Программа представляет собой согласованный по ресурсам, исполнителям, времени осуществления комплекс плановых мероприятий, направленный на решение конкретной проблемы в установленные сроки[7].
Культурная политика РФ регулируется через программное регулирование.
Сейчас разработкой культурных программв Россиизанимаются как на федеральном, так и на региональном уровне.
Программы:
1) I федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ» 1993-1996 г.
Приоритетами этой программы были сохранение национальной культуры, культурного наследия, инновации в культуре.
Но программа не была выполнена, т.к. была плохо профинансирована.
2) II президентская программа «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ» 1997-1999 г.
Помимо бюджетного финансирования разрешалось функционирование культуры из других источников (но не > 5%);
Определялись направления расходования всех финансовых средств;
Функционирование предполагалось через систему государственных заказов.
|
|
Приоритетами этой программы являлись:
-Сохранение культурных ценностей,
-Развитие и поддержка российского кинематографа,
-Развитие и поддержка архивного дела,
-Развитие и поддержка циркового искусства.
В программе были прописаны плановые показатели – сроки реализации программы.
Система финансирования была многоканальная - финансирование шло по долевому принципу (деньги поступали как из федерального, так из регионального и муниципального бюджетов).
Но и эта программа не была выполнена, т.к. фактическое финансирование культуры (0,3 – 0,9%) было значительно меньше, чем закрепленное в законодательстве (2% из федерального бюджета, 6% из регионального).
3) Программа «Культура России» 2001-2005 г.
Были определены 3 приоритетных блока для государственного финансирования:
-сохранение культурного наследия РФ
-развитие и поддержка архивов
- развитие и поддержка кинематографа РФ
Также приоритетами являлись:
-предотвращение сокращения сети культурных учреждений
-сохранение кадрового потенциала отрасли культуры
4)Программа «Культура России» 2006-2011 г.
Помимо приоритетов, обозначенных в программе 2001-2005 г,
был поставлен вопрос об изменении организационно-правовых форм в организациях исполнительских искусств.
Появились такие понятия, как автономное учреждение (АУ) и бюджетное учреждение (БУ).
Финансирование культуры сократилось на 12%.
5) Программа «Культура России» с 2012 г.
Приоритеты:
-Появление новых организационно-правовых форм в организациях исполнительских искусств (АУ-автономное учреждение, БУ - бюджетное учреждение, КУ- казённое учреждение)
|
|
-Разработка механизма финансирования по государственному заданию (система субсидирования)
Основные черты действующей в РФ модели культурной политикиВ течение последнего десятилетия политические приоритеты сместились с вопросов обеспечения деятельности сложившейся системы учреждений культуры и охраны памятников в сторону более разнообразных подходов к управлению сферой культуры. Действующая модель культурной политики стала менее централизованной, в ней, помимо государства, появились другие субъекты (например, местное самоуправление), она стала более сложной в экономическом и в административно-правовом отношении.[8]
Начиная с 2003 г., в целях обеспечения эффективности государственного управления были начаты:
• перераспределение полномочий в пользу регионального и локального уровней
власти в рамках общей административной реформы;
• введение нового бюджетирования, ориентированного на результат (БОР),
расширение конкурсного распределения бюджетных средств;
• создание новых правовых форм для некоммерческих организаций, которые должны, в том числе, стимулировать институциональную реструктуризацию
сферы культуры (изменение правовой формы государственных учреждений культуры, образования и науки);
• развитие частно-государственного партнерства в социокультурной сфере и его правового обеспечения, а также — более широкая приватизация объектов культуры и возвращение имущества религиозным организациям.[9]
Далее я приведу выдержку из "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года>).