Билет №6. Вопрос 1. Административно-командная система государственного управления в сфере культуры в 1930-1950гг

Политические и идеологические условия развития К.

Партийный курс на построение социализма, приняты во второй половине 1920-х оказал значительное влияние на К. В России складывался репрессивный политический режим с жестким контролем над всеми сферами жизни общества, ограничением доступа к информации, единой идеологией. Общая направленность К политики по сравнению с предшествующим периодом – неизменна: все сферы К рассматривались с точки зрения задач классовой борьбы пролетариата за социализм.

Задачи К строительства стали пониматься более упрощенно. Ленин: к революция – многогранный процесс преодоления К отсталости страны. Сталин: к революция – введение обязательного начального, а затем среднего образования.

Укрепление власти Сталина, играл активную роль в руководстве К, его мнение было решающим.

- кадровые перестановки во всех звеньях партийно-государственного руководства: ленинская гвардия вытеснялась более молодым поколением партийцев. Накромат просвещения: вместо Луначарского – Бубнов.

- с начала 30-х проводилась реорганизация органов упр-ия К. Усиливались специализация и централизация:

* создавались новые органы отраслевого управления: Союзкино-1930, Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию-1933, Комитет по высшей технической школе-1932, Всесоюзный комитет по делам искусств-1936. Эти органы формировались как общесоюзные, в отличие от наркоматов просвещения, которые были республиканскими.

* со второй половины 30-х в ведении наркомпросов осталась только система просвещения.

* Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР – особая роль в утверждении сталинского диктата. Занимался вопросами кинематографии, изобразительного искусства, архитектуры, проблемами театральных, цирковых и музыкальных учреждений.

- На политическом уровне вопросы К – в ведении отдела К и пропаганды ленинизма ЦК ВКП(б), во главе с 1930г. Стецкий. В 1935 отдел был разделен на 4 самостоятельных подразделения:

* отдел партийной пропаганды и агитации, Стецкий,

* отдел школ, научно-тех изобретений и открытий, Волин,

* отдел к-просветительной работы, Щербаков,

* отдел печати, Таль.

- Введение общегосударственного пятилетнего планирования с 1928 распространилось и на К. Бюджетные ассигнования на К выделялись по остаточному принципу. Матобеспеченность К отставала от потребностей.

- 30-е – скачок в развитии средств распространения культуры:

* увеличивались тиражи книг, газет, журналов,

* рост грамотности – больше людей приобщалось к чтению,

* в быт входили радиоприемники и патефоны, становилось доступным кино.

- Изменились методы руководства К:

* В 20-е вопросы обсуждались на проф съездах и конференциях, спец совещаниях ЦК партии. Последующие десятилетия: подобные форумы работников К собирались все реже.

* Прекратили существование многие общественные организации.

* Авторитарно-бюрократический стиль стал доминирующим.

С 30-х началось утверждение культа Сталина.

- Официальные оценки состояния дел в стране не соответствовали действительности. Большинство людей всему верило.

- 1929 – переломный в отношениях власти и церкви:

* госуд органы получили широкие права контроля над деят-тью религ организаций,

* массовое закрытие монастырей и церквей,

* создана массовая общест организация Союз воинствующих безбожников, антирелигиозные музеи.

- на рубеже 20-30-х усилились репрессии по отношению к интеллигенции.

- негативное отношение к К наследию:

* практически бездействовала система охраны памятников, созданная после революции,

* церкви и монастыри закрывались и уничтожались, закрывались музеи-усадьбы,

* чистка библиотек, уничтожались книги репрессированных авторов.

* 1933-1934- Положительные изменения в отношении к К наследию связаны с внутриполитическими причинами (укрепление сталинского режима), обострение межд напряженности. Приняты постановления ВЦИК и СНК

«Об охране исторических памятников»,

«Об охране архитектурных памятников»,

«О преподавании гражданской истории в школах СССР»,

были восстановлены ист факультеты в МГУ и ЛГУ,

в идеологической работе усилилось патриотическое воспитание.

Перестройка К в условиях военного времени

Начало войны резко изменило жизнь общества. Все сферы К были подчинены задачам борьбы с врагом. Специального плана перестройки руководства К и всей системы К учреждений не было, но в партийно-государственных документах были общие установки по мобилизации страны, которые определяли направления перестройки в области К. был учрежден чрезвычайный орган – Госуд комитет обороны (ГКО), уполномоченный ГКО по науке.

- Идеологическое руководство К работой – Управление пропаганды и агитации ЦК партии (УПА)-1939.

- Культурно-идеологическая работа в армии и на флоте – Главное политическое управление Красной армии, Главное политическое управление ВМФ (работали на правах отделов ЦК ВКП(б).

- Комиссия по учету и охране памятников (май 1942) – организована при Комитете по делам искусств.

- Созданы новые общественные организации (начало войны) – антифашистские комитеты: советских ученых, советских женщин, советской молодежи, еврейский антифашистский комитет. Их деятельностью руководило Совинформбюро (24.06.1941).

- Изменилась госуд политика по отношению к религии и церкви:

* Союз воинствующих безбожников расформирован (1941), антирелигиозная пропаганда ослабела,

* начался диалог с церковью, поворот: 1943 – встреча в Кремле высших руководителей церкви и государства. Избрание Патриарха. Религиозные объединения получили больше возможностей для деятельности.

- В условиях опасности, мобилизации всех духовных сил общества классовый и интернациональный принципы отходят на второй план, поворот в идеологической работе:

* Доклад Сталина: слова о «великой русской нации».

* Роспуск Коминтерна (1943),

* утверждение нового госуд гимна вместо «Интернационала».

* Историческая тематика – видное место в лекциях, пропаганде, произведениях литературы и искусства.

- Расширяются международные творческие контакты.

- Аппарат управления К сокращен, идеологический контроль немного ослаблен. Репрессии продолжались, но в меньшем масштабе.

- Ассигнования на К были сокращены.

- Формы К работы.

* На первый план вышли наиболее оперативные, мобильные, доступные формы К работы: радио, кинематография, печать. Основным средством являлось радио, сводки Информбюро. Агитпункты. Урон издательскому делу.

* Не прекращалась работа к-просветительных учреждений (музеи, библиотеки, театры).

* Фронтовые бригады артистов, писателей, художников, специальные фронтовые театры.

* Многие учреждения К были эвакуированы из районов оккупации.

Усиление административно-командных методов руководства культурой.

Война оказала большое влияние на духовный климат:

  • возросло чувство собственного достоинства,
  • сами увидели «заграницу»,
  • надежды на лучшую жизнь после победы,

Сталинский режим благодаря победе укрепился. Репрессии. Центральное место в работе ЦК партии заняли идеологические вопросы широкого спектра.

- Все средства направлены на пропаганду успехов под руководством вождя. Иллюзорные представления о коммунизме. Искажение информации о войне.

- Раскол мира на 2 враждующих лагеря, начало «холодной войны» - свели к минимуму межд К обмен.

* Кампания борьбы с низкопоклонством перед Западом.

* Кампания борьбы против «безродных космополитов».

* Антисемитская кампания. Выступление против «критиков-антипатриотов». Дело Кремлевских врачей.

* Кампания против понятия «большевистской партийной литературы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: