Вопросы

1. Что такое профессиональная позиция педагога?

2. Каковы особенности общения, когда учитель ориентирован на то, чтобы быть прежде всего источником информации?

3. В чем особенности позиции учителя, бдительно следящего за по­рядком в классе?

4. Каковы позитивные и негативные моменты в деятельности учите­ля, занимающего позицию «заботливой наседки»?

5. В чем проявляется позиция невмешательства?

6. В чем особенности общения учителя, занимающего позицию стар­шего товарища?

1 ■ Что понимается под дистанцией общения?

8. Каковы особенности дистанционной, уровневой и кинетической позиций?

9. Что понимается под стилем педагогического руководства?

10. Что характерно для авторитарного стиля руководства? П. В чем особенности демократического стиля руководства?

12. Что характерно для либерального стиля?

13. Какие позитивные и негативные моменты можно выделить в ав-ТоРитарном, демократическом и либеральном стилях?

Н. Что стоит за «сильными» способами воздействия педагога-«авто-Ритара»?

Глава 4

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Вопрос о социальных ролях партнеров по общению представ­ляет определенный интерес для каждого педагога. Дело в том, что каждому человеку суждено выполнение различных социальных функций. В детстве человек является чьим-то сыном (дочерью). Затем в более зрелые годы он может стать отцом (матерью). В годы учебы мы являемся учениками, студентами, курсантами. В транс­порте мы пассажиры, в магазине — покупатели, на работе — ра­ботники, в поликлинике — пациенты. В течение лишь одного дня один и тот же человек может быть и сыном, и учеником, и пасса­жиром, и покупателем, и клиентом, и членом спортивной ко­манды, и членом уличной компании.

Очевидно, что выполнение каждой подобной функции будет иметь свои особенности и отличия. Со своими родителями школь­ник будет вести себя не так, как с учителями, а в школе совсем иначе, чем в магазине или в больнице. Положение хорошего уче­ника в классе не гарантирует ему успешное вхождение в спортив­ную команду или уличную компанию. Поэтому в своем классе он может вести себя свободно и раскованно, быть лидером в учебной деятельности, а в спортивной команде чувствовать себя робко и застенчиво и быть на правах отвергаемого.

Выполнение различных функций будет связано с различным поведением одного и того же человека. Ему придется вести себя не только так, как он хочет, а так, как «хочет» окружающая сре­да: общество, класс, спортивная команда, партнер по общению. В различных ситуациях взаимодействия с людьми человеку прихо­дится как бы исполнять различные роли: то послушного сына, то прилежного ученика, то дисциплинированного пассажира, то развязного члена дворовой компании.

Не следует путать эти социальные роли с известными нам ак­терскими ролями. Исполнять актерскую роль — значит выстраи­вать поведение на сцене или съемочной площадке в соответствия со сценарием и задумками режиссера. Исполнение «отсебятины» принимается ни режиссером, ни другими актерами, а порой и писателями. Поэтому актеру надо уметь играть: в одном месте пьесы он должен быть веселым и счастливым, в другом — грустным и несчастным, а в третьем — «умереть».

Социальные роли, о которых идет речь, обычно не подкреплены сценарием. И тем не менее их приходится исполнять как педа­гогам, так и их ученикам. Социальная роль — это нормативно одобренное, ожидаемое окружающими людьми поведение чело­века в определенных обстоятельствах. Педагогу важно хорошо представлять особенности этих ролей и использовать знания о них в своей работе.

Глава 5

УРОВНИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И ШКОЛЬНИКОВ

Понятие «уровень» имеет несколько значений и используется как в естественно-математических, так и в социально-гуманитар­ных науках. Не случайно нам хорошо известны словосочетания «уровень жидкости», «уровень шума», «уровень радиации», «уро­вень образования», «уровень воспитанности» и т.п.

Это довольно условное понятие обычно вводят для того, что­бы осуществить какое-либо качественное разделение между раз­личными состояниями того или иного процесса. Например, поня­тие «уровень радиации» позволяет ввести условные ориентиры ин­тенсивности радиоактивного излучения. Низкие уровни радиации могут быть практически безопасными или малоопасными, а вы­сокие уровни — опасными или смертельно опасными для жизни человека.

Использование понятия «уровни общения» — это также некая условность. Под уровнями общения понимают определенные по­веденческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимо­действия.

Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе описано немало подходов к выделению особенностей общения партнеров.

Э.Берн описывает пять способов «совместного проведения времени», или общения, социальной группы, состоящей из двух или большего числа людей: ритуалы; времяпрепровождение; игра; близость; деятельность [8, с. 14].

В.Н. Сагатовский выделяет четыре уровня общения: манипу­лирования; «рефлексивной игры»; правового общения; нравствен­ного общения1.

Ю. С. Крижанская и В. П. Третьяков, говоря о стиле общения как наиболее предпочитаемых «способах понимания других людей, коммуникации и действий в общении», выделяют три основных стиля: ритуальный, манипулятивный и гуманистический (Сагатовский В.Н. Социальное проектирование: (К основам теории) // Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. — Томск, 1980).

По су­ществу, эти стили, определяющие поведение человека при взаи­модействии с другими людьми — партнерами по общению, явля­ются своеобразными уровнями общения [53].

Интересную, на наш взгляд, иерархию уровней общения пред­ложил А. Б.Добрович, выделивший семь уровней общения: при­митивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенци­ональный, игровой, деловой, духовный. Мы расположили их в оп­ределенной последовательности — от низших к высшим уровням — и ввели соответствующие обозначения от -3 до +3. Рассмотрим их более подробно.

3 — духовный уровень

2 — деловой уровень

1 — игровой уровень

0 — конвенциональный уровень

— 1 — стандартизированный уровень

—2 — манипулятивный уровень

—3 — примитивный уровень


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: