Данная методическая разработка рассчитана на 14 учебных часов и включает в себя несколько аспектов:
1. Конфликтные ситуации. Понятие, причины возникновения и способы предупреждения. В качестве закрепления изложенного материала
рекомендуется провести небольшую практическую работу, которая заключается в следующем:
- разбить группу на микрогруппы по 4-5 человек;
- каждой микрогруппе предложить вспомнить из жизни или придумать конкретный пример на каждую из причин возникновения конфликтов;
- в соответствии с имеющимися примерами разработать систему
действий, направленную на предупреждение конфликта (т.е. что именно
можно сделать для того, чтобы данный конфликт не произошел).
2. Способы управления конфликтной ситуацией: структурные и
межличностные. Особое внимание следует обратить на то, что структурные методы предназначены для решения конфликтов, носящих производственный характер, а межличностные - для решения конфликтов любого
рода. Последняя категориярешения конфликтов получила наибольшее
распространение и легла в основу метода Томаса-Килменна (тема №4), а
также системы способов поведения в конфликте (тема № 3).
|
|
3. Способы поведения в конфликте. Суровый боец, соратник, при
миритель, избегатель и лакировщик, различающиеся степенью заинтересованности в получении преимуществ для себя и для других участников
конфликта.
4. Выбор стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации: стиль конкуренции, сотрудничества, компромисса, уклонения и приспособления. Каждый человек решает конфликт исходя, в первую очередь,
из своих психологических характеристик. Метод Томаса-Килменна учитывает характеристики других участников конфликта и конкретную обстановку и предлагает ситуации, в которых наиболее эффективно применять тот или иной стиль.
5. Практическая работа по теме «Выбор наилучшего стиля поведения в конфликтной ситуации», в которой, с учетомполученных знаний,
решить несколько конфликтов.
6. Общение с трудными людьми. Общие принципы общения. Категории трудных людей: «паровой каток», «снайпер», «взрывной человек», «жалобщик», «молчун», «сверхпокладистый».
7. Зачетной занятие по разделу «Конфликтные ситуации»
Методическая разработка может быть использована при проведении занятий по предметам «Основы менеджмента», «Управление предприятием», «Психологические основы менеджмента» и других у студентов любых специальностей, т.к. уделяет внимание разделу психологического менеджмента, особенно актуальному в последнее время.