Логические операции иногда называют булевыми, так как взяты они из булевой алгебры. Операндами в них выступают булевы величины и возвращают они тоже булевы значения. В таблице 7 приведены основные логические операторы, используемые в разных языках программирования, в порядке убывания приоритета. При этом следует отметить, что в разных языках программирования логические операции могут иметь разный приоритет по отношению к другим операциям – арифметическим и сравнения. Например, в Бейсике приоритет логических операций ниже, чем операций сравнения. В Паскале – наоборот, а приоритет оператора not даже выше, чем у арифметических операций.
Таблица 7 –Приоритет основных логических операторов
Название логической операции | Оператор | |
Basic, Pascal | С++, Java | |
логическое отрицание «НЕ» (инверсия) | Not | ! |
логическое «И» (конъюнкция) | And | && |
логическое «ИЛИ» (дизъюнкция) | Or | | | |
Простейший логический оператор — NOT. Он предшествует единственному операнду и возвращает его логическую противоположность — иначе говоря, «отрицает» операнд. Например, выражение NOT False дает в результате Тruе (булево значение, обратное False); а выражение NOT (4 < 3) — Тruе, так как условие (4 < 3) ложно. Кроме того, этот оператор обладает наивысшим приоритетом по сравнению с остальными булевыми операторами. Кстати, операция отрицания является унарной, или одноместной, в отличие от остальных логических операций, являющихся бинарными, или двуместными, то есть выполняющими действия с двумя операндами.
|
|
Следующий (в порядке убывания приоритета) оператор — AND. Он возвращает True, только если оба операнда имеют значение True. По смыслу он соответствует английскому слову and (русскому и), что можно проиллюстрировать, например, таким утверждением: «Он получит эту должность, только если знает английский и разбирается в компьютерах».
Оператор OR возвращает True, если любой из двух операндов True или если оба True. И в этом случае логический смысл оператора совпадает с соответствующим словом в языке: «Я куплю этого кота, если он не дороже 50 долларов или если он — сиамской породы».
Аналогично операциям сравнения логические операции могут связать два или более отношения и возвратить истинную или ложную величину, используемую для управления ходом выполнения программы.
Пример 1. Определить, что сумма баллов S, набранная студентом на тестированиинаходится в пределах 60¸100 баллов, то есть принадлежит интервалу [60,100] :
S >= 60 AND S <= 100.
Пример 2. Определить, что сумма баллов S, набранная студентом на тестированиине входит в пределы 60¸100 баллов, то есть находится вне интервала [60,100] :
|
|
NOT (S >= 60 AND S <= 100);
или, что даёт тот же самый результат,
S < 60 OR S > 100.
Правила выполнения операций в алгебре логики определяются рядом аксиом, теорем и следствий. В частности, для алгебры логики выполняются следующие законы:
1) сочетательный:
(а OR b) OR с = а OR (b OR с);
(а AND b) AND с = а AND (b AND с);
2) переместительный:
а OR b = b OR а;
а AND b = b AND а;
3) распределительный:
а AND (b OR с) = а AND b OR а AND с;
а OR b AND с = (а OR b) AND (а OR с).
Справедливы также следующие соотношения: NOT NOT a = a;
а OR а AND b = а; NOT a OR NOT b = NOT (a AND b) и другие.
Логические операции могут производиться не только над булевыми величинами, но и над битами операндов. В этом случае логическая операция возвращает поразрядный результат, который либо истинен (1), либо ложен (0). В языках программирования могут существовать специальные операторы побитового выполнения логических операций. Например, в «Си++» и «Ява» поразрядным (побитовым) операциям НЕ, И, ИЛИ соответствуют операторы ~, &, | (сравните с операторами таблицы 7).
В Бейсике используются только побитовые логические операции, а операнды представляются в восьми-, шестнадцати- или тридцатидвухразрядном дополнительном коде. При этом булевым значениям False и Тruе соответствуют десятичные значения 0 и -1, так 0 — число, в котором все биты обнулены, а -1 — двоичное число, все биты которого установлены в 1 (таблица 3).
Операциям исключающее ИЛИ (неравнозначность), эквивалентность (равнозначность) и импликация в Бейсике соответствуют операторы XOR, EQV и IMP. Результат логической операции определяется поразрядно согласно таблице 8. Операторы приведены в порядке убывания их приоритета.
Таблица 8 - Результаты, возвращаемые логическими операциями
Операнды | Результаты операций | ||||||
Х | Y | NOT Х | Х AND Y | X OR Y | X XOR Y | X EQV Y | X IMP Y |
Примечание. В языке программирования Бейсик (и приведенных ниже заданиях) для обозначения целочисленных операндов, представленных в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, используются префиксы &O и &H соответственно.