1. Что такое общение? Каково основное назначение этого процесса?
2. В чем заключаются особенности субъект-объектного воздействия?
3. Каковы отличительные черты субъект-субъектного общения?
4. Правомерно ли использование выражений: «общение с книгой», «общение с телевизором», «общение с компьютером»?
5. В чем заключаются различия монологического и диалогического общения?
6. Охарактеризуйте коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения.
7. Какова взаимосвязь понятий «общение» и «деятельность»?
8. Почему можно говорить о взаимосвязи понятий «общение» и «отношение»?
9. Приведите примеры социально-ориентированного общения, группового предметно-ориентированного общения и личностно-ориентиро-ванного общения.
10. Докажите, что в общении можно выделить видимую и скрытую стороны. Подберите педагогическую ситуацию, в которой проявляются эти стороны.
11. Каковы особенности общения с реальным партнером?
12. Приведите примеры общения реального субъекта с иллюзорным партнером. Какова роль такого общения в профессиональной деятельности педагога с учащимися?
13. В чем суть общения реального субъекта с воображаемым партнером?
14. Что представляет собой общение воображаемых партнеров? КаК это общение можно использовать в работе учителя-воспитателя?
1 См.: Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М., 1971. С. 178.
Глава 2
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБЩЕНИЯ
Профессионально-педагогическое общение представляет собой взаимодействие учителя-воспитателя со своими коллегами, учащимися и их родителями, с представителями органов управления образованием и общественности, осуществляемое в сфере его профессиональной деятельности.
Это понятие несколько шире понятия «педагогическое общение», используемого в педагогической литературе. «Педагогическое общение, — отмечает А. А. Леонтьев, — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива» [61, с. 3].
Профессионально-педагогическое общение выходит за пределы контакта «учитель — ученик» и предполагает взаимодействие педагога с другими субъектами педагогического процесса. Рассмотрим основные характеристики профессионально-педагогического общения.
2.1. Цели профессионально-педагогического общения
Как правило, человек вступает во взаимодействие со своими Партнерами ради общения.
По целям общение можно разделить на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями (рСНемов).
Биологическое общение направлено на удовлетворение биологи-Ческих потребностей, поддержание, сохранение и развитие организма человека.
2 *о6анов 33 Социальное общение нацелено на удовлетворение дознаватель^ ных, творческих, эстетических, нравственных и иных чисто человеческих потребностей. Оно направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, на установление отношений с окружающими людьми и социальными группами, на решение задач обучения, воспитания и личностного роста индивида.
Для людей особенно важно именно социальное общение, ибо для них высока значимость чисто человеческого аспекта взаимодействия, непосредственной человеческой составляющей всех контактов между ними, без чего человек будет развиваться лишь как существо биологическое.
Например, завтрак, обед или ужин не являются для каждого из нас лишь способом удовлетворения естественной биологической потребности в пище. Прием пищи мы стремимся сопроводить красивой сервировкой, заботимся об эстетическом оформлении каждого блюда, а также о гигиенических условиях и обстановке, в которой нам приходится есть. Сама процедура приема пищи довольно часто осуществляется не в одиночку, а в кругу родственников или друзей. При этом разговоры с окружающими становятся важными и неотъемлемыми атрибутами трапезы, а иногда играют более важную роль, нежели сама пища. Не случайно мы порой можем отказаться от еды, лишь бы не сидеть за одним столом с нежелательным для нас партнером.
Суть человеческого общения, очевидно, заключается в том, чтобы даже при удовлетворении элементарных биологических потребностей оставаться человеком, т.е. заботиться также и о воплощении эстетических, нравственных и иных чисто человеческих потребностей. Но для этого нужно обеспечить формирование и развитие подобных потребностей как у детей, так и у взрослых, а это значит, что необходимо решать проблемы воспитания разумных человеческих потребностей.
Педагог вступает во взаимодействие со своими коллегами, воспитанниками и их родителями, иными лицами, имеющими отношение к его профессиональной деятельности. Это и составляет цели профессионально-педагогического общения. Очевидно, что эти цели прежде всего обусловлены общими целями и задачами, стоящими перед системой образования нашего общества, ее основными ориентирами.
На протяжении нескольких десятилетий существования советской школы вся система образования имела явно выраженный государственный характер и была нацелена на выполнение определенного для того или иного периода социального заказа. В 20 —■ 30-е гг. в качестве такого социального заказа выступала и ликвидация безграмотности и борьба с детской беспризорностью; в 40-" 50-е гг. — подготовка трудовых резервов и защитников Отечества; в 60 —70-е гг. — введение в стране обязательного всеобщего сред-
его образования. О наличии таких заказов свидетельствуют соот-етствующие постановления Коммунистической партии и Со-БеТского правительства.
Долгое время традиционная педагогика была сосредоточена на образовательной подготовке школьников, на совершенствовании содержательной и методической сторон учебно-воспитательного процесса. Одна из важнейших задач советской школы заключалась в вооружении учащихся так называемыми ЗУНами, т. е. знаниями, умениями и навыками. Все средние общеобразовательные школы страны имели единый устав, были обязаны заниматься по типовому учебному плану и единому графику учебного процесса. Соблюдение этих требований обязывало всех учителей продвигаться к изучению того или иного учебного предмета в едином ритме.
Большое внимание уделялось воспитанию школьников, которое также осуществлялось по соответствующим программам и рекомендациям, спускаемым сверху. Здесь у педагогов было больше возможностей для маневра при выборе содержания и форм конкретных мероприятий. Однако идеалы воспитания, воспитательные ориентиры, а часто и перечень обязательных мероприятий вместе с рекомендациями по их проведению формировались на верхних этажах государственной пирамиды и отражались в соответствующих педагогических изданиях1.
Вопросы развития учащихся не отвергались, но занимали не первоочередное место, они как бы отодвигались на задний план. Считалось, что развитие личности школьника осуществляется главным образом через ту информацию, которую он усваивает, через приобретаемые им умения и навыки. Из этого следовало: чтобы решить задачу вооружения учащихся знаниями, в арсенале учителя должны преобладать такие репродуктивные методы, как рассказ, показ, упражнение, с помощью которых педагог осуществляет доставку ученику необходимых «боеприпасов», т.е. знаний, умений и навыков. Использование в педагогике военной и технической терминологии также не было случайным, а диктовалось соответствующей идеологией.
Поскольку тоталитарная система проповедовала идеологию «человека-винтика», то общество должно было позаботиться о производстве «отверток» для такого типа людей. Поэтому педагогика была построена на принципе активного, часто командного и одностороннего воздействия субъекта (учителя) на объект (учени-Ка)- При этом ребенок довольно часто становился средством для Реализации тех или иных педагогических программ взрослых.
См., например: Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной ^ Ред' И. С. Марьенко. — М., 1979; Спутник классного руководителя,
1Чй< Р р,; у ру,
УК6 - 1989: Пособие для учителя / Под ред. Л. Ю. Гордина. — М, 1988; Справоч-Ик классного руководителя / Сост. В. М.Коротов. — М., 1979.
35 В свою очередь, взрослые и дети становились своеобразным^ винтиками в огромной государственной машине. Педагог быд обязан реализовывать спускаемые сверху программы обучения ц воспитания, действуя порой в ущерб своим собственным интересам и интересам детей. Поэтому цели профессионально-педагогического общения педагога советской школы были подчинены выполнению этого социального заказа.
В авторитарной педагогике, «педагогике необходимости» (О.С.Газман), взаимодействие трактовалось как воздействие педагога на ученика, как обусловленность поведения ребенка соответствующими действиями взрослого, а также как готовность ребенка принять воспитывающее воздействие взрослого.
Гуманистическая педагогика имеет другие ориентиры. Она исходит из того, что объектом обучения и воспитания не может выступать ни отдельная личность, ни коллектив класса или школы. Объектом педагогической работы может являться лишь образовательный материал — содержание учебных планов и программ, учебные пособия, дидактические разработки, различные модели и ситуации, нравственные ценности и т.п. Этот материал осваивается субъектами образования в процессе совместной деятельности и общения.
Гуманистическая педагогика ставит в центр педагогического мироздания личность ребенка и строится на признании и педагога, и воспитанника субъектами взаимодействия в совместной деятельности и общении. Она предполагает взгляд на ребенка как самоценное, саморазвивающееся динамическое явление, обладающее своей собственной логикой развития (саморазвития), которую нельзя игнорировать или видоизменить, а можно лишь «вписаться в нее» (О.С.Газман), приняв личность ребенка таковой, какая она есть. Цели гуманистического общения изначально ориентированы на воспитанника, во многом определяются его особенностями и могут изменяться в ходе общения.
Для гуманистического общения характерно проявление эм-патии, т.е. восприятие и понимание партнера через «вчувство-вание» в другого, «перевоплощение в него», «вживание в его мир». Такое общение предполагает искреннее, доверительное отношение учителя к каждому своему ученику, готовность педагога к сотрудничеству как с высокоразвитым, так и с недостаточно развитым в интеллектуальном или физическом плане учеником.
Ученик не рассматривается в качестве объекта приложения усилий со стороны учителя, а выступает как равноправный партнер педагога в познавательном процессе. Каждый ученик имеет не только какой-то запас научных знаний, но также и право на свое понимание роли этих знаний в его личной жизни, право на свое отношение к каждому взаимодействующему с ним учителю.
Таким образом, гуманистическая педагогика нацелена на организацию субъект-субъектного взаимодействия педагога со своими воспитанниками, на создание условий для вступления в диалог с каждым из своих партнеров.
Ради чего необходимо такое взаимодействие?
Очевидно, такое взаимодействие не может быть самоцелью. Прежде всего оно должно способствовать ориентации воспитанника в мире ценностей, должно быть нацелено на оказание ему помощи в выстраивании собственной системы ценностей.
Ценностью для человека является все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Это могут быть предметы, явления или их свойства, имеющие положительную значимость для личности, т.е. удовлетворяющие потребности личности, вызывающие положительные эмоции. Ценности играют очень важную роль в жизни человека: они намечают и интегрируют его позицию по отношению к разным объектам, помогают ему оценивать одни из них положительно, другие — отрицательно, а третьи — признать особо значимыми для себя.
О каких ценностях может идти речь? Ведь сегодня, согласно действующим законам, в образовательных учреждениях запрещена идеологическая и политическая пропаганда какой-то одной партии. Однако деполитизация и деиделогизация образования вовсе не означают отказа от любых идеалов. Человечество за многие века своего развития накопило достаточно много ценностей, которые могут служить ориентирами как в воспитательной работе учителя, так и в процессе самовоспитания школьников. Речь идет об общечеловеческих ценностях, которые вырабатывались и отбирались на протяжении всей истории развития человеческих цивилизаций, выдержав испытание временем.
В определении общечеловеческих ценностей существует несколько подходов или уровней.
Первый из них — уровень религиозного сознания, включающий в себя церковные догмы и учения, религиозные нравы и традиции. Здесь мудрость многих поколений нашла отражение в готовых постулатах веры. Такие заповеди, как «Не убий!», «Не Укради!», являются нравственным ориентиром для многих людей.
Второй — это уровень житейского сознания, где бытуют мо-Рально-нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми. В их основе — «золотое правило нравственности»: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Это правило ориентирует на формирование у себя доброты, порядочности, трудолюбия, скромности, милосердия и других черт характера, составляющих образ хорошего человека.
37 Третий уровень — это ценности более высокого порядка, ориентация на которые также способна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.
В. А. Караковский выделяет восемь таких ценностей [42]:
1. Земля — общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Земля людей и живой природы.
2. Отечество — единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.
3. Семья — начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности.
4. Труд — основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека.
5. Знания — результат разнообразного, и прежде всего творческого, труда. Знания ученика — критерий труда учителя.
6. Культура — великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так и в духовной жизни людей.
7. Мир — покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
8. Человек — абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания.
Другие авторы характеризуют систему ценностей с помощью иных понятий. Например, Н. Е. Щуркова всю систему общечеловеческих ценностей выстраивает в виде своеобразной пирамиды ценностей [112, с. 35]:
Человек
Жизнь Природа Общество
Добро Истина Красота
Труд Познание Общение Игра
Свобода Счастье Совесть Равенство Справедливость Братство
Очевидно, что существенным в системе ценностей является не количество используемых характеристик и не последовательность их расположения. Сам принцип ценностной ориентации нацеливает педагога на постоянное раскрытие перед воспитанниками ценностной сущности окружающего мира, в том числе и мира человеческого общения.
Необходимо отметить, что процесс ориентации школьника на те или иные ценности не проходит гладко.
С одной стороны, каждый человек изначально, с момента своего рождения, находится в мире культуры и имеет возможности для взаимодействия с ней. С первых лет своей жизни он усваивает язык, знакомится с произведениями музыкального и изобразительного искусства, приобщается к определенным правилам поведения, к существующим в обществе традициям и нравам. В своей деятельности, а также в своих поступках, мыслях и переживаниях школьник имеет возможности опираться на общечеловече-
ские духовные и нравственные ценности, на накопленный опыт общения и мировосприятия. Культура способна задать каждому из нас систему ценностных представлений, послужить базой для постановки и реализации познавательных, практических и личностных задач.
В то же время одно лишь присутствие человека внутри культурного пространства не гарантирует ему присвоения культурного опыта и ценностей культуры. Система ценностей у личности не возникает сама. Например, наличие книг в доме далеко не всегда приобщает детей и взрослых к чтению. Аналогично само по себе нахождение ученика на уроке не всегда способствует тому, чтобы он познал законы природы или исторические факты.
Ученик не может просто «взять» и «перелить в себя» существующие знания или иные культурные ценности. Он непременно должен переоткрыть их для себя, т. е. пропустить через свое сознание, пережить своими эмоциями, утвердить для себя. Должна состояться личная встреча ученика с культурной ценностью. «Культурные ценности, — отмечает М.М.Бахтин, — суть самоценности, и живому сознанию должно приспособиться к ним, утвердить их для себя... Этим путем живое сознание становится культурным, а культурное — воплощается в живом... Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте»1.
Процесс принятия и присвоения ценностей, называемый ин-териоризацией, включает ряд условных этапов: познание ценности; перевод информации о ней на собственный индивидуальный язык; активную деятельность субъекта, в результате которой познанная ценность принимается или отвергается; включение познанной ценности в личностно признанную систему ценностей; изменение личности, вытекающее из принятия или отрицания ценности.
В данном пособии мы не ставим задачу по рассмотрению механизмов принятия ценностей, нас интересует лишь роль общения в этом процессе. Общение с педагогом способствует направлению активности ученика на присвоение культурных ценностей и трансформации общечеловеческих ценностей в личностные ценности Ученика.
Если личная встреча школьника с культурной ценностью не состоится, то она (культурная ценность) останется вне ученика и будет для него непонятной и ненужной. В результате «за бортом» сознания ученика могут остаться и элементарные законы природы, и исторические события, и произведения литературы и искусства, и правовые нормы, и нравственные ценности общества.
Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и Техники / Под ред. И.Т.Фролова. - М., 1986. - С. 108- 109.
39В таком случае могут утвердиться псевдоценности, когда круговая порука подменяет дружбу, бандитская разборка является единственно верным способом выяснения отношений, а сексуальные отношения трактуются как любовь.
Таким образом, профессионально-педагогическое общение — это всегда целенаправленный процесс. Цели такого общения заключаются в том, чтобы: 1) создавать условия для субъект-субъектного взаимодействия со своими учениками и их родителями, с коллегами и представителями различных администраций и общественных организаций; 2) «читать» и понимать как свое поведение, так и доведение всех субъектов педагогического общения, чтобы использовать свою поведенческую грамотность для приобщения своих партнеров к культурным ценностям общества.
2.2. Функции профессионально-педагогического
общения
Профессионально-педагогическое общение выполняет практически все основные функции, которые реализуются в обыденно-житейском непедагогическом общении. Наряду с этим функции профессионально-педагогического общения имеют свои отличительные особенности.
Информационная функция заключается в передаче через общение определенной информации житейского, учебно-методического, поискового, научно-исследовательского и иного характера. Реализация этой функции способствует трансформации накопленного жизненного опыта, научных знаний, обеспечивает процесс приобщения личности к материальным и духовным ценностям общества. В процессе обучения учитель выступает перед учащимися как один из основных источников учебной информации в конкретной области науки, литературы, искусства или практической деятельности. Поэтому общение с учителем способствует трансформации соответствующей информации учащимся.
В современной школе каждый педагог входит в состав конкретного методического объединения учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей группы продленного дня. Выступая перед своими коллегами на семинарах, конференциях, педагогических советах, учитель информирует их о своем понимании сущности учебно-воспитательного процесса, делится опытом использования конкретных форм, методов и приемов в работе с учащимися.
Воспитательная функция профессионально-педагогического общения занимает или, по крайней мере, должна занимать центральное место. Ведь один из главных смыслов взаимодействия с педагогом заключается в том, чтобы способствовать приобщению
растущего человека к сложившейся в обществе системе культур-ных и нравственных ценностей, к культуре общения с окружающими людьми. Не случайно одним из первых вопросов, с которыми ребенок обращается к взрослому, является вопрос о том, «что такое хорошо и что такое плохо?».
Благодаря общению с педагогом, в роли которого может выступать родитель, учитель, тренер, школьник получает возможности не только для присвоения определенной порции знаний о правилах взаимоотношений окружающих людей. Он погружается в сложный и противоречивый мир человеческих отношений и ощущает то, что испытывает взрослый: и удовлетворение от хорошо выполненной работы, и возмущение от чьей-то расхлябанности, и печаль от утраты близкого человека.
«Когда наиболее ярко, наиболее интенсивно, наиболее глубоко происходит то, что мы выражаем словами: учитель воспитывает своих питомцев?» — спрашивает В. А. Сухомлинский. И отвечает: «Тогда, когда чувства учителя соприкасаются с чувствами питомца» [99, с. 129].
Функция познания людьми друг друга также является одной из важнейших в общении. Каждому человеку далеко не безразлично, с кем ему предстоит совместно учиться, трудиться, проводить свой досуг, создавать семью. Поскольку самочувствие человека во многом зависит от окружающих его людей, то необходимо хорошо знать этих людей: особенности их темперамента, характера, ценностных ориентации, Педагогу важно знать особенности физического, интеллектуального, эмоционального и нравственного развития каждого из своих учеников, особенности его отношений к учению, труду, людям, самому себе. Учащимся также далеко не безразлично, кто работает с ними, что представляет собой учитель как специалист и как человек? Поэтому через общение и совместную деятельность педагог и воспитанники познают друг Друга.
В профессионально-педагогическом общении реализуется функция организации и обслуживания той или иной предметной деятельности: учебной, производственной, научной, познавательной, игровой и иной. Вплетенное в конкретный вид деятельности, общение выступает способом ее организации. Оно как бы отодвигается на задний план и выполняет на первый взгляд лишь второстепенную, вспомогательную роль, поскольку на первый план выходит дело, достижение его задач. Например, применительно к учебной деятельности основная цель урока заключается в том, чтобы учащиеся овладели определенными знания-Ми и умениями, приобщились к учебному поиску. Родители ведь досылают своих детей в школу не для того, чтобы те просто п°общались с учителями, а чтобы они научились читать и писать, «набрались ума-разума», узнали законы природы, научились
41 решать сложные задачи по математике, физике и другим предметам.
Однако это — кажущаяся «второстепенность», поскольку именно благодаря общению педагог направляет мысль учащихся в определенное русло урока, акцентирует их внимание на интересных явлениях и процессах, предлагает запомнить конкретные имена, события, даты, формулы, являющиеся системообразующими в конкретной области знаний. Через общение учитель получает информацию об эффективности организации познавательной и практической деятельности учеников/как они поняли учебный материал? Насколько хорошо умеют использовать новые знания для решения практических задач? Прэдрму в педагогическом процессе общение играет особую рольЦдаже обслуживая какую-либо главную деятельность и как бы выполняя вспомогательную роль, оно Хоущественно влияет на качество этой деятельности.
Благодаря общению осуществляется эмоциональная заражаемость учащихся, поднимается их настроение, возникает мажор в жизни класса. Особенностями общения объясняется желание учащихся выполнять деятельность, предложенную одним учителем, и отторжение той же самой деятельности, предложенной другим педагогом. Именно этим объясняется такой встречающийся в школьной практике парадокс, когда учитель, обладающий огромными познаниями и способный решить самые сложные задачи из пособий для поступающих в вуз, бывает неинтересен своим ученикам, а педагог, имеющий более низкую предметную подготовку, становится душой ученического коллектива и пользуется уважением учащихся.
Реализация потребности в контакте с другим человеком — не менее важная функция общения. Партнеры общаются не ради того, чтобы обязательно создать что-то материальное или решить какую-то жизненно важную проблему, а в силу явно выраженной потребности в контакте с другой личностью. Ведь люди ищут в общении возможности снять у себя психическое напряжение, вызываемое состоянием одиночества и разобщенности, поделиться с другим человеком своими радостями или заботами.
Примером такого общения являются дружеские контакты, встречи давних друзей детства, бывших одноклассников. Партнеры получают удовлетворение от самого факта встречи с друзьями, от обмена воспоминаниями минувших лет, от возможности сравнить свои жизненные достижения с успехами своих сверстников.
В школьной практике нередки случаи, когда ученик приходит /к учителю не за помощью по предмету, а «просто так», чтобы побыть со своим наставником некоторое время, поговорить с ним о чем-либо, чтобы «просто пообщаться». Сюда можно также отнести разговоры воспитателя с воспитанниками «по душам», «с глазу
на глаз», в ходе которых осуществляется обмен личностными духовными ценностями. Современные школьники, несмотря тР) большое число контактов с окружающими, довольно часто испы-/ тывают дефицит именно такого общения.
В профессионально-педагогическом общении реализуется функция приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения. Это особенно характерно для общения родителей и детей, учителей и учащихся, преподавателей и студентов. Миссия родителей и педагогов заключается именно в том, чтобы помочь своим детям и ученикам приобщиться к своим взглядам, убеждениям, нравственным нормам, т. е. к тому, что является ценностями жизни взрослых.
В реальных жизненных ситуациях, особенно в тех, где взаимодействуют учитель и ученики, очевидно определенное «неравновесие» партнеров, как бы ни были демократичны их отношения. Родитель или учитель, как правило, обладает большим жизненным опытом, значительным объемом знаний и умений, более стабильным социальным положением, нежели его дети или ученики. Такое преимущество дает определенные права на проявление своей компетентности как в конкретных областях научных знаний, так и в жизненных вопросах и одновременно накладывает серьезные обязательства по качественному исполнению роли родителя или педагога. При этом важно соблюдать чувство меры. Не секрет, что порой родители и учителя хотели бы ускорить многие процессы, чтобы дети быстрее обучались, серьезнее относились к своим обязанностям, были бы более уважительны к старшим. Стремясь к ускорению подобных процессов, взрослые проявляют нетерпеливость, раздражительность по отношению к детям, допускают использование жестких средств и, как правило, лишь портят отношения с детьми и не достигают желаемых результатов. Поэтому чем прочнее будут налажены межличностные контакты родителей и детей, учителей и учащихся, тем больше возникнет возможностей для приобщения представителей подрастающего поколения к ценностям старших поколений.
Однако в качестве инициатора общения может выступать не только родитель или педагог, но и ребенок. Поэтому возможноХ1 также приобщение взрослого к опыту и ценностям школьника. | Особенно в тех сферах деятельности, где ученик может быть/ Компетентнее своих родителей и учителей. Многие современные^ Школьники лучше взрослых знают радиотехнику, владеют иностранными языками, умеют работать на персональном компьютере, Добиваются высоких результатов в спорте и искусстве. В силу этого они способны поделиться со своими наставниками и специальными знаниями и умениями, и соответствующим опытом, 'трансформируя им свою систему ценностей. Мудрые родители и ПеДагоги с большим интересом принимают на себя роль учеников
43 у своих детей, понимая, что благодаря этому между ними возникают дополнительные «точки соприкосновения».
В ходе профессионально-педагогического общения может реализоваться также функция приобщения инициатора общения к ценностям партнера. Данный процесс представляет собой самовоспитание, т.е. процесс самоформирования инициатора общения, процесс созидания собственного «Я» через ориентацию на ценности другого человека. Таким человеком для школьника может быть отец, мать, учитель, друг, возлюбленный(ая), музыкальный или спортивный кумир.
Ориентируясь на значимую для себя личность, школьник усваивает как внешние атрибуты своего кумира (своеобразие одежды, прически, поведения), так и особенности его взглядов и убеждений (что сказал, какую позицию в споре занял, что любит, а чего терпеть не может). Через это он как бы присваивает себе ценности другого человека, постепенно приобщаясь к ним.
Если кумиром школьника становится учитель, то ученик усваивает не только внешние атрибуты его поведения, а также его нравственные представления о таких понятиях, как долг, ответственность, честь. Школьник стремится делать то, что получило бы одобрение этого педагога, и не совершить того, что бы огорчило его. Это еще раз свидетельствует о том, насколько важно для педагога стать значимой личностью для своих учащихся.
В ряде работ по педагогической технологии выделяется несколько важных функций именно профессионально-педагогического общения [85; 112].
Исходной является функция открытия ребенка на общение. Она проявляется в том, чтобы пробудить у ребенка желание к общению, снять психологические зажимы, избавить его от страха перед неизвестностью, повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить в положительном отношении к нему другого человека, в частности учителя. Эта функция играет важнейшую роль на начальном этапе взаимодействия учителя с учеником. Ее реализация связана с умением педагога «подать себя» детям, продемонстрировать свое расположение к ним, убедить их в своих мирных намерениях и благородных помыслах. От этого во многом зависят начало общения и его характер.
Функция соучастия призвана поддерживать партнера (в частности, ученика) в его выходе на общение. Ее реализация требует от педагога принять на себя часть трудностей ученика, оказать ему необходимую помощь и поддержку, стимулировать его успешные действия. Важно уметь проявить интерес к ученику, научиться слышать своего собеседника, предложить ему свою помощь. Через соучастие учителю удается лучше понять внутренний мир своего ученика, для которого порой приходится раскрывать свой внутренний мир, транслировать ему свое «Я».
Особой в профессионально-педагогическом общении является функция возвышения личности ученика. Реализация этой функций^ предполагает оказание такого влияния на воспитанника, которор способствует его восхождению к духовным новообразованиям^/В результате общения с педагогом школьник должен хотеть быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее к окружающим людям и обладать многими другими положительными качествами и чертами характера.
Учителю важно знать о роли каждой из функций общения и при планировании своей деятельности с учащимися заботиться о реализации не какой-то одной, а целой системы функций. «Педагог, — пишет В. А. Кан-Калик, — в своей деятельности должен реализовывать все функции общения — выступать и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений» [38, с. 12—13].
К сожалению, некоторые учителя при подготовке урока делают акцент на информационной функции, оставляя другие без необходимого внимания. Они тщательно отбирают содержание учебного материала, продумывают методы его изложения, планируют время для опроса учащихся и объяснения нового материала. Однако, если при этом учитель не умеет взаимодействовать с учениками, не обращает внимания на их возрастные и личностные особенности, не заботится о том впечатлении, которое складывается о нем у учащихся, все дидактические усилия педагога могут оказаться напрасными. Многие школьники воспринимают содержание урока прежде всего через личность учителя, через его манеру поведения в классе и способы общения с учащимися.
Таким образом, в общении реализуется множество различных функций, каждая из которых имеет важное значение в профессиональной деятельности педагога.
2.3. Содержание профессионально-педагогического
общения
Под содержанием общения обычно понимают ту информа-ю, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта другому либо циркулирует между ними. Поскольку |та информация по своему характеру далеко не однородна, то по ^Держанию выделяют материальное, когнитивное, кондицион-Ое, мотивационное и деятельностное общение (Р.С.Немов). Если партнеры обмениваются какими-либо предметами или одуктами деятельности, то такое общение называют материаль- поскольку оно позволяет людям получать необходимые для и предметы материальной и духовной культуры.
45 Например, это имеет место, когда педагог и школьники в составе производственной бригады ведут переговоры с работодателем об условиях выполнения работы, связанной со строительством объекта или сбором урожая, договариваются о порядке обмена своего труда на продукты питания или заработанные при этом деньги, а затем реализуют эти договоренности.
Когнитивное общение в отличие от материального представляет собой обмен знаниями и выступает как фактор интеллектуального развития партнеров. Когнитивное общение лежит в основе процесса обучения.
Сущность педагогической деятельности заключается в том, чтобы демонстрировать ученикам свою эрудицию в тех или иных областях знаний и в определенной мере способствовать трансформации им части этих знаний. В школьные и особенно в студенческие годы будущий учитель получает существенную часть знаний от своих школьных учителей и вузовских преподавателей, а затем, став учителем, он стремится передать приобретенные знания своим ученикам. Так, благодаря когнитивному общению осуществляется вечное движение знаний от учителя к ученикам, вследствие чего не только обеспечивается сохранение этих знаний, но происходят постоянное их приращение и развитие, возникновение новых областей знаний.
Поскольку при взаимодействии партнеров возможен обмен психическими и физиологическими состояниями, то по содержанию выделяют также кондиционное общение. При таком общении люди определенным образом оказывают влияние на психическое или физическое самочувствие партнера. Например, строгая манера поведения учителя в начале урока, серьезное выражение его лица, твердый голос настраивают учащихся на рабочий лад, а его улыбка, шутки, рассказ забавных случаев способствуют эмоциональной разрядке на уроке. Благодаря кондиционному общению учитель может успокоить огорченного неудачей ученика, тренер — поднять дух спортсмена перед стартом, а кто-то будет заботиться о том, чтобы испортить настроение своему противнику в ссоре.
Мотивационное общение представляет собой воздействие на цели, интересы, мотивы и потребности субъекта. Оно является источником дополнительной энергии для партнера по общению, поскольку в процессе взаимодействия осуществляется передача определенных побуждений к действиям, возникает интерес к чемУ' либо, «включается» мотивация к той или иной деятельности.
Например, многие творчески ориентированные учителя не ог раничиваются простым изложением содержания учебного мате' риала, имеющегося в школьном учебнике, а стремятся заинтере' совать учеников путем использования необычной информации И3 других источников, за счет применения современных техничеС' ких средств обучения, демонстрации интересных опытов и инЫ"
дидактических приемов. Они знают, что ученик, которого отличает познавательный интерес (иногда говорят «замотивирован-ЯЫЙ ученик»), — это союзник учителя. А работать с союзниками значительно приятнее, нежели с безразличными или негативно настроенными людьми.
В основе деятельностного общения лежит межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками. Особенно наглядно такое общение на уроках труда, физической культуры, на лабораторных и практических занятиях по физике, химии и ряда других предметов. Учитель, продемонстрировав учащимся свои действия на станке или на спортивных снарядах, при сборке различных схем, предлагает затем повторить эти действия школьникам. Благодаря деятельностному общению осуществляется формирование практических умений и навыков учащихся.
2.4. Средства профессионально-педагогического
общения
Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия. В зависимости от средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным.
Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой: рук, головы, туловища, голосовых связок и т. п.
Например, мама, успокаивая своего расстроенного малыша, нежно гладит его по голове, говорит ему ласковые слова и улыбается. Малыш слышит ее ласковый голос, ощущает нежное прикосновение ее теплых рук и отвечает ей своей улыбкой. Аналогичные способы общения используют многие воспитатели детских Дошкольных учреждений, детских домов, учителя начальных и Даже средних классов.
Опосредованное общение связано с применением специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией между людьми. Это могут быть природные предметы (палка, брошенный камень) или культурные средства (радио, елевидение, печать). Испокон веков многие влюбленные ис-°льзовали для общения камешки, бросаемые в окна своих влюбленных, а также записки и иные средства передачи нуж-н°и информации.
Примером опосредованного общения может служить проверка ителем письменной работы ученика, когда, вчитываясь в строч-
Школьного сочинения или вдумываясь в способы решения
Л
47 контрольного задания, учитель получает для себя информацию о ходе мыслей ученика, особенностях развития его образного ц абстрактного мышления. Строчки ученического сочинения или колонки вычислений выступают здесь в качестве средства общения учителя и ученика.
При прямом общении партнеры взаимодействуют лицом к лицу; т.е. «здесь и сейчас», лично участвуют в самом акте общения. Без посредников они обмениваются взглядами, рукопожатиями, словесными сообщениями.
Например, учитель на уроке не только слышит, как отвечает ученик, но также видит, как он при этом волнуется, понимает по его напряженной позе и скованным жестам психическое состояние в момент ответа, вследствие чего пытается оказать помощь ученику.
Косвенное общение осуществляется через посредника. Партнеры лично не видят и не слышат друг друга, а передают информацию через третье лицо, выступающее в роли посредника. Например, учитель передает через учеников слова благодарности их родителям за спонсорскую поддержку экскурсии класса в другой город.
В качестве посредника также могут использоваться радио и телевизионные устройства, компьютерные сети, печать и иные знаковые системы. В учебный процесс все активнее входят как локальные, так и глобальные телевизионные и компьютерные сети, благодаря чему современные школьники, студенты и педагоги получают возможности для общения не только со своими одноклассниками и коллегами, но также и с представителями других городов и стран.
Главным средством профессионально-педагогического общения является язык, человеческая речь. Психологи называют такое общение вербальным, т.е. словесным, поскольку информация между общающимися передается с помощью слов.
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка, устной и письменной речи. Общение посредством слова закрепляет и сохраняет опыт человечества, культурные и нравственные ценности, передавая их от поколения к поколению. Язык — это особое средство трансформации культуры. Слово является сильным раздражителем и способно оказать огромное воздействие на человека: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», — говорится в известном стихотворе' нии Рудольфа Шефнера.
Существует также невербальное (бессловесное) общение, которое не предполагает использования звучащей речи в качестве средства общения. Это — общение с помощью взглядов, жестов, мимики и других невербальных сигналов.
Благодаря невербальному общению человек получает возможность психически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью — от момента рождения до 2 — 3 лет. Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности развития. По осанке ученика (сгорбленной или распрямленной), по его походке (шаркает ногами или чеканит шаг), по выражению его лица (хмурому или сияющему в улыбке) учитель может довольно легко понять состояние школьника и выбрать нужную для данной ситуации тактику своего взаимодействия с ним.
Средствами профессионально-педагогического общения выступают различные воздействия со стороны учителя, определяющие характер его отношений со школьниками.
Педагогическое воздействие оказывает короткий, порой еле уловимый миг общения учителя-воспитателя со своими учениками и воспитанниками, а также даже краткий момент взаимодействия школьника с окружающим миром. Учитель громко хлопнул дверью при входе в класс, сделал паузу и строго оглядел каждого ученика, сделал замечание школьнику, опоздавшему на урок, предложил учащимся открыть тетради и записать тему урока — вот далеко не полный перечень возможных педагогических воздействий только в период организационного момента урока. Назначение педагогического воздействия не в подавлении излишней резвости ученика («чтобы слушался учителя»), а в организации взаимодействия школьника с миром и переводе его на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни.
Педагогическое воздействие, как правило, соответствует целям и задачам, на которые ориентирован учитель. Если целью педагога является установление демократических отношений со своими учениками, то его воздействия не должны носить авторитарного характера, не должны оскорблять достоинства учащихся.
Педагогическое воздействие должно способствовать тому, чтобы, во-первых, инициировать активность ученика, поскольку только активная личность способна познать окружающий мир и развить свои задатки; во-вторых, помочь ученику овладеть способами организации деятельности и взаимодействия с миром, так как ученик не всегда знает, как решать учебные и тем более жизненные задачи; в-третьих, содействовать осмыслению «Я» ученика в его связях с окружающим миром, предоставить ему возможность самостоятельно принимать решения и самому нести за них ответственность.
В этом заключаются основные функции педагогического воз-Действия, которые, в свою очередь, реализуются через соответст-
49вующие операции и умения педагога. Если количество функций довольно ограничено, то число операций практически бесконечно в силу многообразия операционного оснащения педагога: особенностей его речи, жестов, мимики, телодвижений, действий и других проявлений. Это способствует расширению диапазона общения педагога с воспитанниками и созданию дополнительных возможностей для приобщения школьников к культурным ценностям общества.
Рассмотрим некоторые операции.
«Я-сообщение» представляет собой оглашение педагогом своего состояния, самочувствия, мыслей и чувств по поводу того или иного события или явления, свидетелем или участником которого он является. Например: «Я всегда радуюсь, когда встречаю современного рыцаря», — говорит педагог ученику, проявившему рыцарское отношение к даме.
«Я-сообщение» — это такое оценочное суждение педагога, при котором педагогическая оценка превращается из открытой формы в скрытую. Она не предписывает школьникам, как они должны поступить, но корректирует их отношение и поведение, предоставляя свободу выбора. В «Я-сообщении» педагог использует такие речевые формулы, как «Я всегда...!», «Мне всегда...!», «Меня всегда...!».
К «Я-сообщению» можно прибегать как для одобрения, так и для порицания тех или иных действий школьника. «Мне всегда приятно видеть людей, одетых нарядно и со вкусом», — говорит классный руководитель своим ученикам, нарядно одетым для поездки в театр. «Мне всегда становится больно, когда я вижу, как обижают слабого», — произносит учитель, ограждая первоклассника от напора со стороны подростка.
«Положительное подкрепление» заключается в публичном оглашении реально существующих достоинств партнера.
У каждого школьника всегда можно найти что-то хорошее, позитивное. Это могут быть как внешние данные ученика — высокий рост, крепкое телосложение, красивая фигура, так и его интеллектуальные особенности — хорошая память, развитое красноречие, математические способности. Уважения, восхищения могут заслуживать увлечения и достижения школьника: успешное выступление на конкурсе или спортивных соревнованиях, участие в выставке произведений искусства, публикация своих первых стихов. Поэтому, когда учитель говорит о том, что ему приятно было узнать о достижениях ученика, он стимулирует ученика к новым творческим успехам. Положительного подкрепления могут быть удостоены отдельные поведенческие действия ученика: проявление заботы к своему однокласснику, огорчения по поводу неудачного выступления класса в школьной олимпиаде и т.п.
Очевидно, задача педагога заключается в том, чтобы видеть icaK достоинства, так и слабые стороны ученика, но делать акцент на его позитивных проявлениях, заботиться о создании положительной репутации у школьника и благоприятной психологической атмосферы, в которой легче преодолевать недостатки.
«Ты-сообщение» — это оглашение педагогом своего предположения о вероятном состоянии ребенка в момент совершения им конкретного действия. Здесь используются такие речевые формулы, как «Ты, вероятно...», «Ты, конечно...», «У тебя, видимо...». «Ты, вероятно, был очень занят и поэтому не успел привести свой костюм в порядок», — говорит учитель ученику, пришедшему в школу в помятой одежде. Учитель как бы оправдывает ученика, пытается найти свое объяснение его небрежности и неряшливости и через это пытается обратить его внимание на необходимость следить за своим внешним видом.
«Мы-сообщение» заключается в приобщении ученика к тем проблемам, которые собирается решать учитель: «Мы сегодня на уроке рассмотрим...»; «Настало время проверить наши силы в...». Учитель ненавязчиво включает каждого ученика в свою команду, он как бы заявляет об общей готовности к конкретному делу.
В качестве способов воздействия могут выступать оказание помощи ученику, проявление интереса к его личности или к результатам его деятельности, обращение к нему с просьбой о помощи и иные операции, имеющие описание в литературе по педагогической технологии [85; 112].
2.5. Структура профессионально-педагогического
общения
Взаимодействие учителя с классом имеет определенные временные рамки; оно ограничено продолжительностью урока, классного часа или какого-то иного мероприятия. Однако структура педагогического общения не сводится лишь к непосредственным контактам педагога и воспитанников, а включает и ряд других моментов.
В структуре педагогического общения можно выделить ряд этапов [39, с. 88]:
1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, с иной другой аудиторией в процессе подготовки к непосредственной деятельности с детьми или со взрослыми (прогностический этап).
2. Организация непосредственного общения с классом, ауди-т°рией в момент начального взаимодействия с ними (начальный Период общения).
51 V
3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения предстоящей деятельности.
На первом этапе — этапе моделирования — осуществляется преднастройка педагога на предстоящее взаимодействие с классом. Как правило, при подготовке к уроку все учителя продумывают содержание учебного материала, которое они будут излагать на уроке, отбирают методы и приемы, с помощью которых им предстоит организовывать познавательную и практическую деятельность учащихся, проверяют готовность лабораторного оборудования и технических средств для урока. Они осуществляют дидактическую подготовку к уроку, решая типовую дидактическую задачу: чему учить и как учить своих учеников?
К сожалению, далеко не все педагоги задумываются о тех людях, которым предназначаются учебный материал, методы и приемы его изучения. И напрасно, ибо успех дидактической деятельности учителя практически невозможен без правильно организованного коммуникативного обеспечения. В этом заключается специфика педагогического труда. Дидактические задачи будут успешно решены, если педагог продумает и способы решения коммуникативных задач.
Следовательно, на этапе моделирования важно продумать также и способы взаимодействия с учениками на уроке. На что здесь следует обратить внимание?
На этом этапе педагог прогнозирует восприятие учащимися не только учебного материала, но и личности самого учителя. На первый план здесь выдвигается вопрос о взаимоотношениях с классом.
Если у учителя не налажен контакт с учениками, то, очевидно, важно разобраться в причинах несложившихся отношений.
♦ В чем основные причины разлада между педагогом и учащимися: в сложности учебного материала, в методике его изложения или в личности учителя?
♦ Педагог не может наладить отношения со всем классом или с отдельными учениками?
♦ В какой атмосфере обычно проходят уроки в данном классе?
♦ Что в поведении педагога встречает одобрение у учащихся, а что отвергается? Почему?
♦ Как школьники обычно реагируют на строгое поведение учителя в начале урока, при оценивании их ответов? Какие приемы педагога или моменты урока более всего нравятся ученикам, а какие вызывают протест?
♦ Какие действия учителя приносят успех на уроке, а какие создают дополнительные трудности в общении?
♦ Как целесообразнее начать урок в коммуникативном плане: строго, жестко или, напротив, мягко, либерально? И как его лучше закончить?
ф Что делать, если на уроке возникнут сбои при проведении емонстраций, опытов, в поведении отдельных учеников? ^ jja этом этапе возможно продумывание своего поведения с
нКретным классом: с каким выражением лица целесообразнее ойти в класс; как обеспечить строгость в голосе, мимике и жестах
первые минуты урока; когда лучше провести в классе своеобраз-jjyjo психологическую разрядку и как это лучше сделать (продемонстрировать интересные опыты, рассказать забавный случай или обратиться к видеосюжету).
Не следует рассматривать подобного рода преднастройку как заготовку своеобразных педагогических рецептов на различные ситуации, которые могут возникнуть на уроке. Общение по рецепту практически невозможно, так как урок — это процесс с постоянно изменяющимися условиями. Речь может идти лишь об анализе сложившихся у педагога отношений с классом, об учете своих сильных и слабых сторон в общении с учениками, о предварительном определении своей позиции и выстраивании различных линий поведения в зависимости от складывающейся ситуации взаимодействия с учащимися.
Подобное моделирование осуществляется представителями многих профессий: врачами — перед проведением хирургических операций, тренерами — накануне спортивных соревнований, космонавтами — перед полетом в космос, военными — при подготовке учебных или боевых действий. Педагогу также важно продумать свои действия перед уроком и соединить решение дидактических и коммуникативных задач в единое целое. Очевидно, начинающим учителям необходима более тщательная подготовка, чем их более опытным коллегам. Но главное в том, что этот этап важен для любого учителя.
Второй этап— это начало непосредственного взаимодействия учителя с классом. Иначе его называют коммуникативной атакой.
•т самых первых минут общения педагога с учащимися зависит Довольно многое. Сумеет ли учитель взять инициативу общения в свои руки или же сразу отдаст ее ученикам? Будет ли он последовательно реализовывать свои задумки по взаимодействию с классом или же пустит все на самотек: как получится?
Прежде всего важна самопрезентация педагога классу. С каким выражением лица учитель входит в класс? На раздраженное, сер-Аитое или злое лицо будет одна реакция учащихся. На веселое и Радостное — совершенно другая. А если лицо учителя выражает безразличие к ученикам, то и ученики отреагируют соответствующим образом.
Очевидно, важную информацию для учащихся содержит голос Жителя, его первые слова к классу: как они произносятся? С ка-
°й интонацией? Что сообщают учащимся? Чем чреваты для учащихся?
5 Строгий, но в то же время спокойный голос будет призывам учащихся к порядку, к тому, чтобы прекратить ненужные разго„ воры и переключить свое внимание на учителя и на те задачц которые он ставит на уроке. Такая строгость, не содержащая yrpoj и давления на личность ученика, как правило, неоскорбительна для класса и способствует быстрому настрою учеников на деловоц лад и на сотрудничество с учителем.
Если же педагог говорит строгим, но раздраженным голосов содержащим оскорбления или угрозы в адрес учеников, то эфМ фект будет совершенно иным. Возможно, что учащиеся подчинятся требованиям педагога, но при этом у них будет нарастать внутренний протест против его раздражения и угроз. И вполне вероятно, что на каком-то этапе урока класс или отдельные ученики найдут возможности для того, чтобы выразить свой протест педагогу: не будут спешить с выполнением его требований, будут специально шуметь и создавать помехи учителю, а возможно, напротив, будут молчать и не реагировать на вопросы педагога. Излишний шум или, напротив, «мертвая тишина», как известно, не являются благоприятными условиями для плодотворного сотрудничества на уроке.
Появление в классе учителя с беззаботной улыбкой на лице («с улыбкой до ушей»), очевидно, сразу же вызовет веселое оживление в классе и «размагнитит» учеников.
Коммуникативная атака — это своеобразная борьба за инициативу в общении. Удастся педагогу взять ее в свои руки — значит I он начнет управлять ходом урока и сможет реализовать свои за-1 думки. Если же учитель отдаст инициативу в общении ученикам, I то ему сложно будет руководить процессом, так как придется I плестись в хвосте событий. Коммуникативная атака — это свое-1 образная заявка педагога: «Я — хозяин в классе», — утверждает I один учитель; «Предлагаю сотрудничество», — говорит второй; I «Ребята, я вас не обижу, но и вы не обижайте меня», — умоляет I третий. Какой вариант избрать?
Третий этап— управление общением в развивающемся педа- 1 гогическом процессе — является самым продолжительным по вре- I мени непосредственного взаимодействия учителя и учеников и, I очевидно, самым сложным.
Эта сложность обусловливается прежде всего тем, что каждый I этап урока (организационный момент, опрос учащихся, объясне- I ние нового материала, закрепление и т.п.) отличается специфй- I кой решаемых на нем задач и особенностями взаимодействий I учителя с классом.
Например, при объяснении нового материала учителю важно I привлечь внимание учащихся к своему изложению, к своим 0' I монстрациям и примерам. Здесь все зависит именно от педагога. I от его умения ясно и эмоционально излагать свои мысли, четко I
монстрировать свои опыты. А при опросе учитель стремится не лько услышать ответ ученика, но и привлечь к его ответу вни-Гание всего класса. И здесь практически не учитель, а ученик ^ раВляет вниманием школьников. Это управление может состояться, если ученик говорит ясно, четко и эмоционально. А если ответ ученика не звучит, если в нем довольно много ошибок, если Речь ученика еле слышна и невнятна, то вряд ли класс станет его слушать. Поэтому учителю необходимо найти способы общения с классом не только в процессе собственного изложения учебного материала, но и в ходе ответа как сильного, так и слабого ученика.
Сложность данного этапа обусловливается также и тем, что педагог не только намечает и реализует свои дидактические и коммуникативные задумки, как это имеет место на 1-ми 2-м этапах, но также встречается с новыми, незапланированными ситуациями.
Например, учитель предполагал опросить 3 — 4 учеников у доски и затратить на это 10—12 минут, а затем приступить к объяснению нового материала. Однако уже первый из отвечающих учеников говорил настолько затянуто и невнятно, все делал так медленно, что на выслушивание его ответа ушло 8 минут. А учитель обратил внимание на упущенное время лишь при ответе второго ученика. Что делать дальше: отступать от намеченного плана опроса или же внести коррективы в дальнейший ход урока и сократить объяснение нового материала?
Учитель полагал, что во время опроса класс будет внимательно слушать отвечающих у доски учеников, а вышло совсем иначе: ребятам были неинтересны невнятные и скучные ответы своих одноклассников, они разговаривали, шумели и тем самым вносили дополнительные трудности в ход урока. Как вести себя учителю: оказать давление на класс и все же заставить всех учеников выслушать вымученные ответы страдающих у доски одноклассников либо прервать ответы этих «страдальцев» и перейти к объяснению нового материала?
На этом этапе педагог вынужден довольно быстро реагировать На неожиданно возникающие в классе ситуации и постоянно ре-Щать новые для себя коммуникативные задачи. Именно поэтому педагогическое общение является процессом творческим.
Четвертый этап — анализ осуществленной системы обще-Ния и моделирование системы общения предстоящей деятельности. Суть этого этапа заключается в том, чтобы проанализировать Устоявшееся общение со школьниками, отметить его основные ГеНденции и понять причины успешного взаимодействия с ними, 1 также трудностей, с которыми пришлось столкнуться педагогу.
На этом этапе педагогу важно поставить перед собой следую- вопросы: удался ли урок в плане общения с учащимися?
553 Правильно ли он взаимодействовал с классом? Что способств^ вало и что препятствовало налаживанию контактов с учащим^ на уроке? Какие непредвиденные ситуации возникали на р Насколько удачно найдены выходы из этих ситуаций? За счет ких средств удавалось управлять вниманием учащихся, включать их в познавательную и практическую деятельность? Насколько голос, внешний облик, мимика и жесты помогали в общении с классом? Какие неточности, просчеты и ошибки в общении бъщ\ допущены на уроке и что необходимо сделать, чтобы больше не повторять их? Не менее важно как можно честнее ответить на эти вопросы.
Древний философ говорил: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В то же время опыт переправы через одну реку поможет организовать ее и через другие реки. Без анализа своей деятельности невозможно движение вперед.
Не следует путать структуру педагогического общения со структурой урока.
Как известно, структура урока включает организационный момент, опрос учащихся, объяснение нового материала, закрепление и другие элементы. Учитель вправе самостоятельно моделировать структуру урока, отводить каждому из элементов требуемое, на его взгляд, время, менять последовательность этих элементов или исключать отдельные из них в конкретных уроках.
Структура педагогического общения представляет собой развернутые во времени этапы взаимодействия педагога со своими учениками и воспитанниками. Здесь можно говорить о временных интервалах каждого из этих этапов (например, о сведении к минимуму коммуникативной атаки), но вряд ли можно поменять их местами или исключить какой-либо. Учитель вначале продумывает ход урока и особенности своего общения с классом, а затем входит в класс и начинает свое взаимодействие с учениками. Он сначала осуществляет коммуникативную атаку и управление процессом общения в ходе урока и только после этого проводит анализ состоявшегося взаимодействия с учащимися.
Аналогичная структура общения возможна при взаимодействии учителя не только на уроках со своими учениками. Очевидно, что описанные выше этапы имеют место при общении учителя со своими коллегами, а также с родителями учащихся и с представителями школьной администрации. Во многих контактах педагога с любым из субъектов общения можно выделить и прогностический этап, и коммуникативную атаку, и управление про' текающим общением, и анализ завершенного общения. ОтличиЯ будут в содержании общения, профессиональной позиции и стиле педагогического воздействия на партнеров, о чем речь пойДеТ в следующей главе.