Послесловие, или личность и культура

Человек и культура неразрывны. Именно Человек — великая творческая сила, созидающая многоликий образ культуры. "После возникновения человека эволюция радикально изменила свой ход: она больше не творит новые виды, посредством человека она творит новые миры" [46, с.78]. Но новые миры может творить не каждый: это дело личности.

Итак, культура есть творение личности. Но при этом и личность — творение культуры. С первых секунд бытия над нами властвует ее язык — и не только "язык речи", но и язык музыки, сказки, жеста, улицы, своей первой, еще неловкой мысли, своего первого, еще пугающего шага. Этот нерасторжимый круг — территория жизни каждого из нас. Вот что писал об этом Х.Л.Борхес: "С годами человек заселяет пространство образами провинций, царств, гор, заливов, кораблей, островов, рыб, жилищ, орудий труда, звезд, лошадей и людей. Незадолго до смерти ему открывается, что терпеливый лабиринт линий тщательно слагает черты его собственного лица" [142, с.133].

Культура жива лишь деяниями личности. Личность может жить лишь в пространстве культуры. Но само это пространство — не результат, а процесс, требующий новых и новых попыток. Потому культура всегда векторно направлена в будущее. И реализовывать эту направленность всей своей жизнью — дело человека. Не случайно Г.Марсель назвал человека " homo viator " (человек-пилигрим). Быть личностью — значит, находиться в бесконечном пути на протяжении всей своей конечной жизни.

Человек — гениальный неудачник. Неудачник — потому что его гигантские свершения так и не достигли высшей цели. Всеми силами он пытался добраться до Эдема, но попытка оказалась безуспешной; выйдя из материнского лона природы, он ринулся к звездам — и не достиг их. Но именно здесь — на полпути к Небу — его силами вознеслась Вавилонская башня культуры, подняв вместе с собой Человека. И в этом — его гениальность. Оттуда, сверху, он смотрит на благолепный мир природы, понимая, что ему уже никогда туда не вернуться. Отсюда, снизу он смотрит на небеса, зная, что ему никогда не постичь замысла Творца. Но он упрямо продолжает класть кирпичики. И вместе с башней он становится все выше, обретая свое великое достояние — личность. Ибо личность возникает лишь в неудержимом порыве ввысь.

Каждый из нас — художник, оставляющий на холсте культуры изображение. Это может быть фрагмент монументальной фрески, а может быть мазок. Разве дело в количестве? Но отпечаток себя оставляет лишь тот, кто "двинулся" на свой страх и риск. Тем самым личность дает культуре шанс состояться. Тем самым культура дает возможность состояться личности.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.

2. Альтшуллер Г., Верткин И. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Мн., 1994.

3. Андреев М.Л. Культура Возрождения // История мировой культуры: Наследие Запада. М., 1998.

4. Андреева М. Образ смерти в западноевропейской культуре // Человек. 1991. № 5. С.25-42.

5. Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С.Мамонтов. М., 1996.

6. Антоний Сурожский. Может ли еще молиться современный человек? Сергиев Посад, 2000.

7. Антоний Сурожский. О свободе и призвании человека // Человек. 1993. № 3. С.71-85.

8. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

9. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.

10. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

11. Басин Е. Творчество и эмпатия // Вопросы философии. 1987. № 2. С. 54-66.

12. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М., 1979.

13. Бахтин М. Эпос и роман. СПб., 2000.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

15. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

16. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.

17. Бердяев Н. Новое религиозное сознание и общественность. М., 1999.

18. Бердяев Н. Русская идея. Харьков — Москва, 1999.

19. Бердяев Н. Судьба России, М., Эксмо-пресс, 2001.

20. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

21. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1994.

22. Бердяев Н.А. Творчество и объективация. Мн., 2000.

23. Бердяев Н.А.. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 143-162.

24. Бессознательное. Новочеркасск, 1984.

25. Бибихин В. Язык философии. М., 2002.

26. Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-43.

27. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М., 1991.

28. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986.

29. Боннар А. Греческая цивилизация. Т.1. Ростов-на-Дону, 1994.

30. Боннар А. Греческая цивилизация. Т.2. Ростов-на-Дону, 1994.

31. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М., 1998.

32. Бруштейн А. Дорога уходит вдаль. М., 1985.

33. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

34. Бунге М. Философия физики. М., 1975.

35. Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986.

36. Буркхардт Я. Культура Возраждения в Италии: Опыт исследования. М., 1996.

37. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

38. Ванверде К. Философская антропология. М., 2000.

39. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

40. Витгенштейн Л. Культура и ценности // Человек. 1991. № 5. С.97-109.

41. Витгенштейн Л. О достоверностях // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 18-31.

42. Выготский Л.С. Психология искусства. Мн., 1998.

43. Выготский Л.С. Психология. М., 2000.

44. Высоков П.Ф. Культура эпохи Возрождения. Смоленск, 1986.

45. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

46. Гарин И. Что такое философия и что такое истина? М., 2001.

47. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

48. Гегель. Избранные произведения. Л., 1962.

49. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западой философии. М., 1988.

50. Генис А. Билет в Китай. С-Пб., 2001.

51. Гессе Г. Избранное. М., 1994.

52. Гинзбург Л. Человек за письменным столом. Л., 1989.

53. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996.

54. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

55. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000.

56. Гуревич А.Я. Культура средневековья и историк конца ХХ века // История мировой культуры: Наследие Запада. М., 1998.

57. Гуревич П. С. Философский словарь. М., 1997.

58. Гуревич П.С. Философская антропология.М., 1997.

59. Де Клапье де Вовенарг Л. Размышления и Максимы. Л., 1988.

60. Демичев А. Тематичность смерти. Дискурсы и концепты // Человек. 2001. № 2. С.158-170.

61. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. С-Пб., 1993.

62. Диккенс Ч. Полное собрание сочинений. Т. 13. М., 1959.

63. Дилигенский Г.Г., Лекторский В.А. Проблемы целостного мира // Вопросы философии. 1990. № 12. С. 32-43.

64. Дмитриева Н. Краткая история искусств. М., 2000.

65. Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск, 1994.

66. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990.

67. Западная философия: Итоги тысячелетия. Екатеринбург — Бишкек, 1997.

68. Зиммель Г. Избранное. Т.1. (Философия культуры). М., 1996.

69. Зиммель Г. Избранное. Т.2. (Созерцание жизни). М., 1996.

70. Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании (час души) // Вопросы философии. 2002. № 2. С.119-137.

71. Ивин А. Философия истории. М., 2000.

72. Идея сверхчеловека. Избранное. М., 1990.

73. Идея смерти в российском менталитете. С-Пб, 1999.

74. Ильин И. Постмодернизм. М., 1996.

75. Ильин И.Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

76. Ионеско Э.Воздушный пешеход // Современная драматургия. № 5. 1989.

77. Ионин Л. Укрощенная эротика // Человек. 1992. № 3. С.40-59.

78. Камю А. Четвертое письмо к немецкому другу // Вопросы литературы. №2. 1989.

79. Кант И. Избранное. М., 1987.

80. Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М., 1998.

81. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Хрестоматия по социальной философии. М., 2001.

82. Кнабе Г.С., Протопопова И.А. Культура античности // История мировой культуры: Наследие Запада. М., 1998.

83. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.

84. Кузнецов Б.Г. Встречи. М., 1984.

85. Кузнецов В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. М., 1969.

86. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVII — начала XIX века. М., 1989.

87. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

88. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. СПб., 2001.

89. Лаврин А.П. Хроники Харона. М., 1993.

90. Ларошфуко Ф. Максимы. М., 2000.

91. Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. М.—СПб., 2000.

92. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.

93. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.

94. Лихошерстых Г.У. Интуиция в науке, ее природа и ее возможности // Вопросы философии. 1984, № 6, с. 73-81.

95. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

96. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

97. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб, 2001.

98. Людвиг Витгенштейн: Человек и мыслитель. М., 1993.

99. Малиновский Б. Магия. Наука. Религия. М., 1998.

100. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 2002.

101. Мамардашвили М. Мой опыт нетипичен. Спб., 2000.

102. Мамардашвили М. Эстетика мышления. М., 2000.

103. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Проблема человека в западой философии. М., 1988.

104. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994.

105. Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Проблема человека в западой философии. М., 1988.

106. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

107. Мердок А. Черный принц. М., 1983.

108. Моисеев Н. Идеи естествознания в гуманитарной науке // Человек. 1992. № 2. С.5-16.

109. Моиссев Н. Оправдание единства: Комментарии к учению о ноосфере // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 18-31.

110. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.

111. Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999.

112. На переломе. М., 1990.

113. Налимов В. В. Вездесуще ли сознание? // Человек. 1992. № 6. С.15-22.

114. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.1. М., 1990.

115. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. М., 1990.

116. Одиссей. М., 1989.

117. Одиссей. М., 1990.

118. Одиссей. М., 1991.

119. Ортега-и-Гассет Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья // Человек. 1992. № 2. С.81-90.

120. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М., 1991.

121. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследование по истории морали. М., 1987.

122. Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.

123. Панов Е.Н. На острие социальной эволюции // Человек. 1991. № 2. С.31-43.

124. Панов Е.Н. На острие социальной эволюции // Человек. 1991. № 3. С.80-92.

125. Панов Е.Н. На острие социальной эволюции // Человек. 1991. № 4. С.30-41.

126. Паскаль Б. Мысли. М., 2001.

127. Плесснер Х. Ступени органического и человек // Проблема человека в западой философии. М., 1988.

128. Полани М. Личностное знание. М., 1985.

129. Понимание как философско-методологическая проблема / Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1986. № 8. С. 46-64.

130. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. М., 1992.

131. Проблемы логики. М., 1963.

132. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. А.Г.Чернявская. Мн., 1998.

133. Психология человеческих проблем: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. Мн., 1998.

134. Психосексология: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. Мн., 1998.

135. Рабинович В. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М, 1991.

136. Рат-Вег И. История человеческой глупости. Дубна, 1996.

137. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995.

138. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

139. Сапронов П.А. Культурология. СПб, 2001.

140. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западой философии. М., 1988.

141. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

142. Свасьян К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии, 1987. № 6. С. 132-139.

143. Синеокая Ю.В. Проблема Сверхчеловека у Соловьева и Ницше // Вопросы философии, 2002. № 2. С. 69-80.

144. Сумерки богов. М., 1989.

145. Таранов. 120 философов. Т.1. Симферополь, 1996.

146. Таранов. 120 философов. Т.2. Симферополь, 1996.

147. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

148. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

149. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., 1995.

150. Типология и периодизация итальянского Возрождения. М., 1982.

151. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 12 т. Т.6. М., 1958.

152. Тоффлер А. "Футурошок". С-Пб., 1997.

153. Тэн И. Философия искусства. М., 1996.

154. Тэненхилл Р. Секс в истории. М., 1995.

155. Уильямс Б. Случай Макропулос: размышления о скуке бессмертия // Проблема человека в западой философии. М., 1988.

156. Ухтомский А.А. Доминанта. Л., 1966.

157. Ухтомский А.А. Сочинения в 2 т. Т.2. М., 1989.

158. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

159. Философия любви. Т.1. М., 1990.

160. Философия любви. Т.2. М., 1990.

161. Философы двадцатого века. М., 1999.

162. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западой философии. М., 1988.

163. Флиер А. Культурология для культурологов. М., 2000.

164. Франк С.Л. Реальность и человек. М., 1997.

165. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

166. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

167. Фромм Э Человек для себя. Иметь или быть? Мн., 1997.

168. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

169. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. М., 1995.

170. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1994.

171. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

172. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западой философии. М., 1988.

173. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западой философии. М., 1988.

174. Хёйзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

175. Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., 1995.

176. Ходасевич В. Некрополь. М., 2001.

177. Хоружий С.С. Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 52-68.

178. Художественное и научное творчество. Л., 1972.

179. Честертон Г.-К. Франциск Ассизский // Вопросы философии. 1989. № 1. С. 82-128.

180. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. М., 2001.

181. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

182. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

183. Элиаде М. Мифы, сноведения, мистерии. Киев — Москва, 1996.

184. Юнг К.-Г. Психология бессознательного. М., 1996.

185. Ясперс К. Введение в философию. Мн., 2000.

186. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


1 Прото — от лат. "пред".

[2] Архетип (греч.) — прообраз, первоначало. В аналитической психологии К.-Г.Юнга — своеобразные когнитивные и при этом бессознательные образцы, общие для человечества; структуры, содержащие в себе коллективный эмоциональный опыт.

[3] Инкультурация — (терм. М.Дж.Херсковица) процесс вхождения индивида в культуру его социума

[4] Герменевтика — 1) теория и методология истолкования текстов; 2) современная отрасль философии.

[5] Оксюморон — литературный прием, заключающийся в сочетании несочетаемого (например, "живой труп").

[6] Архетипы — когнитивные образцы интуитивного поведения человека, "пульсирующие точки" коллективного бессознательного.

[7] Стиль культуры — это принцип взаимосвязи, соотношения, согласования и распределения, т.е. принцип организации, интегрирующий целостность культуры.

[8] "О дивный новый мир!" — название антиутопии О.Хаксли, где показан тоталитарный мир, выстроенный в соответствии с революционными идеалами "светлого будущего".

[9] Основные слова — в Ветхом Завете особые слова, которые, будучи изреченными полагают бытие. Произнесший их есть участник акта сотворения мира.

[10] Доминаннта (термин А.Ухтомского) — системная реакция, осуществляемая созвездием нервных центров. В гуманитарном аспекте — учение о направленности сознания на поступки определенного рода.

[11] Мысли, лежащие в основе последующих выводов, принадлежат не только автору; они рождены совместно, в диалоге с моими учениками, студентами БГУ культуры В.Янушевской, В.Сащеко, И.Скрипко.

[12] Различные авторы трактуют "повседневность" по-разному. Здесь мы используем этот термин в соответствии с его разработкой А.Шютцем, П.Бергером и Т.Лукманом.

[13] Причина сродства этих терминов в том, что они указывают на одно общее качество — на человека как целостность (от лат. in-divido — нераздельность; внутреннее неразделенное ядро человека).

[14] Экзистенциалия — способ существования, категория человеческого бытия.

[15] В силу строго определенного объема этого пособия мы вынуждены ограничить свой анализ преимущественно феноменом западно-европейской культуры

[16] "Культура стыда" — термин Р.Бенедикт, означающий тип общинно-групповой культуры, где главную роль играет страх неодобрения и важность оценки со стороны окружающих, в противовес "культуре вины" как типу индивидуально-личностной культуры, где основополагающим критерием является индивидуальная категория совести

[17] С лат. — "Написано Рафаэлем".

[18] Studia humanitatis — из Цицерона, "гуманитарные учения". Смысл, вкладываемый в это понятие, можно определить как ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа.

[19] Этос — образ мышления и действий, стиль жизни социальной группы.

[20] Идеальный тип (по М.Веберу) — методологическое средство; упрощенная схема явления, строящаяся на основе усугубления одних и игнорирования других его характеристик с целью построения логически непротиворечивого мысленного образа. В реальности И.т. не встречается.

[21] В 20-21 вв. появляется огромное количество "учебников манипулирования" людьми, самые известные из которых принадлежат перу Д.Карнеги. Также популярны "пособия" Н.Хилла, К.Тернера, С.Паркинсона, Н.Козлова и многих др.

[22] Строго говоря, человек эпохи Интернет — вовсе не обязательно имеет отношение к "всемирной сети". Сходное самосознание родится и в результате противоречивой информации, поставляемой масс-медиа. В данной формулировке Интернет — лишь символ современной культурной ситуации.

[23] Как правило, под "культурной маргинальностью" понимается положение и особенности жизнедеятельности групп и людей, чьи ценности одновременно соотнесены с разными, порой противоречивыми культурными системами. Здесь мы используем это понятие в его буквальном смысле — отторжения индивида от культуры его социума, позиции "на краю" (от лат. marginalis — "находящийся на краю").

[24] "Memento mori"(лат.) — помни о смерти.

[25] Ars moriendi (лат.) — искусство умирать.

[26] Футорошок (автор термина А.Тоффлер) — стресс и дезориентация, свойственные человеку в стремительно меняющемся обществе.

[27] Теодицея (греч.) — оправдание Бога за допущение мирового зла


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: