Заключение

К каким выводам можно прийти, прочитав данную работу? По крайней мере, что хотели показать авторы, представившие ряд глав, объединенных общей тематикой государственного управления и поли­тики?
Во-первых, государственное управление отнюдь не замыкается рамками предписанных ему законов. При том, что законность выступает принципом деятельности государственных служащих и в целом органов государственного управления, есть множество аспектов организации и деятельности государства, которые правовая наука не может раскрыть. Здесь нужен иной, часто более широкий, взгляд на эту сферу государст­ва. В этом отношении политическая наука обладает несомненными пре­имуществами в историческом и в методологическом смыслах.

Во-вторых, изучение того, как государство действует и как форми­руется государственная политика, предполагает, что государство откры­то перед обществом и перед наукой. Обсуждая как-то проблему взаимо­действия общества и государства, мы пришли к выводу, что без научно­го изучения государственной деятельности нельзя говорить о контроле над государством и о создании действительно эффективного во всех смыслах этого слова механизма управления общественными делами. Наука государственного управления и политики есть необходимый эле­мент того, что зовется демократическим обществом.

В-третьих, государственное управление и политика как наука явля­ется тематически богатой познавательной отраслью. В ней бушуют не меньшие по накалу теоретических споров страсти, чем в иных научных дисциплинах и отраслях. Тесно связанное с практикой государственного управления, это современное научное направление наработало множе­ство концепций, теоретических моделей, методологических подходов, категорий и принципов. А это означает, что сформировалась относи­тельно самостоятельная культура научного изучения государственного управления и политики, без приобщения к которой порою трудно нахо­диться на высоте обсуждения соответствующей проблематики. Проще говоря, науку государственного управления и политики следует изу­чать.
-----555-----

В-четвертых, государственное управление в каждой стране склады­валось под воздействием многих исторических, экономических, соци­ально-политических и культурных обстоятельств. Не учитывать этого нельзя. Вместе с тем ряд аспектов и проблем государственного управ­ления в различных странах имеет много общего, которое выявляется в процессе сравнительного анализа. В этом отношении наука государст­венного управления и политики не остается в стороне от общей тенден­ции научного познания общества— от использования сравнительного метода. Особое значение сравнительный метод познания государствен­ной деятельности имеет для тех обществ, которые пытаются выйти из культурно-исторической или политической изоляции.

В-пятых, наука государственного управления является открытой к различным дисциплинарным влияниям, приоритет которых по странам зависит от многих обстоятельств. Для России, как представляется, сего­дня нужен весь спектр отраслевых подходов к государственному управ­лению — экономический, политологический, общенаучный, психологи­ческий, философский и др., что позволит сформировать более открытую культурно-научную атмосферу для выработки административных ре­форм, учитывающих все нюансы этого сложного феномена. Конструк­тивный характер современного научного познания выявляется при мно­гообразии подходов и теоретических моделей.
В-шестых, как и в других отраслях обществоведческого знания в теории государственного управления и политики также нужно вклю­чаться в мировой процесс теоретических споров, чтобы сформировать приемлемый для сегодняшнего дня уровень квалификации специали­стов-управленцев в России. Это ясное во всех отношениях положение тем не менее требует соответствующей работы по вовлечению в науч­ный оборот современных концепций и понятий. Только на этой основе возможно построить научный диалог как внутри нашей страны, так и между исследователями различных стран.

АВТОРЫ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

Альгин Анатолий Петрович — доктор философских наук, профессор кафедры философии Северо-Западной академии государственной служ­бы, автор ряда книг и статей по проблемам риска и управления. Бондарев Андрей Кимович — кандидат философских наук, доцент ка­федры международных экономических отношений Санкт-Петербург­ского университета экономики и финансов, автор ряда статей по фило­софии, экономике и политическим проблемам России. Волкова Анна Владимировна— кандидат социологических наук, стар­ший преподаватель кафедры политического управления Санкт-Петербургского государственного университета, автор ряда статей по административным реформам в России.
Волчкова Людмила Тимофеевна — доктор социологических наук, про­фессор, заведующая кафедрой социального управления и планирования Санкт-Петербургского государственного университета, автор ряда ста­тей и монографий по проблемам социологии управления. Вульфович Ревекка Михайловна — кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления и государственной службы Севе­ро-Западной академии государственной службы, автор монографии и ряда статей по проблемам управления городом.
Грибанова Галина Исааковна — доктор социологических наук, профес­сор кафедры политологии Российского государственного педагогиче­ского университета им. А.И.Герцена, автор книги «Местное самоуправ­ление в западной Европе. Сравнительный анализ политико-социо­логических аспектов». СПб.: 1998 и ряда статей по местному само­управлению.
Гузов Юрий Николаевич — кандидат экономических наук, доцент, заве­дующий лабораторией статистики учета и аудита Санкт-Петербургского государственного университета, автор ряда работ по проблемам эконо­мики государственного сектора.
Елисеев Сергей Михайлович — доктор политических наук, профессор кафедры политологии Санкт-Петербургского государственного универ­ситета, автор работы: «Легитимность и легитимация власти». М, 1997 (в «оавторстве с В.А.Ачкасовым и С.А.Ланцовым).
Кашина Марина Александровна — кандидат философских наук, доцент кафедры социологии Северо-Западной академии государственной служ-
-----557-----

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Введение.
  • Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ПОЛИТИКА КАК НАУКА.
    • 1.1. Политология государственного управления............................................
    • 1.2. Особенности развития государственного управления и политики как науки в различных странах.....3.
    • 1.3. Понятие государственного управления, его основные принципы и функции....-17
  • Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
    • 2.1. Концепция нового-государственного менеджмента.............................. 23
    • 2.2. Новая институциональная теория...............................35
    • 2.3. Концепция политических сетей...............................................................40
    • 2.4. Специфика синергетического подхода к государственному управлению.........52
  • Глава 3. ГОСУДАРСТВО, РЫНОК, ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО
    • 3.1. Понятие общественного блага..................................................... 66
    • 3.2. Общественные блага и рынок..................................................................69
    • 3.3. Государство -поставщик общественных благ....................................... 74
    • 3.4. Проблемы государства........................77
    • 3.5. Перспективы институционального совершенствования........................79
    • 3.6. Дилемма «государство-рынок»................................................... 87
  • Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАРКЕТИНГ
    • 4.1. Понятие и структура государственного маркетинга...........................91
    • 4.2. Реализация программ государственного маркетинга в условиях рыночной экономики........ 100
  • Глава 5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 116
    • 5.1. Понятие эффективности государственного управления.................... 110
    • 5.2. Социальная эффективность государственного управления........
  • Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
    • 6.1. Сущность государственной политики................................................... 122
    • 6.2. Принципы и методы государственной политики................................. 130
    • 6.3. Государственная экономическая политика........................................... 137
    • 6.4. Государственная социальная политика................................................. 152
    • 6.5. Государственная национальная политика............................................. 158
    • 6.6. Международная политика государства................................................. 167
  • Г лава 7. КОНФЛИКТЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
    • 7.1. Конфликты как объект государственного управления........................ 180
    • 7.2. Институциализация конфликта в государственном управлении....... 188
    • 7.3. В неинституциональное государственное управление конфликтами......... 196
  • Глава 8. МАКРОПЛАНИРОВАНИЕ
    • 8.1. Понятие планирования...........................................................................201
    • 8.2. Субъекты и объекты макропланирования.............................................204
    • 8.3. Предмет планирования...........................................................................206
    • 8.4. Необходимость и возможность макропланирования............................
    • 8.5. Место планирования в системе государственного управления...........218
  • Г лава 9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
    • 9.1. Информационная структура современного государственного управления......... 223
    • 9.2. Информационно-аналитическое обеспечение процесса государственного управления пресс-службами.......229
    • 9.3. Информационные технологии................................................................234
    • 9.4. Связи с общественностью в государственном управлении.................241
  • Глава 10. ЛОББИЗМ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
    • 10.1. Истоки и генезис лоббизма..................................................................246
    • 10.2. Политологические концепции лоббизма и заинтересованных групп.................. 251
    • 10.3. Технология лоббистской деятельности...............................................259
    • 10.4. Объекты воздействия............................................................................263
    • 10.5. Методы прямого воздействия..............................................................269
  • Глава 11. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
    • 11.1. Типы административной организации................................................274
    • 11.2. Центральные органы государственного управления.........................276
  • Глава 12. РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ
    • 12.1. Сущность регионального управления................................................. 290
    • 12.2. Региональное управление в унитарных государствах........................ 291
    • 12.3. Региональное управление в федеративных государствах.................. 295
    • 12.4. Особенности регионального управления в Российской Федерации. 304
    • 12.5. Основные направления региональной политики........................ 307
  • Глава 13. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДАМИ
    • 13.1. Специфика современного города как объекта управления...............312
    • 13.2. Основные проблемы управления крупнейшими системами расселения: агломерациями и мегаполисами.....................................315
    • 13.3. Системы управления крупными и крупнейшими городами: структура, новые механизмы процесса управления........ 320
  • Глава 14. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
    • 14.1. Теоретические основы местного самоуправления.............................334
    • 14.2. Принципы и модели взаимоотношений между местным самоуправлением и демократическим государством........................ 343
    • 14.3. Структура органов местного самоуправления.................................... 348
    • 14.4. Перспективы развития местного самоуправления.............................353
  • Глава 15. СОВРЕМЕННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ
    • 15.1. Административные реформы в западных странах............................. 359
    • 15.2. Административные реформы в Восточной Европе...........................380
    • 15.3. Япония на пути к XXI веку: взгляд с позиций административных преобразований........ 396
  • Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ИДЕИ И РЕФОРМЫ В РОССИИ
    • 16.1. История государственно-административных идей в России............414
    • 16.2. Административные реформы в истории России................................427
    • 16.3. Административные реформы в современной России (1990-1999 гг.).................455
  • Глава 17. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА..... 500
    • 17.1. Государственная служба как социальный институт: методология исследования....................... 502
    • 17.2. Функционирование государственной службы в современном российском обществе: институциональный анализ.......................... 514
    • 17.3. Социологическое изучение государственной службы: цели и задачи.............................526
  • Глава 18. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.......531
    • 18.1. Международные организации как инструменты внешней политики государств..................536
    • 18.2. Международные организации как арена дипломатической деятельности..................539
    • 18.3. Международные организации как самостоятельные субъекты международных отношений................543
  • Заключение...........................................................................................................555
  • Авторы учебного пособия...................................................................................557

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: