В России актуальность формирования целей и приоритетов культурной политики, обеспечивающей целостность социокультурного пространства страны, в настоящее время обусловлена динамикой мировых тенденций и демократическими преобразованиями; становлением гражданского общества в стране[3].
В 2008 г. была представлена стратегия развития России до 2020 г. (стратегия 2020), в которой переход на инновационный путь развития связан с масштабными инвестициями в человеческий капитал, развивать который необходимо с использованием отечественной культуры и ее традиций. Концепция долгосрочного
социально-экономического развития до 2020 г. в качестве цели государственной культурной политики в условиях перехода к инновационной экономике называет «развитие и реализацию культурного и духовного потенциала общества в целом и
каждой личности» и определяет следующие направления действий:
• обеспечение равного доступа к благам и услугам культуры, культурному и
художественному образованию;
• обеспечение качества и доступности услуг в сфере культуры;
• сохранение и пропаганда культурного наследия народов России;
• использование возможностей культуры для формирования позитивного образа
России за рубежом;
• совершенствование административных, экономических и правовых механизмов в сфере культуры.
Доктор философских наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ О.Н.Астафьева в своей работе «Цели и приоритеты современной культурной политики: научно-теоретическое обоснование», среди целей, приоритетов и направлений культурной политики как категорий стратегического планирования выделяет следующие:
- создание условий для развития и сохранения культурных ценностей, материального и нематериального наследия;
-разработка и поддержка инновационных программ и инициатив;
-осуществление мониторинга культурной политики разных уровней;
-проведение научных исследований и экспертной деятельности;
- поддержка творческой деятельности;
-расширение системы распространения культурного продукта и услуг; защита авторских прав;
- поддержка творческих индустрий, развитие предпринимательства и культурного туризма;
-подготовка кадров и управленческого персонала;
-развитие системы художественного образования;
-воспитание публики [4]
и др.
Руководствуясь прописанным в законодательстве РФ о культуре одним из определений культурной политики как «деятельности государства в области культуры», можно вывести, что само это законодательство отчасти и есть культурная политика государства.
Поэтому, его статью 1 «Задачи законодательства Российской Федерации о культуре»,по сути, можно понимать как «задачи культурной политики РФ». В таком случае, предлагаю проследить, какие цели и задачи (культурной политики) выделяются в данном Законе[5]:· обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность; · создание правовых гарантий для свободной культурной деятель- ности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации; · определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; · определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невме- шательства государства в творческие процессы.Сравнив цели культурной политики, выделенные разными субъектами, мы можем отметить широту деятельности государственной культурной политики.