double arrow
Социологическое изучение государственной службы: цели и задачи

Методологические и методические основы изучения государствен­ной службы как социального явления разрабатываются одной из отрас­левых социологических теорий— социологией государственной и му­ниципальной службы. Ее предметом являются публично правовые от­ношения по поводу производства управленческих решений (т.е. перево­да социальной информации на язык нормативных актов), их реализации (т.е. трансформации юридических норм в социальное поведение людей) и последствий, связанных с изменением общественной жизни (Зинченко,1996, 103).

Прикладное значение такого рода исследований ярче всего будет проявляться при разработке социальных технологий и реализации социоинженерного подхода.

Государственная служба выступает неотъемлемым институтом го­сударственно организованного общества и поэтому испытывает на себе воздействие тех же факторов, что и другие его социальные институты. В литературе отмечается, что переходность состояния современного рос­сийского общества проявляется в разрушении этатистской модели об­щества, для которой характерно доминирование государства во всех сферах общественной жизни к гражданской модели, в которой государ­ство и его институты уравновешиваются системой самодеятельных и
-----526-----

независимых организаций. Происходит аномийный процесс распада политарных структур и образования современных общественных струк­тур (Резник, 1994, 22).

Государственная служба в полной мере ощущает это на себе. Меня­ется характер взаимоотношений между органами власти (региональны­ми и федеральными), между ними и хозяйствующими субъектами, меня­ется само содержание этого взаимодействия в сторону усиления равно­правия, все большей самостоятельности и независимости организаций, находящихся на территории, подведомственной органу власти, все громче заявляет о своих правах система местного самоуправления.
Но есть и другая сторона медали: вновь возникающие структуры и организации не обеспечиваются в достаточной мере необходимыми для их эффективного развития средствами нормативного регулирования и контроля. Отсюда дисфункции, конфликты, нарастание латентности и, в конечном счете, разочарование населения в реформах. Именно здесь появляется широкое поле для социологических исследований как осно­вы социальных технологий и социальной инженерии.




Здесь можно выделить два аспекта: собственно научный и практи­чески внедренческий. Мало создать хорошую социальную технологию, нужно, чтобы она была востребована и использована.
Первый аспект раскрывается через последовательность действий и процедур социального инженера в процессе обоснования общих функ­ций конкретных социальных институтов: от определения базисной функции институциональной системы к проектированию механизмов ее реализации с целью достижения оптимального состояния социального института и предотвращения дисфункциональных последствий (Резник, 1994, 28-29).



Если речь идет о социальном институте государственной службы, нужно обязательно иметь в виду, что она не является абсолютно новым институтом в России. Ее базисная функция в основном сохранилась, меняются лишь частные функции и механизм ее взаимосвязи и взаимо­действия с гражданским обществом, населением. Система институцио­нальных ролей тоже принципиально не меняется, но трансформируется их оценка в общественном сознании и самими чиновниками.
Наибольшие подвижки испытывает социальный статус государст­венных служащих в силу обретения ими самостоятельности и независи­мости, в том числе от партийно-хозяйственной номенклатуры. В то же время этика государственной службы, центральной идеей которой вы­ступает миссия служения обществу и государству, находится в стадии формирования и должна развиваться с сохранением всего позитивного, что уже было накоплено за предыдущий период развития страны.
-----527-----

Исходя из этого, можно сформулировать следующие направления социологических исследований государственной службы, которые стали бы источником необходимой информации для осуществления социоин-женерной деятельности:

  • • социальный статус государственных служащих как особой соци­альной группы современного общества;
  • • особенности профессиональной социализации и система корпора­тивной этики госслужбы;
  • • механизм взаимодействия государственной службы с населением, муниципальными органами власти и с политическим уровнем государ­ственного управления;
  • • общественное мнение о государственной службе и профессио­нальном чиновничестве;
  • • структурно-функциональный анализ института государственной службы и системы институционализированных ролей (должностей).

Все эти исследования должны вестись на федеральном и на регио­нальном уровнях власти. Компаративные исследования как внутри стра­ны, так и межстрановые дадут богатый эмпирический материал, позво­ляющий отследить общее и особенное в тенденциях трансформации го­сударственной службы.

И в заключение — о практическо-внедренческом аспекте. С одной стороны, государственная служба в своей основе — право­вой институт, его регулирование осуществляется прежде всего норма­тивно, с другой стороны, ее сущностной чертой выступает бюрократи­ческая организация, которая, как известно, предполагает иерархию, же­сткое рациональное разделение труда и узкую специализацию. Поэтому, разрабатывая социальные технологии для государственной службы и желая обеспечить их полномасштабное реальное внедрение, а не оче­редную чиновничью отписку, следует добиваться соблюдения следую­щего ряда условий со стороны «заказчика»:

• наличия политической воли, сознательного и мотивированного решения руководителя органа власти об использовании новой техноло­ги;

* кадрового обеспечения (включая переподготовку работников)

. процесса внедрения и использования технологии;
-----528-----

• поддержки процесса внедрения со стороны не только вышестоя­щего руководства, но и коллектива работников самого органа власти.

Немаловажным обстоятельством является то, что предлагаемая со­циальная технология и ее использование должны укладываться в рамки существующего правового поля (оно могло быть при необходимости расширено, а иногда и сужено).

Только при соблюдении вышеназванных условий мы сможем соз­дать действительно научное сопровождение процесса трансформации и дальнейшей институционализации государственной службы как соци­ального института современного российского общества, обеспечить реализацию ее базовой социальной функции — моста между государст­вом и гражданским обществом, населением.

ЛИТЕРАТУРА

  • Бепьскип К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. №3.
  • Василенко И.А. Административно-государственное управление как наука // Социо­логии, исслед. 1993. № 8; 1994. № 4.
  • Вебер М, Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранное / Пер. с нем. М.,1990.
  • Волков Ю.Г., Мостовая И.В, Социология: Учебник для вузов. М., 1998.
  • Громов И.А., Воронцов А.В., Мацкевич А.Ю. Социология: ХГХ-ХХ вв.: Учеб. посо­бие. СПб., 1997.
  • Гурьева Л.С. и др. Профессионал и специалист: Руководитель в современных орга­низационных условиях. Томск, 1989.
  • Зинченко Г.П. Социология государственной и муниципальной службы: программа-концепция // Социологич. исслед. 1996. № 6.
  • Киселев А.. Теддэ А. Нужны ли России профессиональные государственные служа­щие //Власть. 1999. №9.
  • Козбаненко В.А. Структурно-видовые особенности государственной службы Рос­сийской Федерации // Государство и право. 1998. № 12.
  • Комаровскип B.C., Тимофеева Л.Н. Конфликты граждан с чиновниками: почему и зачем ?// Государство и право. 1997. № 10.
  • Марченко П.А. Управление профессионально-личностным развитием государствен­ных служащих субъекта Федерации: Автореф. канд. дис. М., 1998.
  • Масленникова Е.В. Социальный статус государственного служащего: Автореф. канд. дис. Саратов, 1998.
  • Матирко В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. М., 1996.
  • Настольная книга государственного служащего (Комментарий к Федеральному за­кону «Об основах государственной службы Российской Федерации») / Отв. ред. В.И Шкатулла. М., 1999.
  • О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих. Утверждено Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33. // Собрание Законодатель­ства РФ. 1995. №3. Ст. 174.
    -----529-----
  • Об основах государственной службы Российской Федерации, Федеральный закон от 31 июля 1995 г. // Собрание Законодательства РФ. 1995. №31. Ст. 2990, Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. М, 1998, Резник Ю.М. Формирование институтов гражданского общества (социоинженерный подход) // Социологии.исслед. 1994. № 10.
  • Рыбакова В.Л. Социально-психологические особенности личности государственно­го служащего: Автореф. канд. дис. М.Д998,
  • Служебная карьера/ Под общ. ред Е.В. Охотского М, 1998.
  • Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994.
  • ТернерДж. Структура социологической теории / Пер. с англ. М,, 1985.
  • Труд и занятость в России: Стат.сб. I Госкомстат России. М., 1999.
  • Щепаньский Я, Элементарные понятия социологии / Пер, с польск. М., 1969.
  • Эффективность государственного управления / Пер. с англ. Общ. ред. С.А. Банни­кова, С.Ю. Глазьева. М., 1998.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Бюрократия, бюрократизация, государственная должность, государственная служба, государственный служащий, государство, институт социальный, нормы, ценности, про­фессионализм государственной службы, роли социальные, функция (дисфункция), функ­ции государственной службы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Чем отличается социальный институт от социальной группы и социальной орга­низации?
  • 2. Каковы структура и функции государственной службы как социального институ­та?
  • 3. Каковы особенности функционирования государственной службы в России?
  • 4. Перечислите ключевые проблемы деятельности органов власти с точки зрения населения и с точки зрения самих чиновников.
  • 5. В чем состоят цели и задачи социоинженерной деятельности в сфере государст­венной службы?





Сейчас читают про: