Правовой статус субъектов физкультурно-спортивной деятельности


1. Правовое обоснование деятельности учебно-спортивных учреждений.

2. Аттестация и аккредитация физкультурно-спортивных учреждений.

3. Лицензирование деятельности коммерческих и некоммерческих учреждений в сфере физической культуры и спорта.

1. Правовое обоснование деятельности учебно-спортив­ных учреждений

Физкультурно-спортивная организация, как юридическое лицо соз­дается и функционирует на основании таких учредительных документов, как устав и учредительный договор.

Устав Физкультурно-спортивной организации не должен противо­речить законодательству. Он содержит:

1) название, цели и организационно-правовую форму;

2) структуру объединения (организации, учрежде­ния), его руководящие и контрольно-ревизионный органы, территорию, в пределах которой объединение осуществляет свою деятельность;

3) усло­вия и порядок членства, права и обязанности членов данного объединения;

4) компетенция и порядок формирования руководящих органов объединения, сроки полномочий, место постоянного нахождения;

5) порядок внесе­ний изменений и дополнений в устав;

6) источники формирования денеж­ных средств;

7) порядок реорганизации или ликвидации.

Некоторые виды некоммерческих организаций (школы, ассоциации, союзы) могут действовать «а основании учредительного договора, где учредители обязуются создать физкультурно-спортивную организацию как юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по ее созданию, условия передачи имущества и участия в ее деятельности. Уч­редительным договором определяются условия и порядок распределения прибыли и убытков, управления деятельностью физкультурно-спортивной opганизации, выхода учредителей из ее состава. Формой учредительного договора специализированных учебно-спортивных заведений может слу­жить Типовое положение.

 

Законом РБ «О физической культуре и спорте» (2003 г.) были опре­делены основные типы специализированных учебно-спортивных учрежде­ний: ДЮСШ, СДЮШОР, центры олимпийской подготовки и центры олимпийского резерва, ШВСМ (Ст. 16), которые являются дополнитель­ными учреждениями образования по отношению к общеобразовательным, среднепрофессионалъным и высшим профессиональным заведениям. Дея­тельность всех дополнительных учреждений в сфере физической культуры и спорта регулируется нормативными актами в форме Типовых положе­ний. В соответствии с требованиями (структурными и содержательными) Типовое положение характеризует в общем виде организацию и содержа­ние деятельности, а также кадровую обеспеченность данного заведения, которые должны быть конкретизированы я ее Уставе, как регулирующем нормативно-правовом документе.

Рассмотрим на примере Типовое положение спортивно-оздоровительного лагеря (см.приложение к т. 3).

Современное состояние спорта в Беларуси, как и во многих других государствах мира, требует совершенно иного отношения к нему в смысле системности знания, понимания, изучения и применения как на теоретическом уровне, так и на практическом.

Определение понятия "спорт" в современном осмыслении включает в себя столь много различных вопросов, что пора говорить о многоплановом, многопрофильном понятии. Ведь спорт даже в ранее действовавших дефинициях воспринимался как социально-культурная сфера деятельности человека и общества, сложившаяся в форме специальной практики подготовки человека к соревнованиям и соревновательной деятельности с целью достижения спортивных результатов. Указанная деятельность обеспечивалась тогда и продолжает обеспечиваться сегодня не только учебно-тренировочным и воспитательным процессом, но и целым комплексом экономических, социальных, информационно-образовательных, научно-методических, медицинских, материально-технических и других условий.

Обратим внимание на то, как прописана экономическая составляющая спорта в модельном законодательстве: "... спорт - органическая часть физической культуры, особая сфера проявления и унифицированного сравнения достижений людей в видах спорта, сложившаяся в форме специальной практики подготовки человека к соревнованиям и соревновательной деятельности с целью достижения спортивных результатов. Данная деятельность обеспечивается учебно-тренировочным и воспитательным процессом, а также комплексом экономических, социальных, информационно-образовательных, научно-методических, медицинских, материально-технических и других условий"

Поэтому современный спорт, во-первых, - это не только спорт высших достижений и профессиональный спорт, но и спортивная промышленность, и спортивное строительство, и спортивная услуга. Этот перечень можно продолжать многократно.

Между тем в отдельных белорусских законодательных актах, не имеющих прямого отношения к спорту, есть упоминание о том, что спорт и экономика - это равнозначные отрасли, скажем, для международного сотрудничества. "Основными направлениями в сфере трансграничного сотрудничества являются... разработка и реализация региональных проектов технического содействия, финансируемых международными организациями и программами в области экономики, территориального планирования, предпринимательства, инфраструктуры, информации, охраны окружающей среды, образования, культуры, туризма и спорта"

Интересно и достаточно широко (комплексно) определили сферу спортивной деятельности в свое время в городе Москве: "... спортивная отрасль города Москвы - совокупность организационных, материально-технических, кадровых, информационных, производственных и иных ресурсов государственного, ведомственного, некоммерческого, коммерческого и иного статуса, составляющих комплекс физической культуры и спорта города Москвы..."

Во-вторых, спорт, особенно спорт высших достижений, все больше становится объектом предпринимательской деятельности (бизнеса). В связанный со спортом финансово-экономический оборот вовлечены миллиарды долларов и евро. Естественно, без правового регулирования здесь не обойтись

А также не обойтись без выстраивания системы экономических отношений в спорте, без подготовки квалифицированных экономистов и юристов для спорта.

Следует согласиться, что достижениями в этих направлениях "похвастаться" могут не многие государства. "Однако анализ научной литературы, собственный педагогический опыт, опрос специалистов физической культуры, работников органов управления отрасли позволили выявить низкий уровень их экономической компетенции, что обусловлено недостаточной для современного управления отраслью теоретико-методологической составляющей научных дисциплин по экономике, менеджменту, праву. Очевидно, что сложность изучения этих наук обусловлена слабой конкретизацией их объекта и предмета, целостности, отсутствием межпредметных и научных связей, в частности, с теорией физической культуры и спорта"

К сожалению, в белорусском законодательстве найти правовое регулирование роли экономики в спорте можно лишь посредством системного сбора и анализа всего законодательного массива. Национальный Закон о спорте <6> только декларативно провозгласил в преамбуле, что он "определяет правовые и экономические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта". Однако термин "экономика" упоминается в Законе о спорте еще только один раз, когда речь идет об оплате за подготовку спортивного резерва. Плата устанавливается руководителем специализированного учебно-спортивного учреждения в размере экономически обоснованных затрат по согласованию с собственником (ст. 24 Закона о спорте).

Между тем понятие "экономика" (от греч. oikos - дом, хозяйство и nomos -

Наука экономики спорта - "выбор наиболее рациональных способов потребления ресурсов (факторов производства) для расширения рынка производимых услуг, максимального приближения их ассортимента и качества к потребительским запросам"

"В узком смысле предмет науки "Экономика физической культуры и спорта" представляется как вид познания, областью которого являются процессы предоставления населению физкультурно-спортивными организациями независимо от их организационно-правовой формы социокультурных услуг: образовательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных"

Этот же автор предлагает и более конкретный (предметный) взгляд на элементы экономики в спорте. На первый взгляд они кажутся чисто теоретическими, но на самом деле это и практические вопросы. "Что касается конкретизации экономических отношений в отрасли физической культуры и спорта, то с учетом их интеграции в аспекте макро-, мезо- и микроэкономических положений их совокупность можно представить следующим образом:

1) экономические условия развития физической культуры и спорта: экономическое воздействие физической культуры на современное общество, климатогеографические особенности региона, демография страны, бюджет времени и доходы населения, корпоративный спорт, прогнозирование развития отрасли и т.д.;

2) управление экономикой физической культуры и спорта: государственное регулирование отраслью, саморегулирование физкультурно-спортивными организациями экономико-спортивных отношений, нормативно-правовые основы управления отраслью и т.д.;

3) экономика спортивного сооружения: включает определение оптимальных размеров и изучение путей более эффективного расходования средств на проектирование, строительство и эксплуатацию спортивных сооружений, изучение основных фондов отрасли и т.д.;

4) финансово-хозяйственная деятельность физкультурно-спортивной организации: включает методы учета, анализа и контроля хозяйственной деятельности физкультурно-спортивных организаций, соответствующих специфике их работы и т.д.;

5) трудовые ресурсы: кадровое обеспечение различных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, научное обоснование организации труда и заработной платы работников физической культуры и спорта, анализ экономических аспектов системы физкультурного образования и повышения квалификации физкультурных кадров и т.д.;

6) экономика спортивного соревнования: экономическое обеспечение спортивных соревнований различных уровней, финансирование спортивной, пропагандистской, организационной и других составляющих соревнования, билетный бизнес, безопасность при проведении соревнования и т.д.;

7) финансирование отрасли и отдельных звеньев физкультурного движения: инвестирование отрасли, государственное финансирование, внебюджетные источники финансирования, спонсорство, налогообложение, финансовое обеспечение спортивных школ, учебных заведений всех типов, органов управления, общественных и частных физкультурно-спортивных организаций и др.;

8) спортивное предпринимательство: спортивная индустрия, экономика профессионального спорта, букмекерский бизнес, тотализаторы и спортивные лотереи и т.д.;

9) спортивный маркетинг: предоставление населению коммерческими и некоммерческими физкультурно-спортивными организациями физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, маркетинг-микс, реклама в спорте и работа с общественностью, товарные знаки и т.д.;

10) экономика международных спортивных связей: внешнеэкономическая деятельность, миграционная ситуация кадров, специалистов и спортсменов и т.д.

Этот перечень экономико-спортивных отношений, безусловно, неполный. Но даже их изучение уже может и должно явиться системообразующим фактором в генезисе экономической науки о физической культуре и спорте. А преподавание учебной дисциплины предметной подготовки "Экономика физической культуры и спорта" позволит целенаправленно формировать у будущих и действующих специалистов отрасли экономические знания в сфере физической культуры в виде системы, целостно и комплексно"

В спорте может, должно быть и есть свое хозяйство, своя экономика, которые нужно уметь правильно планировать, организовать и эффективно ими управлять.

Как уже указывалось, системный анализ действующего белорусского законодательства позволяет сделать вывод, что об экономике спорта не было забыто вообще.

Рассмотрим, к примеру, функциональные обязанности государственного тренера. Он должен, в частности, знать "нормативные правовые акты, определяющие основные направления развития социально-экономической сферы, отрасли физическая культура и спорт и перспективы развития своего вида спорта; основы трудового законодательства и финансово-хозяйственной деятельности; основы педагогики, психологии, физиологии и гигиены спорта; отечественный и зарубежный опыт по решению соответствующих проблем и задач по виду спорта; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности"

Надо полагать, что вопросы экономики, а также финансово-хозяйственной деятельности государственному тренеру необходимы не только и не столько для общего развития, а для их применения в конкретном виде спорта. Ведь он "осуществляет руководство развитием вида (группы видов) спорта в республике, ведомстве... организационно-методическое руководство сборной национальной командой, сборной командой ведомства... разрабатывает целевые программы развития вида спорта и обеспечивает их выполнение". Другое дело, насколько конкретные люди и ведомства организуют выполнение упомянутых обязанностей и знаний.

Похожие обязанности есть и у директора спортивного центра, у начальника спортивного клуба. Он, в частности, "осуществляет общее руководство административно-хозяйственной и экономической деятельностью спортивного сооружения, несет полную ответственность за все направления его деятельности... организует работу коллектива, направленную на своевременное и качественное выполнение заданий по подготовке специалистов для различных отраслей экономики, а также методическую и специальную подготовку преподавательско-инструкторского состава".

Он также должен знать: "основы экономики, организации труда и управления; отечественный и зарубежный опыт в области развития технических видов спорта; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности".

Со спортивного клуба и спортивного центра, со спортивной школы и начинается экономика физической культуры и спорта, и упомянутые выше требования к менеджерам данного уровня надо признать минимальными. Они должны уметь организовать свою экономику так, чтобы быть уверенными не только в сегодняшнем дне, но в завтрашнем. Они должны уметь на постоянной основе:

наладить работу вверенного им учреждения для получения возможных доходов;

организовать работу со спонсорами, партнерами и меценатами (отечественными и зарубежными);

создать конструктивную атмосферу в смысле экономики в среде родителей, когда речь идет о детском клубе (школе);

обосновать финансовые потребности клуба (школы, центра) для включения их в соответствующий бюджет.

Это минимальный набор требований, которыми должны владеть организаторы спорта на данном уровне.

Экономические (финансовые) менеджеры (структуры) с соответствующими функциями, на наш взгляд, должны присутствовать в спортивных организациях различного уровня, включая республиканские спортивные федерации и Министерство спорта и туризма Республики Беларусь.

Роль государства в организации финансирования и иных возможных материальных затрат в сфере спорта прописана в модельном законодательстве следующим образом: "К полномочиям государства в области физической культуры и спорта относятся:

1) разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, принятие и реализация программ развития физической культуры и спорта;

2) разработка предложений в области физической культуры и спорта к государственным прогнозам социального и экономического развития государства на долгосрочную и краткосрочную перспективу, а также к проекту государственного бюджета на соответствующий год;

3) разработка и реализация проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы развития физической культуры и спорта в государстве...

6) разработка и реализация Единого календарного плана общенациональных и международных физкультурно-спортивных мероприятий, Порядка проведения спортивных мероприятий и норм расходов на их проведение, а также осуществление финансирования указанного календарного плана...

9) участие в организации и проведении мероприятий по подготовке и участию спортивных сборных национальных команд в Олимпийских играх и других международных спортивных соревнованиях;

10) участие в организации и проведении на территории государства Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира и Европы, иных международных спортивных соревнований с учетом требований, установленных соответствующими международными спортивными организациями;

11) организация и проведение национальных и международных спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая Паралимпийские и Сурдлимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры, а также подготовка к этим соревнованиям...

16) разработка и реализация системы государственных мер по поддержке деятельности спортсменов и тренеров спортивных сборных национальных команд, работников физкультурно-спортивных организаций;

17) осуществление мер по поддержке развития национальных видов спорта...

21) создание единой системы отбора и подготовки спортивного резерва, координация деятельности спортивных школ и училищ олимпийского резерва...

23) научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных национальных команд, а также формирование комплексных научных групп по видам спорта и осуществление контроля за их работой...

25) материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, спортивных сборных национальных команд;

26) обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении физкультурно-спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий на спортивных сооружениях...

28) участие в подготовке и заключении международных договоров государства о сотрудничестве в области физической культуры и спорта, а также выполнение обязательств государства, вытекающих из указанных договоров и программ международного сотрудничества;

29) представление в установленном порядке и в пределах своей компетенции интересов государства в международных спортивных объединениях;

30) принятие в установленном порядке иностранных делегаций, прибывающих в государство, и направление делегаций в иностранные государства для участия в соревнованиях, а также по другим вопросам в области международного спортивного сотрудничества...

33) разработка единой государственной системы информационно-аналитического обеспечения в области физической культуры и спорта;

34) научно-методическое обеспечение в области физической культуры и спорта, а также организация издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту;

35) организация строительства спортивных сооружений, реконструкции и содержания действующих спортивных сооружений;

36) участие в разработке норм и правил эксплуатации и использования спортивных сооружений, баз и центров олимпийской подготовки" (ст. 7).

Органы исполнительной власти административно-территориальных образований имеют самостоятельные полномочия в названной сфере (ст. 8).

В отношении спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями модельное законодательство предлагает практически все затраты возлагать на государство. "Уполномоченные органы исполнительной власти в области экономики, финансов и имущественных отношений, органы исполнительной власти административно-территориальных образований и органы местного самоуправления способствуют созданию инфраструктуры физической культуры и спорта инвалидов путем передачи в установленном порядке Национальному паралимпийскому комитету, Национальному сурдолимпийскому комитету, Национальной специальной Олимпиаде, их отделениям, спортивным федерациям инвалидов по видам спорта и спортивным клубам инвалидов в долгосрочную аренду на льготных условиях зданий, сооружений, помещений и иных объектов с целью их реконструкции и оснащения с учетом специальных требований и стандартов для последующей организации на этих объектах занятий физической культурой и спортом инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Финансовое обеспечение физической культуры и спорта инвалидов осуществляется за счет государственного бюджета, бюджетов административно-территориальных образований и муниципальных образований" (ст. 21)

Рассуждения на тему экономики спорта можно продолжать еще достаточно много и в разных интерпретациях. Главное в другом. Экономика спорта как объективно существующее понятие имеется, его надо изучать и постоянно совершенствовать.


2. Аттестация и аккредитация физкулътурно-спортивных учреждении

Государственное признание статуса физкультурно-спортивной ор­ганизации или учреждения осуществляется путем аккредитации, подтвер­ждение государственного статуса - путем последующей аттестации.

Все общебелорусские физкультурно-спортивные объединения (федерации, союзы, ассоциации, школы и т.п.), осуществляющие в соот­ветствии с Законом Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» свою деятельность на территории Беларуси, подлежат аккреди­тации, которая осуществляется республиканским органом исполнитель­ной власти (Министерство спорта и туризма). Аккредитация включает в себя рассмотрение (экспертизу) заявления и представленных докумен­тов, аттестацию юридического лица, принятие решения о выдаче серти­фиката об аккредитации или об отказе в его выдаче, оформление серти­фиката установленного образца.

Аттестация и аккредитация физкультурно-спортивных организаций и учреждений осуществляется на основании Положений (например, Поло­жение об аттестации и аккредитации учебно-спортивных заведений Рес­публики Беларусь), условий и критериев оценки деятельности физкультур-но-спортивных заведений. Аккредитация проводится республиканской квалификационной комиссией Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, в состав которой входят представители Министерства спорта и туризма, работники областных управлений и горотделов, представители физкультурно-спортивных обществ, федераций по видам спорта и т.д., ат­тестация - республиканской или областной аттестационной комиссией. Но положительной оценке деятельности издается приказ (республиканская квалификационная комиссия) и выдается свидетельство об аттестации. В случае неполного соответствия статусу своей деятельности устанавли­вается повторный срок аттестации через один год. Повторная отрица­тельная оценка приведет к реорганизации (понижение статуса), перепрофилировании или ликвидации физкультурно-спортивной организации (учреждения). Если физическое лицо, подвергшееся аттестации не согласно с ее результатами, оно имеет право в двухнедельный срок по­дать в Министерство спорта и туризма РБ заявление о пересмотре за­ключения квалификационной комиссии. Для окончательного решения этого вопроса создается Министерством экспертная комиссия. Физкуль­турно-спортивные учебные заведения (УОР, факультеты физической культуры и спорта) аттестовываются Государственной инспекцией учебных заведений Министерства образования РБ.

Аттестации физкультурно-спортивных организаций осуществляется через четыре года (олимпийский цикл), И ее результаты публикуются в средствах массовой информации.


Лекция 5

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В СПОРТЕ

1. Олимпийская хартия - законодательная база Международного олимпийского движения.

2. Международный спортивный арбитражный суд (FAS) и его деятельность.

3. Правовые основы противодействия применению допинга в спорте.

4. Понятие и разрешение спортивных споров в мире и в Беларуси.

1. Олимпийская хартия - законодательная база Между­народного олимпийского движения

Олимпийская Хартия является сводом основополагающих принципов Олимпизма, Правил и Официальных разъяснений, утвержденных Международным Олимпийским комитетом (МОК). Олимпийская хартия регламентирует структуру, механизм действия и процессы Олимпийского движения и определяет условия проведения Олимпийских игр. В целом, Олимпийская Хартия выполняет три основных задачи:

1) Олимпийская Хартия, в качестве главного инструмента, имеющего характер основного закона, регламентирует основополагающие принципы и неотъемлемые ценности Олимпизма.

2) Олимпийская Хартия является также уставом Международного Олимпийского комитета

3 Помимо этого, Олимпийская Хартия определяет основные права и обязанности трех главных составляющих Олимпийского движения, а именно: Международного Олимпийского движения, Международных спортивных федераций и национальных Олимпийских комитетов, а также Оргкомитетов по проведению Олимпийских игр, которые обязаны выполнять положения Олимпийской Хартии.

Использование в Олимпийской хартии мужского рода в отношении физического лица, (например, президент, вице-президент, председатель, член, руководитель, официальное лицо, руководитель делегации, участник соревнований, соревнующийся, спортсмен, судья, арбитр, член жюри, атташе, кандидат, персонал) или местоимений (таких как он, они, им), понимается как включающее и женский род, за исключением особо оговоренных случаев.

В Олимпийских Хартии слово ГОД означает календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря, если не имеется письменного пояснения об иной трактовке.

Концепция современного Олимпизма принадлежит Пьеру де Кубертену, по чьей инициативе в июне 1894 года в Париже состоялся Международный

атлетический конгресс. 23 июня 1894 г. самоучредился Международный Олимпийский комитет (МОК). Празднование первых Олимпийских Игр (Игр Олимпиады) современности состоялось в Афинах, в Греции, в 1896 г. В 1914 г. на Олимпийском Конгрессе в Париже был утвержден Олимпийский флаг, подаренный Пьером де Кубертеном. На нем изображены пять переплетающихся колец, которые символизируют союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх. Первые Зимние Олимпийские игры проходили в Шамони, Франция, в 1924 г.

Основополагающие принципы Олимпизма

1. Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.

2. Целью Олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.

3. Олимпийское движение представляет собой концентрированную, организованную, универсальную и постоянную деятельность всех лиц и организаций, вдохновляемых ценностями Олимпизма, осуществляемую под руководством МОК. Эта деятельность охватывает пять континентов. Вершиной ее является объединение спортсменов всего мира на великом спортивном празднике - Олимпийских играх. Ее символом являются пять переплетенных колец.

4. Заниматься спортом - одно из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом, не подвергаясь дискриминации, в духе Олимпизма, взаимопонимания, дружбы, солидарности и честной игры. Организация, руководство и управление спортом должны контролироваться независимыми спортивными организациями.

5. Любая форма дискриминации в отношении страны или лица расового, религиозного, политического характера, или по признаку пола - несовместимы с принадлежностью к Олимпийскому движению.

6. Принадлежность к Олимпийскому движению требует обязательного соблюдения положений Олимпийской Хартии и признания МОК.

-


временного олимпизма. Она содержит семь основных разделов, отражаю­щих суть и структуру олимпийского движения. Первый раздел: осново­полагающие принципы - отражает роль и значение Олимпийской хартии Второй раздел: олимпийское движение - в нем дается характеристика ме­ждународному (национальному) олимпийскому движению, перечень его составляющих, функции и цели, символика. Третий раздел; Международ­ный олимпийский комитет (МОК) - разъясняет юридическую силу, статус, функции и организационную структуру данного субъект. Четвертый раздел: национальные олимпийские комитеты - дается пояснение порядка зачисления, требования к национальным объединениям, функции, роль в МСД и т.п. Пятый раздел: международные федерации (ассоциации, сою­зы) по видам спорта - перечисляются летние и зимние виды спорта, вхо­дящие в программу игр, взаимодействие МОК (МОК) с этими объедине­ниями. Шестой раздел: Олимпийские игры - он содержит всю необходи­мую информацию по организации и проведению этого форума. Седьмой раздел: протокол - Эта часть документа содержит основные требования к арбитражу, церемонии открытия и закрытия игр, формы приглашепия и аккредитации участников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: