Программное регулирование культурной политики в РФ

Программа представляет собой согласованный по ресурсам, исполнителям, времени осуществления комплекс плановых мероприятий, направленный на решение конкретной проблемы в установленные сроки[7].

Культурная политика РФ регулируется через программное регулирование.

Сейчас разработкой культурных программв Россиизанимаются как на федеральном, так и на региональном уровне.

Программы:

1) I федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ» 1993-1996 г.

Приоритетами этой программы были сохранение национальной культуры, культурного наследия, инновации в культуре.

Но программа не была выполнена, т.к. была плохо профинансирована.

2) II президентская программа «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ» 1997-1999 г.

Помимо бюджетного финансирования разрешалось функционирование культуры из других источников (но не > 5%);

Определялись направления расходования всех финансовых средств;

Функционирование предполагалось через систему государственных заказов.

Приоритетами этой программы являлись:

-Сохранение культурных ценностей,

-Развитие и поддержка российского кинематографа,

-Развитие и поддержка архивного дела,

-Развитие и поддержка циркового искусства.

В программе были прописаны плановые показатели – сроки реализации программы.

Система финансирования была многоканальная - финансирование шло по долевому принципу (деньги поступали как из федерального, так из регионального и муниципального бюджетов).

Но и эта программа не была выполнена, т.к. фактическое финансирование культуры (0,3 – 0,9%) было значительно меньше, чем закрепленное в законодательстве (2% из федерального бюджета, 6% из регионального).

3) Программа «Культура России» 2001-2005 г.

Были определены 3 приоритетных блока для государственного финансирования:

-сохранение культурного наследия РФ

-развитие и поддержка архивов

- развитие и поддержка кинематографа РФ

Также приоритетами являлись:

-предотвращение сокращения сети культурных учреждений

-сохранение кадрового потенциала отрасли культуры

4)Программа «Культура России» 2006-2011 г.

Помимо приоритетов, обозначенных в программе 2001-2005 г,

был поставлен вопрос об изменении организационно-правовых форм в организациях исполнительских искусств.

Появились такие понятия, как автономное учреждение (АУ) и бюджетное учреждение (БУ).

Финансирование культуры сократилось на 12%.

5) Программа «Культура России» с 2012 г.

Приоритеты:

-Появление новых организационно-правовых форм в организациях исполнительских искусств (АУ-автономное учреждение, БУ - бюджетное учреждение, КУ- казённое учреждение)

-Разработка механизма финансирования по государственному заданию (система субсидирования)

Основные черты действующей в РФ модели культурной политики

В течение последнего десятилетия политические приоритеты сместились с вопросов обеспечения деятельности сложившейся системы учреждений культуры и охраны памятников в сторону более разнообразных подходов к управлению сферой культуры. Действующая модель культурной политики стала менее централизованной, в ней, помимо государства, появились другие субъекты (например, местное самоуправление), она стала более сложной в экономическом и в административно-правовом отношении.[8]

Начиная с 2003 г., в целях обеспечения эффективности государственного управления были начаты:

• перераспределение полномочий в пользу регионального и локального уровней

власти в рамках общей административной реформы;

• введение нового бюджетирования, ориентированного на результат (БОР),

расширение конкурсного распределения бюджетных средств;

• создание новых правовых форм для некоммерческих организаций, которые должны, в том числе, стимулировать институциональную реструктуризацию

сферы культуры (изменение правовой формы государственных учреждений культуры, образования и науки);

• развитие частно-государственного партнерства в социокультурной сфере и его правового обеспечения, а также — более широкая приватизация объектов культуры и возвращение имущества религиозным организациям.[9]

Далее я приведу выдержку из "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года>).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: