Тема: Модернизм

как форма интеллектуального сознания ХХ в

Под модернизмом понимают как сам тип сознания, так и комплекс художественных направлений, сформировавшихся в начале ХХ века (10-20ые годы). Это явление интернациональное, поэтому характерно для всех стран. Основные принципы модернистского миропонимания были обусловлены исторической ситуацией кризиса и исчерпанностью идей, что последовательно было отражено в работе Освальда Шпенглера «Закат Европы». Людям выпало жить в период, когда рухнули ценности традиционной гуманистической культуры, а понятие свободы стало относительным, как и понятие человеческой жизни. Человеческое существование, с точки зрения модернизма, - это хрупкий и легкорушимый мир, а поэтому нужно успеть показать внутренний мир этого человека, комплекс переживаний. Контекст сделан на состояние сознания этого изломанного человека, человек ощущает себя в хаосе всех проблем. У истоков этой литературы стояла философия (прежде всего Фрейд и Берсон), поэтому философия пронизывала практически все произведения модернистов. Более того, порой они сами создавали собственную философию (Сартр, Камю).

Особенности модернизма:

1. отказ от предшествующей литературной традиции (отказ от реализма, который они воспринимали как механистичность, ненужную описательность);

2. философская концептуальность: в орбиту модернизма были втянуты все философские теории, типичная фигура этого времени – это тип писателя-философа или философа-писателя, т.е. искусство и философия тесно сплелись друг с другом;

3. синкретизм (теория художественного синтеза была разработана Вагнером-Ницше и проявлялась в тенденции использования языков разных искусств: в литературном произведении язык музыки и т.д. – интермедиальность);

4. наряду с западными учениями и философиями стали востребованы и восточные религиозные практики (мода на конфуцианство, восточные религии). Примером может служить трехтомный труд «Тайная доктрина» Елены Блавацкой;

5. абсолютизация стиля, которая выражается в экспериментах в области языка искусства;

6. возможность сочетания натурализма и условности произведения + внимание к мифу. Активно используется гротеск и игровые принципы письма. Реанимация мифа как формы мировосприятия связана с потребностью философских обобщений. Сквозь призму мифу можно изобразить самые глубокие ассоциативные пласты человеческого сознания. Миф ХХ века – это условность. Практически все великие произведения ХХ века построены на мифологических аллюзиях (Фаулз, Апдайк, Кафта, Герман Гесса «Игра в бисер» и т.д.). Истоки мифологизма заложены в работах Вагнера, а Ницше позже развил эту идею в неомифологизме. Наряду с мифом используются игровые приемы: ирония, пародия – они позволяют моделировать действительность.

Понятие модернизм шире, чем понятие авангард.

Термин «авангард» впервые по отношению к литературному движению был определен в 1853. В 20 веке он был немного переосмыслен и стал использоваться для обозначения нереалистических течений, которые в основе своей разрушают классический язык и стиль.

Авангард: дадаизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, абстракционизм. Хронологически мы говорим о начале художественной революции приблизительно в 1907 году, когда состоялась в Париже выставка Сезанна и когда были написаны «Авиньонские девицы» Пикассо.

В 1912 году открываются первые выставки кубистов и выходят первые манифесты футуризма. В этом же году в немецком журнале Штурм печатается манифест экспрессионизма, поэтому можно говорить о том, что время перед первой мировой войной стало эпохой открытий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: