Объектом является личность в системе социально- культурных связей и отношений

Предметом культурологии выступает все, что создано руками и разумом человека, предметом социально-культурной деятельности, является преимущественно процесс постижения индивидом результатов культуротворческой. культуросоздающей деятельности, процесс вовлечения его в воспроизводство ценностей культуры.

Социально-культурная деятельность сегодня рассматривается как сфера социально-культурной практики и как самостоятельная область культурологического знания. /8. с. 89-97/.

Особенность этой деятельности состоит в том, что она мотивируется потребностями личности в свободной, нерегламентированной деятельности, которая диктуется не принуждением извне, а внутренней потребностью в духовном развитии. Вместе с тем социально-культурная деятельность представляет собой сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны жизнедеятельности общества, результаты которой имеют как личностный, так и общественный смысл. Таким образом, социально-культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по оседанию, освоению, сохранению, распространению ценностей культуры.

Современная социально-культурная деятельность является частью культурологического знания, развиваясь, она имеет собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы.

В этом своем качестве она смыкается с понятием «прикладная культурология» В дальнейшем предлагаем рассматривать «социально-культурную деятельность» как «прикладную культурологию».

Социально-культурная деятельность как область культурологического знания находится на стыке между фундаментальной культурологией и историей, социологией, психологией, этикой, эстетикой, политологией, теорией управления, и в первую очередь, педагогикой, что позволяет использовать методики и технологии этих наук для реализации механизма вовлечения человека в процесс освоения, сохранения, воспроизводства и распространения ценностей культуры

Иными словами, предмет социально-культурной деятельности представляет собой процесс приобщения личности к ценностям культуры через организацию активной, инициативной, творческой деятельности. Таким образом, социально-культурная деятельность имеет дело не столько с результатами культурной деятельности, сколько с процессом освоения ценностей культуры. В социально-культурной деятельности на первое место выдвигается коммуникативный компонент культуры -уровень общения различных социальных групп и общностей, посредством которого осуществляется трансляция культурных ценностей, происходит культурный обмен.

Все эти соображения дают возможность сделать некоторые выводы о предмете и задачах СКД как научной дисциплины. Её предметом выступает процесс включения личности в культуроформирующую деятельность, направленную на освоение ценностей культуры.

Остановимся на самом понятии «социально-культурная деятельность»

Для этого воспользуемся сводной таблицей, разработанной профессором В.В. Туевым, в которую собраны наиболее известные определения социально-культурной деятельности [104, с. 15].

Автор год Определение понятия «социально-культурная деятельность» (СКД)
1. Ж.Р. Дюмазедье (Франция)   СКД – это сознательная, преднамеренная, организованная, даже планируемая аккультурация, оптимальная адаптация к культуре всех слоев населения.
2. М.С. Каган (Ленинград)   СКД – это высший уровень деятельности человека как общественного существа.
3. Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников (Москва)   СКД – это деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей.
4. Н.Ф. Максютин (Казань)   СКД – это социальная работа с маргинальными группами населения, осуществляемая культурно-досуговыми средствами.
5. А.С. Ковальчук (Орел)   СКД – это совокупность отношений, занятий, осуществляемых специфическими формами, методами и средствами на основе интересов, проявляемых личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения людей в их свободное время.
6. Н.Н. Ярошенко (Москва)   СКД – это совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы.
7. М.А. Ариарский (С.- Петербург)   СКД – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.
8. Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников (Москва)   СКД – это социально-педагогическая и социально-культурная среда обитания человека, пути и формы активного воздействия на эту среду и на активное функционирование в ней личности.
9. А.В. Соколов (С.- Петербург)   СКД – это культурная деятельность социальных субъектов по: а) созданию культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, т.е. распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.
10. Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников (Москва)   СКД – это исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.
11.Я.Д. Григорович (Минск)   СКД – это деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, усвоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической культуры.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow