Логические операции

Логические операции иногда называют булевыми, так как взяты они из булевой алгебры. Операндами в них выступают булевы величины и возвращают они тоже булевы значения. В таблице 7 приведены основные логические операторы, используемые в разных языках программирования, в порядке убывания приоритета. При этом следует отметить, что в разных языках программирования логические операции могут иметь разный приоритет по отношению к другим операциям – арифметическим и сравнения. Например, в Бейсике приоритет логических операций ниже, чем операций сравнения. В Паскале – наоборот, а приоритет оператора not даже выше, чем у арифметических операций.

Таблица 7 –Приоритет основных логических операторов

Название логической операции Оператор
Basic, Pascal С++, Java
логическое отрицание «НЕ» (инверсия) Not !
логическое «И» (конъюнкция) And &&
логическое «ИЛИ» (дизъюнкция) Or | |

Простейший логический оператор — NOT. Он предшествует единственному операнду и возвращает его логическую противоположность — иначе говоря, «отрицает» операнд. Например, выражение NOT False дает в результате Тruе (булево значение, обратное False); а выражение NOT (4 < 3) — Тruе, так как условие (4 < 3) ложно. Кроме того, этот оператор обладает наивысшим приоритетом по сравнению с остальными булевыми операторами. Кстати, операция отрицания является унарной, или одноместной, в отличие от остальных логических операций, являющихся бинарными, или двуместными, то есть выполняющими действия с двумя операндами.

Следующий (в порядке убывания приоритета) оператор — AND. Он возвращает True, только если оба операнда имеют значение True. По смыслу он соответствует английскому слову and (русскому и), что можно проиллюстрировать, например, таким утверждением: «Он получит эту должность, только если знает английский и разбирается в компьютерах».

Оператор OR возвращает True, если любой из двух операндов True или если оба True. И в этом случае логический смысл оператора совпадает с соответствующим словом в языке: «Я куплю этого кота, если он не дороже 50 долларов или если он — сиамской породы».

Аналогично операциям сравнения логические операции могут связать два или более отношения и возвратить истинную или ложную величину, используемую для управления ходом выполнения программы.

Пример 1. Определить, что сумма баллов S, набранная студентом на тестированиинаходится в пределах 60¸100 баллов, то есть принадлежит интервалу [60,100] :

S >= 60 AND S <= 100.

Пример 2. Определить, что сумма баллов S, набранная студентом на тестированиине входит в пределы 60¸100 баллов, то есть находится вне интервала [60,100] :

NOT (S >= 60 AND S <= 100);

или, что даёт тот же самый результат,

S < 60 OR S > 100.

Правила выполнения операций в алгебре логики определяются рядом аксиом, теорем и следствий. В частности, для алгебры логики выполняются следующие законы:

1) сочетательный:

(а OR b) OR с = а OR (b OR с);

(а AND b) AND с = а AND (b AND с);

2) переместительный:

а OR b = b OR а;

а AND b = b AND а;

3) распределительный:

а AND (b OR с) = а AND b OR а AND с;

а OR b AND с = (а OR b) AND (а OR с).

Справедливы также следующие соотношения: NOT NOT a = a;
а OR а AND b = а; NOT a OR NOT b = NOT (a AND b)
и другие.

Логические операции могут производиться не только над булевыми величинами, но и над битами операндов. В этом случае логическая операция возвращает поразрядный результат, который либо истинен (1), либо ложен (0). В языках программирования могут существовать специальные операторы побитового выполнения логических операций. Например, в «Си++» и «Ява» поразрядным (побитовым) операциям НЕ, И, ИЛИ соответствуют операторы ~, &, | (сравните с операторами таблицы 7).

В Бейсике используются только побитовые логические операции, а операнды представляются в восьми-, шестнадцати- или тридцатидвухразрядном дополнительном коде. При этом булевым значениям False и Тruе соответствуют десятичные значения 0 и -1, так 0 — число, в котором все биты обнулены, а -1 — двоичное число, все биты которого установлены в 1 (таблица 3).

Операциям исключающее ИЛИ (неравнозначность), эквивалентность (равнозначность) и импликация в Бейсике соответствуют операторы XOR, EQV и IMP. Результат логической операции определяется поразрядно согласно таблице 8. Операторы приведены в порядке убывания их приоритета.

Таблица 8 - Результаты, возвращаемые логическими операциями

Операнды Результаты операций
Х Y NOT Х Х AND Y X OR Y X XOR Y X EQV Y X IMP Y
               
               
               
               

Примечание. В языке программирования Бейсик (и приведенных ниже заданиях) для обозначения целочисленных операндов, представленных в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, используются префиксы &O и &H соответственно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: