Происхождение человека

Проблематичность человека коренится уже в самой тайне его происхождения. Как человек стал человеком? Строго говоря, на эту тему существуют два основных воззрения. Человек создан по образу и подобию Божьему, — провозглашент первое, запечатленное в Ветхом Завете. Прямым предком человека является обезьяна, — спускает с небес на землю второе, данное Ч.Дарвином в "Происхождении видов". Говорят, что после выхода этой книги жена епископа Уорстерского воскликнула: "Будем надеяться, что это неправда, но если это все же правда, то давайте помолимся, чтобы она никогда не стала общеизвестной" [154, с.11]. Причина такой реакции понятна: учением Дарвина человек раз и навсегда ниспровергался с пьедестала, на котором он находился много столетий.

На сегодняшний день наличествует около тридцати теорий, пытающихся разрешить противоречие теологической и эволюционистской трактовок происхождения человека. Часть из них пытается объяснить упорядоченность и прогрессивность биологической эволюции действием стихийных причин. Такими могут быть случайные мутации, самые целесообразные из которых закрепляются посредством естественного отбора. С этой точки зрения, появление человека предстает как порождение случайности, подобной "счастливому" лотерейному билетику. Но немало биологов, геологов, физиологов видят в возникновении человеческой жизни более таинственное явление. "Неясно, скажем, как дискретные и независимые мутации могли породить такое сложное устройство, как глаз… А что можно сказать об эстетическом восприятии? Откуда оно, если природа порождена только борьбой за существование? Откуда у нас эстетика цвета — ведь цвета нет в природе, там только длины световых волн (или энергия квантов) — сущности количественные, отнюдь не качественные. Эстетически мы воспринимаем и многообразие форм самой Земли. Изломы скал, морской окоем, ковры весенних цветов в горах, ясность пустыни и суровость тайги — их красота это просто наша галлюцинация?" — так пишет вовсе не религиозный мистик, а доктор технических наук В.Налимов [113, с.19-20]. А как объяснить возникновение наук и искусств, феномены веры и любви, т.е. то, что и делает человека человеком? Неужели случайной мутацией?

В последние десятилетия ученые все чаще говорят о так назывемом "антропном принципе". Этот термин был введен в науку в 1974 г. Б.Картером для наименования удивительного явления. Оказывается, Вселенная "выстроена" под человека! Если чуть-чуть изменить ее фундаментальные параметры, то не появилось бы ни разума, ни цивилизации. Например, если бы Земля находилась к Солнцу ближе, чем на 150 млн. км., то вода испарилась бы, а если дальше — превратилась бы в лед. И в том, и в другом случае жизнь стала бы невозможна. Будь масса Земли чуть меньше, сила притяжения не могла бы удержать атмосферу, как это произошло с Марсом и с Луной. Если бы почти треть земной массы не составляло железо, не возникло бы магнитное поле Земли, и жизнь могла бы существовать только в океане. Словом, Вселенная как будто заранее "знала" о предстоящем рождении человека и "подготовилась" к нему, как мать готовится к рождению ребенка. Более того, Вселенная "хочет", чтобы ее познали! Не исключено, что именно это качество Вселенной и подталкивает человека на поиск своего места в ней, а значит, на поиск смысла мироздания.

Итак, судя по всему, Вселенная долго готовилась к принятию в себя человека, существа, способного ее осмыслить.Не случайно рождение Человека начинается с появления homo sapiens, а история человечества может быть понята только как постоянный процесс его совершенствования в качестве осознающего существа. Ведь из миллиона с лишним видов существовавших и существующих поныне животных и более, чем из 250 тысяч видов растений, лишь в человеке Вселенная нашла свое осознание.

Наверняка известно, что предки человека — высокооргнизованные приматы, получившие название обезьян, — появились на нашей планете около 40 миллионов лет назад. От них берут начало три различающиеся ветви: в Миоцене (среднем ледниковом периоде) на Земле сосуществовали прямоходящие рамапитеки, гигантопитеки и ореопитеки, отличающиеся развитым мозгом и строением рук, позволяющих использовать их как орудия захвата и манипуляций с различными предметами. В следующий период, Плиоцен (5,5 — 1 миллион лет назад), в Южной Африке, Танзании, Кении, Эфиопии появляется "переходное существо", более похожее на человека, нежели на обезьяну — австралопитек. По данных археологии, он уже был способен создавать первейшие орудия из камней и кости. А около 3 миллионов лет возникает "первочеловек" — homo в трех последовательно сменяющих друг друга ипостасях — homo habilis, homo erectus и homo primigenius, известный нам как неандерталец.

Первый из этих видов — homo habilis или "человек умелый". Что же умеет этот "умелец"? Немало — делать орудия, охотиться и строить жилые сооружения. Судя по костям животных, найденных на стоянках, он питается мясом, а значит, охотится. Следующий за ним homo erectus (человек прямоходящий) высок ростом (около 1 м 80 см), имеет большой объем черепа, ест не только мясо, но и рыбу. Он обрабатывает каменные топоры, для своих кулинарных опытов использует огонь, строит хижины на двадцать человек. Нomo erectus практикует погребальные обряды. Следовательно, уже в незапамятные тысячелетия наш "дальний родственник" осознавал мир не просто как лесное логово, а и как нечто, обладающее пусть неясным, но высшим смыслом. И наконец, неандерталец или homo primigenius — уже прямой предок homo sapiens, возникший около 100 тыс. лет назад. Гоминиды этого подвида хоронили своих мертвых, не только верили в загробную жизнь, но и имели ее образ: не случайно они вкладывали в могилы умерших дары, которые призваны были помочь им в потустороннем существовании. Судя по останкам, неандерталец умел производить простейшие хирургические манипуляции, вносить усовершенствования в технику обработки камня. Вид у этого существа был довольно странный: с одной стороны, его низкий лоб, массивные надбровья и выступающая нижняя челюсть напоминали черты обезьяны, с другой — в его облике наличествовали и человеческие характеристики (более округленная голова, зачаток подбородка).

Появление на арене событий homo sapiens относится к периоду верхнего палеолита (около 40 тыс. лет тому назад). Он унаследовал от предшественника-неандертальца развитую технику создания орудий, умение добывать огонь и строить жилища, а также некоторые зачатки интеллектуальной культуры — ритуальные действа, методы погребения. В это время нарождающееся человечество стремительно расселяется по Земле: не только на уже обжитых "протолюдьми"[1] просторах Африки, Азии и Центральной Европы, но и на Чукотке, в Австралии, в Северной Америке. Следствие такого распространения — морфологическое и культурное расхождение (дивергенция) представителей этого подвида. В зависимости от места жительства и климата меняется внешний облик людей, и мы можем говорить о зарождении рас. Но главное изменение произошло не в облике, а в самой сущности человека. Он становится существом культурным. В первую очередь, это беспримерное в природе начало заключается в пробуждении социальности. Человеческое племя — уже не стадо, а коллектив. В отличие от животных, представители племени четко осознают необходимость совместной жизни — единственного гаранта сохранения человека — и задумываются о том, что может способствовать ее процветанию. Так что приматы стали людьми не потому, что они отличались большей выносливостью, чем другие животные. Скорее, наоборот. Эти наименее приспособленные существа выжили, потому что строили сеть взаимоотношений с друг другом и со средой обитания коллективно и бережно. Так возникла общественная жизнь.

Важно и то, что различие климата, ландшафта, разнообразие флоры и фауны в местах обитания человека приводят к коренным отличиям в жизни первобытных коллективов, в способах их деятельности и в орудиях труда: так, в среднем и позднем палеолите только в одной Африке наличествовало как минимум пятнадцать способов обработки орудий. Население мира становится все более разнообразным; оно разбивается на группы, каждая из которых вкладывает яркий камешек в общую мозаику культуротворчества. Так начинается этнос.

Основа и социума, и этноса, и в целом развития жизни и психики людей едина: это деятельность. Вернее так: единство и борьба адаптивности и деятельности, в которой вторая постепенно, но неуклонно берет верх над первой. Адаптация и деятельность — две основные модели бытия человека и человечества. В их переплетении и взаимодействии и свершается становление вида homo sapiens. Именно пропорция адаптивного и деятельностного начал во многом является причиной различия в характере разных культур, в частности в полярности восточной (адаптивной) и западной (деятельной) культуры.

Адаптация, т.е. приспособление к природным условиям — значительно более ранняя модель бытия. Она свойственна не только человеку, но и животному. "Адаптивная жизнь" была ритмичной: зависела от вызревания плодов, приливов рек, смены времен года. Первичные коллективы, подобно сообществам животных, потребляли то, что дано природой, — пищу, тепло, природное жилье (пещеру), материал для орудий. Именно возникновение орудия и является начальной точкой новой эры в жизни населения Земли. Человек перестает довольствоваться тем, что само "плывет" в его руки. Он начинает производить. Деятельность побеждает приспособительность. Зависимость человека от природы становится все меньшей. Он все более начинает зависеть от себя. Нет, конечно, он не может вызвать по желанию закат солнца или передвинуть море. Он по-прежнему связан с природой нерасторжимыми узами. Но уже не как раб, а, скорее, как крепостной: в жестких рамках заданных условий он имеет свою нишу, в которой волен действовать по собственному усмотрению.

Эта перестройка жизни и сознания начинается уже в глубинах палеолита и имеет далеко идущие последствия для бытия человека. Ведь все новшества, внесенные им в окружающую среду, были столь важны для выживания, что не имели права быть утраченными. Глобальную роль для существования человеческих коллективов обретает принципиально иной, нежели у животных, способ коллективной памяти — не генетический, а социальный. Его носителем становится традиция. Кроме того, племя нуждалось в "изобретателях", которые часто были далеко не из самых сильных и выносливых. По предположению Н.Моисеева, многие нормы, выраженные в табу, утверждались в первобытном социуме именно для того, чтобы в первую очередь уберечь от расправы (как природы, так и сородичей) именно этих слабых, но необходимых общности людей [108, с.10]. Потому выживали те племена, в которых практиковалась более мощная ответственность общности за каждого ее члена. Таким образом был свершен первый чисто человеческий рывок в эволюции — прекратилась внутривидовая борьба. Человек начал усмирять свои инстинкты ради сохранности чего-то большего, чем он сам — общности. Однако, жизнедеятельность первобытного индивида и социума не вырывалась за рамки его племени и естественных циклов биосферы. Этика человека не распространялась на природу, на другие общности, на будущее. Законы деятельности были связаны с непосредственным, а нравственный горизонт ограничивается соплеменниками и рамками собственной жизни.

Вторая "первобытная революция" произошла в эпоху неолита. Жизнь людей того времени была уже не вполне природна: скорее, она колебалась на весах "природа-культура". Природа давала пропитание, культура — необходимые для его добычи средства и нравственные нормы, управляющие поведением в племени. Но эти нормы, как мы уже говорили, не распространялись на природу. По предположению ряда исследователей, в результате "орудийной" охоты на мамонтов, их количество резко уменьшилось, и человечество оказалось на грани голодной смерти. Эта первая экологическая катастрофа привела к поискам иного выхода: так появились сначала земледелие, а потом скотоводство. Помимо общностей охотников и собирателей (по Ж.Маке, "цивилизации лука"), существовавшей уже в эпоху палеолита, появляются новые социокультурные образования, которые Маке называет "цивилизацией леса" (общности земледельцев тропического леса) и "цивилизацией копья" (общества, практикующие отгонное скотоводство). Но самой потенциально продуктивной является "цивилизация зернохранилищ", позволяющая сохранять запасы пищи впрок. Человек превращается в существо целеполагающее и рационально планирующее собственное будущее и будущее своей общности. Если в первой из этих архаических "цивилизаций" преобладают адаптивные черты, то три последние, возникающие в неолите, в большей или меньшей степени имеют деятельностный характер. Наличие запаса продовольствия порождает обмен с членами других племен, а это значит, что и по отношению к ним должны быть выработаны некие нормы поведения. "Мало-помалу обнаруживается взаимная проницаемость психического склада в разных человеческих группах и взаимная плодотворность контактов" [38, с.127]. Человеческий социум начинает двигаться от резкого межплеменного противопоставления к сопоставлению, а значит, к нарождению самосознания. Ведь понять себя можно лишь в сравнении с Другим. Правда, о понимании себя как личности у члена племени речи еще нет; оно происходит на уровне понимания себя как члена общности.

Итак, то, что решило судьбу человека как особого существа во Вселенной — деятельность вкупе с ее предметными результатами. Можно сказать, что культура главным образом и выражает родовую специфику человеческой деятельности, которая является единственным способом бытия людей в мире. Индивид становится человеком только как homo agens (человек действующий). Эта деятельность всегда проистекает в сообществе и носит осмысленный, целеполагающий, преобразовательный характер. Не случайно Б.Паскаль говорил, что природа человека состоит в том, чтобы все время идти вперед. Именно посредством деятельности "совокупный человек" встает над природой. С этого момента и по сей день природа неуклонно становится культурой, а человек — одновременно и творцом, и творением культуры. Он начинает чувствовать свое превосходство перед природой и одновременно — свою уязвимость по отношению к ней. Ведь "пока и поскольку индивид… не порвал пуповину, связывающую его с внешним миром, он не свободен; но эти узы дают ему ощущение принадлежности к чему-то, как бы гарантируют ему безопасность существования за счет корней в какой-то почве," — пишет Э.Фромм [168, с.30-31]. Извечное человеческое ощущение нестабильности, по Фромму, имеет основанием именно разрыв с природными основаниями бытия. Более того, неумение человека осознать природу не только как плацдарм деятельности, а как дарящее материнское сердце, вызвало особое экологическое напряжение, в котором пребывает современный человек. От древности и до наших дней человек предстает перед нами как "пасынок природы" и "дитя культуры".

Чем же вызвана эта парадоксальность бытия человеческа, существа, рождающегося по законам природы, но живущего иным, внеприродным образом?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: