1. Что такое профессиональная позиция педагога?
2. Каковы особенности общения, когда учитель ориентирован на то, чтобы быть прежде всего источником информации?
3. В чем особенности позиции учителя, бдительно следящего за порядком в классе?
4. Каковы позитивные и негативные моменты в деятельности учителя, занимающего позицию «заботливой наседки»?
5. В чем проявляется позиция невмешательства?
6. В чем особенности общения учителя, занимающего позицию старшего товарища?
1 ■ Что понимается под дистанцией общения?
8. Каковы особенности дистанционной, уровневой и кинетической позиций?
9. Что понимается под стилем педагогического руководства?
10. Что характерно для авторитарного стиля руководства? П. В чем особенности демократического стиля руководства?
12. Что характерно для либерального стиля?
13. Какие позитивные и негативные моменты можно выделить в ав-ТоРитарном, демократическом и либеральном стилях?
Н. Что стоит за «сильными» способами воздействия педагога-«авто-Ритара»?
|
|
Глава 4
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Вопрос о социальных ролях партнеров по общению представляет определенный интерес для каждого педагога. Дело в том, что каждому человеку суждено выполнение различных социальных функций. В детстве человек является чьим-то сыном (дочерью). Затем в более зрелые годы он может стать отцом (матерью). В годы учебы мы являемся учениками, студентами, курсантами. В транспорте мы пассажиры, в магазине — покупатели, на работе — работники, в поликлинике — пациенты. В течение лишь одного дня один и тот же человек может быть и сыном, и учеником, и пассажиром, и покупателем, и клиентом, и членом спортивной команды, и членом уличной компании.
Очевидно, что выполнение каждой подобной функции будет иметь свои особенности и отличия. Со своими родителями школьник будет вести себя не так, как с учителями, а в школе совсем иначе, чем в магазине или в больнице. Положение хорошего ученика в классе не гарантирует ему успешное вхождение в спортивную команду или уличную компанию. Поэтому в своем классе он может вести себя свободно и раскованно, быть лидером в учебной деятельности, а в спортивной команде чувствовать себя робко и застенчиво и быть на правах отвергаемого.
Выполнение различных функций будет связано с различным поведением одного и того же человека. Ему придется вести себя не только так, как он хочет, а так, как «хочет» окружающая среда: общество, класс, спортивная команда, партнер по общению. В различных ситуациях взаимодействия с людьми человеку приходится как бы исполнять различные роли: то послушного сына, то прилежного ученика, то дисциплинированного пассажира, то развязного члена дворовой компании.
|
|
Не следует путать эти социальные роли с известными нам актерскими ролями. Исполнять актерскую роль — значит выстраивать поведение на сцене или съемочной площадке в соответствия со сценарием и задумками режиссера. Исполнение «отсебятины» принимается ни режиссером, ни другими актерами, а порой и писателями. Поэтому актеру надо уметь играть: в одном месте пьесы он должен быть веселым и счастливым, в другом — грустным и несчастным, а в третьем — «умереть».
Социальные роли, о которых идет речь, обычно не подкреплены сценарием. И тем не менее их приходится исполнять как педагогам, так и их ученикам. Социальная роль — это нормативно одобренное, ожидаемое окружающими людьми поведение человека в определенных обстоятельствах. Педагогу важно хорошо представлять особенности этих ролей и использовать знания о них в своей работе.
Глава 5
УРОВНИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И ШКОЛЬНИКОВ
Понятие «уровень» имеет несколько значений и используется как в естественно-математических, так и в социально-гуманитарных науках. Не случайно нам хорошо известны словосочетания «уровень жидкости», «уровень шума», «уровень радиации», «уровень образования», «уровень воспитанности» и т.п.
Это довольно условное понятие обычно вводят для того, чтобы осуществить какое-либо качественное разделение между различными состояниями того или иного процесса. Например, понятие «уровень радиации» позволяет ввести условные ориентиры интенсивности радиоактивного излучения. Низкие уровни радиации могут быть практически безопасными или малоопасными, а высокие уровни — опасными или смертельно опасными для жизни человека.
Использование понятия «уровни общения» — это также некая условность. Под уровнями общения понимают определенные поведенческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимодействия.
Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе описано немало подходов к выделению особенностей общения партнеров.
Э.Берн описывает пять способов «совместного проведения времени», или общения, социальной группы, состоящей из двух или большего числа людей: ритуалы; времяпрепровождение; игра; близость; деятельность [8, с. 14].
В.Н. Сагатовский выделяет четыре уровня общения: манипулирования; «рефлексивной игры»; правового общения; нравственного общения1.
Ю. С. Крижанская и В. П. Третьяков, говоря о стиле общения как наиболее предпочитаемых «способах понимания других людей, коммуникации и действий в общении», выделяют три основных стиля: ритуальный, манипулятивный и гуманистический (Сагатовский В.Н. Социальное проектирование: (К основам теории) // Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. — Томск, 1980).
По существу, эти стили, определяющие поведение человека при взаимодействии с другими людьми — партнерами по общению, являются своеобразными уровнями общения [53].
Интересную, на наш взгляд, иерархию уровней общения предложил А. Б.Добрович, выделивший семь уровней общения: примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный. Мы расположили их в определенной последовательности — от низших к высшим уровням — и ввели соответствующие обозначения от -3 до +3. Рассмотрим их более подробно.
3 — духовный уровень
2 — деловой уровень
1 — игровой уровень
0 — конвенциональный уровень
— 1 — стандартизированный уровень
—2 — манипулятивный уровень
—3 — примитивный уровень