К каким выводам можно прийти, прочитав данную работу? По крайней мере, что хотели показать авторы, представившие ряд глав, объединенных общей тематикой государственного управления и политики?
Во-первых, государственное управление отнюдь не замыкается рамками предписанных ему законов. При том, что законность выступает принципом деятельности государственных служащих и в целом органов государственного управления, есть множество аспектов организации и деятельности государства, которые правовая наука не может раскрыть. Здесь нужен иной, часто более широкий, взгляд на эту сферу государства. В этом отношении политическая наука обладает несомненными преимуществами в историческом и в методологическом смыслах.
Во-вторых, изучение того, как государство действует и как формируется государственная политика, предполагает, что государство открыто перед обществом и перед наукой. Обсуждая как-то проблему взаимодействия общества и государства, мы пришли к выводу, что без научного изучения государственной деятельности нельзя говорить о контроле над государством и о создании действительно эффективного во всех смыслах этого слова механизма управления общественными делами. Наука государственного управления и политики есть необходимый элемент того, что зовется демократическим обществом.
|
|
В-третьих, государственное управление и политика как наука является тематически богатой познавательной отраслью. В ней бушуют не меньшие по накалу теоретических споров страсти, чем в иных научных дисциплинах и отраслях. Тесно связанное с практикой государственного управления, это современное научное направление наработало множество концепций, теоретических моделей, методологических подходов, категорий и принципов. А это означает, что сформировалась относительно самостоятельная культура научного изучения государственного управления и политики, без приобщения к которой порою трудно находиться на высоте обсуждения соответствующей проблематики. Проще говоря, науку государственного управления и политики следует изучать.
-----555-----
В-четвертых, государственное управление в каждой стране складывалось под воздействием многих исторических, экономических, социально-политических и культурных обстоятельств. Не учитывать этого нельзя. Вместе с тем ряд аспектов и проблем государственного управления в различных странах имеет много общего, которое выявляется в процессе сравнительного анализа. В этом отношении наука государственного управления и политики не остается в стороне от общей тенденции научного познания общества— от использования сравнительного метода. Особое значение сравнительный метод познания государственной деятельности имеет для тех обществ, которые пытаются выйти из культурно-исторической или политической изоляции.
|
|
В-пятых, наука государственного управления является открытой к различным дисциплинарным влияниям, приоритет которых по странам зависит от многих обстоятельств. Для России, как представляется, сегодня нужен весь спектр отраслевых подходов к государственному управлению — экономический, политологический, общенаучный, психологический, философский и др., что позволит сформировать более открытую культурно-научную атмосферу для выработки административных реформ, учитывающих все нюансы этого сложного феномена. Конструктивный характер современного научного познания выявляется при многообразии подходов и теоретических моделей.
В-шестых, как и в других отраслях обществоведческого знания в теории государственного управления и политики также нужно включаться в мировой процесс теоретических споров, чтобы сформировать приемлемый для сегодняшнего дня уровень квалификации специалистов-управленцев в России. Это ясное во всех отношениях положение тем не менее требует соответствующей работы по вовлечению в научный оборот современных концепций и понятий. Только на этой основе возможно построить научный диалог как внутри нашей страны, так и между исследователями различных стран.
АВТОРЫ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
Альгин Анатолий Петрович — доктор философских наук, профессор кафедры философии Северо-Западной академии государственной службы, автор ряда книг и статей по проблемам риска и управления. Бондарев Андрей Кимович — кандидат философских наук, доцент кафедры международных экономических отношений Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, автор ряда статей по философии, экономике и политическим проблемам России. Волкова Анна Владимировна— кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры политического управления Санкт-Петербургского государственного университета, автор ряда статей по административным реформам в России.
Волчкова Людмила Тимофеевна — доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социального управления и планирования Санкт-Петербургского государственного университета, автор ряда статей и монографий по проблемам социологии управления. Вульфович Ревекка Михайловна — кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления и государственной службы Северо-Западной академии государственной службы, автор монографии и ряда статей по проблемам управления городом.
Грибанова Галина Исааковна — доктор социологических наук, профессор кафедры политологии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, автор книги «Местное самоуправление в западной Европе. Сравнительный анализ политико-социологических аспектов». СПб.: 1998 и ряда статей по местному самоуправлению.
Гузов Юрий Николаевич — кандидат экономических наук, доцент, заведующий лабораторией статистики учета и аудита Санкт-Петербургского государственного университета, автор ряда работ по проблемам экономики государственного сектора.
Елисеев Сергей Михайлович — доктор политических наук, профессор кафедры политологии Санкт-Петербургского государственного университета, автор работы: «Легитимность и легитимация власти». М, 1997 (в «оавторстве с В.А.Ачкасовым и С.А.Ланцовым).
Кашина Марина Александровна — кандидат философских наук, доцент кафедры социологии Северо-Западной академии государственной служ-
-----557-----
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Введение.
- Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПОЛИТИКА КАК НАУКА.
- 1.1. Политология государственного управления............................................
- 1.2. Особенности развития государственного управления и политики как науки в различных странах.....3.
- 1.3. Понятие государственного управления, его основные принципы и функции....-17
- Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- 2.1. Концепция нового-государственного менеджмента.............................. 23
- 2.2. Новая институциональная теория...............................35
- 2.3. Концепция политических сетей...............................................................40
- 2.4. Специфика синергетического подхода к государственному управлению.........52
- Глава 3. ГОСУДАРСТВО, РЫНОК, ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО
- 3.1. Понятие общественного блага..................................................... 66
- 3.2. Общественные блага и рынок..................................................................69
- 3.3. Государство -поставщик общественных благ....................................... 74
- 3.4. Проблемы государства........................77
- 3.5. Перспективы институционального совершенствования........................79
- 3.6. Дилемма «государство-рынок»................................................... 87
- Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАРКЕТИНГ
- 4.1. Понятие и структура государственного маркетинга...........................91
- 4.2. Реализация программ государственного маркетинга в условиях рыночной экономики........ 100
- Глава 5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 116
- 5.1. Понятие эффективности государственного управления.................... 110
- 5.2. Социальная эффективность государственного управления........
- Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
- 6.1. Сущность государственной политики................................................... 122
- 6.2. Принципы и методы государственной политики................................. 130
- 6.3. Государственная экономическая политика........................................... 137
- 6.4. Государственная социальная политика................................................. 152
- 6.5. Государственная национальная политика............................................. 158
- 6.6. Международная политика государства................................................. 167
- Г лава 7. КОНФЛИКТЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
- 7.1. Конфликты как объект государственного управления........................ 180
- 7.2. Институциализация конфликта в государственном управлении....... 188
- 7.3. В неинституциональное государственное управление конфликтами......... 196
- Глава 8. МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ
- 8.1. Понятие планирования...........................................................................201
- 8.2. Субъекты и объекты макропланирования.............................................204
- 8.3. Предмет планирования...........................................................................206
- 8.4. Необходимость и возможность макропланирования............................
- 8.5. Место планирования в системе государственного управления...........218
- Г лава 9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- 9.1. Информационная структура современного государственного управления......... 223
- 9.2. Информационно-аналитическое обеспечение процесса государственного управления пресс-службами.......229
- 9.3. Информационные технологии................................................................234
- 9.4. Связи с общественностью в государственном управлении.................241
- Глава 10. ЛОББИЗМ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
- 10.1. Истоки и генезис лоббизма..................................................................246
- 10.2. Политологические концепции лоббизма и заинтересованных групп.................. 251
- 10.3. Технология лоббистской деятельности...............................................259
- 10.4. Объекты воздействия............................................................................263
- 10.5. Методы прямого воздействия..............................................................269
- Глава 11. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- 11.1. Типы административной организации................................................274
- 11.2. Центральные органы государственного управления.........................276
- Глава 12. РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ
- 12.1. Сущность регионального управления................................................. 290
- 12.2. Региональное управление в унитарных государствах........................ 291
- 12.3. Региональное управление в федеративных государствах.................. 295
- 12.4. Особенности регионального управления в Российской Федерации. 304
- 12.5. Основные направления региональной политики........................ 307
- Глава 13. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДАМИ
- 13.1. Специфика современного города как объекта управления...............312
- 13.2. Основные проблемы управления крупнейшими системами расселения: агломерациями и мегаполисами.....................................315
- 13.3. Системы управления крупными и крупнейшими городами: структура, новые механизмы процесса управления........ 320
- Глава 14. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
- 14.1. Теоретические основы местного самоуправления.............................334
- 14.2. Принципы и модели взаимоотношений между местным самоуправлением и демократическим государством........................ 343
- 14.3. Структура органов местного самоуправления.................................... 348
- 14.4. Перспективы развития местного самоуправления.............................353
- Глава 15. СОВРЕМЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ
- 15.1. Административные реформы в западных странах............................. 359
- 15.2. Административные реформы в Восточной Европе...........................380
- 15.3. Япония на пути к XXI веку: взгляд с позиций административных преобразований........ 396
- Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ИДЕИ И РЕФОРМЫ В РОССИИ
- 16.1. История государственно-административных идей в России............414
- 16.2. Административные реформы в истории России................................427
- 16.3. Административные реформы в современной России (1990-1999 гг.).................455
- Глава 17. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА..... 500
- 17.1. Государственная служба как социальный институт: методология исследования....................... 502
- 17.2. Функционирование государственной службы в современном российском обществе: институциональный анализ.......................... 514
- 17.3. Социологическое изучение государственной службы: цели и задачи.............................526
- Глава 18. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.......531
- 18.1. Международные организации как инструменты внешней политики государств..................536
- 18.2. Международные организации как арена дипломатической деятельности..................539
- 18.3. Международные организации как самостоятельные субъекты международных отношений................543
- Заключение...........................................................................................................555
- Авторы учебного пособия...................................................................................557
|
|
|
|