Надменность или гордость

Смирение легче всего понять, рассматривая противоположные термины — надменность и гордость. Надменность — это необоснованное чувство превосходства над другими и неспособность увидеть свои собственные слабости и ограничения. Этот недостаток обычно наблюдается в следующих областях жизни.

Мирские блага. Обладание богатством заставляет многих превозноситься в гордости. Богатство часто выставляется напоказ, и, к сожалению, слишком многие считают его мерилом успеха. Так как семена гордости есть во всех, и они растут так легко, искушение использовать богатство таким образом почти непреодолимо.

Тем, кто приобретает богатство жертвами, риском и годами труда, нетрудно увидеть себя в возвышенном положении по сравнению с теми, кто не прилагал таких же усилий, как они. Демонстрация своих владений приносит им чувство собственной важности и удовлетворения. Эта гордость, которая презренна в глазах Божьих, заставляет мужчин хвалиться тленными мирскими вещами, не имеющими вечной ценности, вещами, которые не только не облагораживают, но и ослепляют мужчин, мешая им увидеть подлинные ценности.

В неоправданном возвышении значения материальных вещей не следует винить только самих богачей. Им воздается великое почтение благодаря их деньгам. Другие расшаркиваются и кланяются перед ними, культивируя в них чувство собственного превосходства. Для искоренения этого зла из нашего общества важно, чтобы мы не превозносили ни себя, ни кого-либо другого из-за мирских благ. Богатство само по себе не является показателем превосходства или ценности.

Знания. Люди, получившие блестящее образование, иногда чувствуют свое превосходство над другими, так как они достигли того положения, которое для многих недосягаемо. Такому человеку может показаться трудным, принять новую идею от того, кто не так высокообразован. Истинно образованный человек обладает открытым разумом, но, к сожалению, многим не хватает на это образования.

Ключ к сохранению смирения — это осознание того, что знания предназначаются не только высокообразованным людям. Иногда Бог вкладывает их в умы заурядных людей посредством вдохновения. Даже если мужчина и имеет огромное количество информации на различные темы, существует более обширная сфера обучения, о которой он знает мало или ничего.

Навыки, способности или таланты. Мужчина, который с большой легкостью способен применять какой-либо навык в результате естественного таланта, может почувствовать, что его уровень выше, чем уровень мужчины, который вынужден прикладывать много усилий к приобретению того же самого навыка. Например, учащийся ПТУ или студент техникума может заметить, что он выделяется среди остальных благодаря применению своих естественных способностей. Вероятно, в этих обстоятельствах он будет чувствовать свое превосходство.

Другие мужчины приобретают навыки и компетентность не только за счет таланта, но и благодаря годам опыта и прилежной работы. Такой мужчина может относиться к новичкам в своей сфере как к людям второго сорта. И все же некоторые замечательные мужчины способны сохранить свое смирение, несмотря на огромный опыт. Они с молодых лет с энтузиазмом ищут пути совершенствования и готовы помочь другим достичь того, что уже имеют сами. Они не боятся, что их положение снизится, если они помогут еще кому-то достичь того положения, которое занимают сами.

Я знаю врача, который развил особые навыки и защитил несколько ученых степеней вдобавок к стандартной степени магистра. Однако этот мужчина был человеком уникального смирения. Когда к нему в штат поступил молодой специалист, он обращался за советом к этому молодому врачу, спрашивал его о последних открытиях медицинской науки и с уважением воспринимал идеи молодого человека.

Свершения, достижения, почести, положение и статус. Кажется, что в природе человечества заложено стремление расслаиваться на общественные классы, причем к некоторым из них проявляется особое отношение. Есть многие вещи, которые могут привести мужчину на вершину. По определению вершина — это позиция, дающая особые преимущества. Так как существует врожденное стремление к такому статусу, его достижение может превратиться для мужчины в цель его жизни. Человеку легко подумать, что обращенные к нему похвалы и внимание обусловлены его личностью. (Например, государственные деятели иногда, покидая свой пост, разочаровываются, узнав, что овации предназначались не им лично, а их должности.) Место в центре внимания дает возможность научиться смирению, преодолевая всеобщие усилия, направленные на достижение противоположного результата.

Когда мужчина заслужил свою славу усилиями и посвящением, он не может не чувствовать удовлетворения своим достижением. Это оправданное чувство, но оно ни в коем случае не должно заставлять его считать себя человеком высшего сорта.

Стоит лишь взглянуть на некоторых знаменитых музыкантов и артистов прошлого, чтобы осознать, что, хотя они имели талант и часто великое посвящение намеченной цели, как и другие люди, они были полны слабостей. Почти каждый из них представлял из себя не человека высшего класса, а лишь артиста высшего класса. Таким образом, у них были все причины для смирения.

Но опять же, зачастую именно шумная толпа заставляет знаменитого человека чувствовать себя человеком высшего разряда. У него просят автографы, узнают на улицах и восхищаются каждым произнесенным им словом. Если мы будем воздавать знаменитым людям лишь то, что им причитается, у них будет не такой искаженный взгляд на самих себя.

Добрые дела или праведность. Гордость за то, что мы считаем своими праведными делами, была великой слабостью фарисеев, саддукеев и книжников в библейские дни.

Они гордились своими долгими постами, молитвами на улицах, соблюдением субботы и ритуалов, установленных предками. Они напускали на себя набожный вид, чтобы произвести на людей впечатление. Для них отводились особые места в храме, они избегали контактов с мытарями и грешниками, которых считали недостойными себя. Эта группа притворных святых получила от Спасителя наиболее строгий нагоняй. Он упрекал их не за их верность, а за недостаток смирения.

Кажется, что люди склонны к самоправедности. Они считают, что превосходят других, что они честнее, справедливее, щедрее, надежнее и лучше, чем кто-либо другой. По этой причине мы критикуем, презираем или даже осуждаем другого человека. Мы не даем ему права на ошибку. Напротив, мы судим. Корни такого негативного отношения в недостатке смирения. Если бы мы могли увидеть себя так, как нас видит Бог, мы бы осознали свои слабости. Это не только ограничило бы нас в наших нападках на других, но и заставило бы постыдиться.

Можно быть уверенным, что любому, кто ищет чужие недостатки и быстр на критику, не хватает смирения. Он может считать себя смиренным и приводить доводы в пользу этого, но он не смиренный. Глубоко внутри он видит себя человеком высшего сорта. Он не мерит себя той же меркой, что и других.

Так как наши недостатки различны, критиковать легко. Один человек может быть более щедр, другой — более пунктуален. Различия всегда приводят к сравнениям, которые не оправданы хотя бы по той причине, что мы не знаем фактов. Люди не имеют способности судить. Бог никогда не перечислял положительных качеств в порядке их важности и не давал нам глубокого понимания, чтобы мы могли при любых обстоятельствах высказывать справедливое суждение. Поэтому мы не имеем способности правильного суждения.

Насколько Богу не нравится гордость

Независимо от того, происходит ли гордость от богатства, знаний, особых способностей, самоправедности или из любого другого источника, это черта характера, которую Бог очень эмоционально осуждает. Мы читаем в Притчах (6:16-19):

«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».

Важно, что гордость описана как мерзость и является одним из семи пороков, которые ненавидит Бог. Она включена в тот же самый список, что и ложь, злые замыслы и убийство.

Признаки гордости

Гордость проявляется различными путями. Типичный путь — это атмосфера надменности. Заносчивый и тщеславный человек избегает людей, которых считает не равными себе, и проявляет резкость и критицизм в своих суждениях. Такому человеку невозможно учить других, так как его отношение не допускает уверенности. Кто может принимать наставления от жестокого человека, само отношение которого ставит его на уровень выше?

Гордый и надменный человек закрыт для новых идей и будет избегать их и противиться противоположной точке зрения, так как он не готов подчиниться изменениям, которые требуются для такой учебы. Предложения и мнения других, возможно, будут восприниматься как обиды, так что свободное и легкое общение будет разрушено. Одна из характеристик надменного типа — неготовность или неспособность дать другим право на ошибку, что порождает непрощение.

Величайшие проблемы возникают у человека, имеющего гордость. Он разбрасывает вокруг себя семена зла, затрудняющие близкие отношения с другими людьми. Его личность деградирует по вине его властолюбивого эгоизма. Мужчина с таким недостатком в характере обречен на проблемы в семье и браке. Он не будет справедливо относиться к своей жене и не сможет эффективно воспитывать детей. Он не тот пример, которым должен быть.

Мы много слышим о пропасти между поколениями. Не заключена ли причина этой пропасти в недостатке смирения со стороны родителей? Если человек резок в суждениях, медлен на слушание и любит критиковать, он создает такую среду, в которой адекватное общение невозможно. Он терпит поражение в самом важном для воспитания семьи. Конечно, и отношения с другими людьми будут затронуты подобным образом.

Надменность тормозит прогресс

Проблема надменного человека в том, что у него нет открытости. Его разум статичен. Он думает, что знает все. Ему кажется, что у него есть ответы на все вопросы. Когда появляется новая идея, он противится ей. Он очень доволен собой и чувствует себя комфортно в нынешнем состоянии, а перемены доставляют ему беспокойство. Это отношение останавливает его развитие.

Когда процесс роста остановлен, это подобно тому, как если дать шестилетнему ребенку гормон, который не даст ему расти и застопорит его в перманентном состоянии. При отсутствии правильного понимания природы надменности человек будет всю свою жизнь постоянно страдать из-за нее. Она может легко превратиться в самый вредный из существующих факторов. Решение этой проблемы заключается в смиренном отношении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: