать этот благой опыт, принять его в себя (погрузиться в него).

Усваивать положительное

1. Следует превратить положительные факты в положительный опыт. Что-нибудь хорошее постоянно происходит вокруг, но мы в основном этого не замечаем.

2. Смакуйте любой положительный факт.

3. Представьте себе или ощутите, что приятное событие проникает в глубь вашего тела и души, как тепло солнца в кожу, вода в губку или как помещенная в шкатулку драгоценность – в ваше сердце. Расслабьте все тело и впитывайте в себя эмоции, ощущения и мысли о пережитом.

Позитивный опыт можно использовать, чтобы успокоиться, противопоставить его опыту отрицательному и даже заместить второй первым. Если мы думаем о двух вещах одновременно, между ними устанавливается связь. Отчасти именно поэтому мы, говоря о своих неприятностях с кем-то, кто хорошо к нам относится, чувствуем облегчение: болезненные ощущения и воспоминания смешиваются с ощущением успокоения, ободрения и тепла, которые дает нам наш собеседник.

✓ Когда события запечатляются в памяти, они захватывают с собой то, что в этот момент находится в поле нашего сознания, особенно если это что-то важное. Такой механизм можно использовать, чтобы внедрить положительный материал в материал отрицательный. Это – второе лекарство. Просто поставьте позитивный опыт на передний план вашего сознания, а негативный нейтрализуйте. Используйте названный метод двояко. Если с вами произошло что-то хорошее, примите весь позитив в себя, смакуйте его, успокойте с его помощью старую боль. Если же всплывают негативные воспоминания, призовите позитивные чувства и перспективы, они станут противоядием.

✓ Продумайте, сколь глубоки корни сегодняшних огорчений. Как правило, они уходят в детство. У разных тревог могут быть разные корни. Сознательно направьте к этим корням свой положительный опыт с тем, чтобы полностью вырвать старую боль «из земли» и не дать ей вырасти снова.

✓ Каждый раз, принимая в себя что-то хорошее, вы укрепляете тот или иной позитивный нейронный паттерн в своем мозге. Если вы будете делать это по несколько раз в день в течение месяцев, вы постепенно очень сильно измените свой мозг, чувства и поведение.

✓ Принимать в себя благое – хорошо. Вы генерируете положительные эмоции, а это очень полезно для вашего физического и морального здоровья. И такой практике следует научить детей – и веселых, и мрачных. И к тому же это, по сути, духовная практика, она поддерживает благую мотивацию, убежденность и добросердечие.

ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ

• Нейронные цепи нашего мозга начали формироваться еще до нашего рождения и будут продолжать формироваться, пока мы живы.

• У человека самое долгое детство, чем у любого другого млекопитающего на Земле. А поскольку дети в дикой жизни очень беззащитны, должны были быть очень веские эволюционные причины для того, чтобы позволить мозгу созревать так долго. Конечно, обучение продолжается и после окончания детства. Мы способны приобретать новые знания и навыки до самой глубокой старости.

• Способность мозга обучаться и, следовательно, изменяться называется нейропластичностью. Отдельные результаты обычно очень малозаметны. Изменения в мозге накапливаются постепенно, с годами. Иногда, однако, результаты бывают потрясающими. Например, у слепых некоторые части затылочной области коры, отвечающей за обработку зрительной информации, берут на себя обработку информации звуковой

• Ментальная активность организует естественные структуры несколькими способами:

• Особенно активные нейроны быстрее реагируют на раздражение.

• К интенсивно работающим нейронным сетям подается больше крови, и, следовательно, они лучше снабжаются глюкозой и кислородом.

• Когда нейроны испускают импульс совместно – через какие-то миллисекунды один за другим они укрепляют уже имеющиеся у них связи и создают новые; так они вместе «проводят» сигнал.

• Неактивные синапсы отмирают благодаря механизму нервного урезания – что-то вроде выживания самых активных по принципу: «используй или потеряешь». У маленьких детей примерно в 3 раза больше синапсов, чем у взрослого человека, а префронтальная кора (ПФК) подростка в период его взросления может терять до 10 000 синапсов в секунду.

• Новые нейроны образуются в гиппокампе: такой нейрогенезис открывает память для новых знаний.

• Эмоциональный подъем облегчает процесс обучения: он увеличивает нервную возбудимость и консолидирует синаптический обмен.

• Благодаря всему этому мозг изменяет свои структуры, и в результате мы получаем возможность переживать не только мгновенные личные впечатления. В мозге происходят долговременные физические изменения, которые сказываются на нашем благополучии, деятельности, взаимоотношениях. Это научно подтвержденная фундаментальная посылка для понимания того, почему надо, заботясь о себе, вбирать в себя положительный опыт, культивировать его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: