Содержание программы

Тема 1. Психопатология и дефектология, их связь в медико-педагогическом комплексе

Социально-педагогические и клинико-психологические аспекты, проблемы. Связь клиники интеллектуальных нарушений с другими дисциплинами медико-биологического цикла: невропатологией, психопатологией, основами генетики. Клиника интеллектульных нарушений как основа для изучения олигофренопедагогики, олигофренопсихологии и психолого-педагогических аспектов ЗПР. Основные понятия и история развития клиники интеллектуальных нарушений.

Тема 2. Этиология и патогенез интеллектуальных нарушений

Основные группы этиологических факторов: неблагоприятная наследственность, пренатальные факторы, родовой травматизм и асфиксия, вредности раннего постнатального развития. Хромосомные и генные болезни, их удельный вес среди всех форм умственной отсталости, причины возникновения и общая характеристика. Характеристика вредностей пренатального периода: внутриутробные поражения плода вирусами, паразитами, интоксикации, радиация, резус – несовместимость матери и плода, алкогольный синдром плода (АСП). Роль родового травматизма и асфиксии в возникновении отклонений интеллектуального развития. Характеристика основных вредностей постнатального периода: нейроинфекции, осложнений после кори, скарлатины, краснухи, травмы, депривация и ее виды.

Анатомо-физиологические изменения мозга и особенности высшей нервной деятельности при нарушениях интеллекта.

Тема 3. Генетические и хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных расстройств. Медико-генетическое консультирование.

Моногенные и хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений. Синдром Марфана. Синдром Лоуренса-Муна - Барде-Бидля. Синдромы Крузона и Апера. Врожденные дефекты обмена. Гемолитическая болезнь новорожденных. Олигофрения при хромосомных болезнях. Синдром Дауна. Синдром Эдвардса. Синдром Патау. Синдром ''Кошачьего крика''. Синдром Шершевского-Тернера. Синдром Трисомии Х. Синдром Клайнфельтера. Синдром 47, ХУУ. Полигенные формы олигофрении. Медико-генетическое консультирование.

Тема 4. Клинико – педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта. Характеристика степеней умственной отсталости

Особенности соматического состояния детей: физическое состояние, наличие дизрафических стигм, состояние внутренних органов. Изменения в неврологическом состоянии: состояние рефлекторной сферы, двигательные нарушения, изменения со стороны черепно – мозговых нервов, вегетативной нервной системы. Особенности психического состояния.

Клинико-педагогическая характеристика детей и подростков с легкой степенью умственной отсталости: IQ 55-69 (здесь и далее по шкале Векслера), особенности психического развития, способность к обучению и овладению рабочей специальностью.

Клинико-педагогическая характеристика детей и подростков с умеренной умственной отсталостью: IQ 40-54, особенности психического развития, относительная способность к социальной самостоятельности.

Клинико-педагогическая характеристика детей и подростков с тяжелой степенью умственной отсталости: IQ 25-39, особенности психического развития, невозможность самостоятельного существования.

Клинико-педагогическая характеристика детей и подростков с глубокой умственной отсталостью: IQ 24 и менее, особенности психического развития, неспособность к элементарному обучению и самостоятельному существованию.

Тема 5. Раннее выявление детей с психофизическими и эмоциональными отклонениями в развитии.

Задачи и методы пренатальной и ранней диагностики отклонений в развитии у детей. Дифференциальный диагноз. Отграничение олигофрении от резидуально-органических деменций. Отграничение от слабоумия при шизофрении и эпилепсии. Отграничение от задержек психического развития.

Общие принципы диагностики интеллектуальных нарушений: характеристика клинического синдрома, определение интеллектуального уровня, учет биологических факторов и практическое уточнение этиологического диагноза, оценка сопутствующих психосоциальных влияний (нарушения внутрисемейных отношений, чрезмерный или недостаточный контроль за ребенком и т.д.).

Методы клинической диагностики: генетические, лабораторные, рентгенологические и электрофизиологические.

Изучение анамнеза, схема сбора анамнестических сведений. Изучение физического и неврологического состояния. Психопатологическое, нейро-, психолингвистическое и психолого-педагогическое обследование, психодиагностика. Проблема дифференциальной диагностики умственной отсталости и задержки психического развития. Медико-генетическое консультирование как метод профилактики нарушений интеллекта: структура медико-генетической консультации, этапы и методы консультирования.

Тема 6. Задержка психического развития, причины возникновения и характеристика особенностей

Пограничные формы интеллектуальной недостаточности (в том числе задержка темпа психического развития).

Определение понятий. Систематика (по Г.Е. Сухаревой, К.С. Лебединской, В.В. Ковалеву).

Клинико-нейропсихологические механизмы ЗПР у детей.

Тема 7. Лечебные и педагогические мероприятия на всех этапах развития. Медико-психолого-педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии. Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии

Основные принципы лечения, социальной адаптации и реабилитации. Медико-психолого-педагогическое консультирование детей с отклонениями в развитии. Специальные образовательные учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Планы семинарских занятий

Занятие 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: