Российское кино: краткая история

- Рождение российского «Великого Немого» (1898-1917)

Кино в Россию завезли французы. Было это в начале 1896-го.
- В погоне за Красным «Октябрем» (1918-1930)

1918г. – Национализация кино.

- От «малокартинья» - к «кинооттепели» (1950-1968)

1959г. – Создан Союз кинематографистов

- Эпоха малокартинья завершилась вскоре после смерти Сталина. «Оттепельная» либерализация кремлевского курса второй половины 50-х вызвала резкое увеличение фильмопроизводства и приток режиссерско-актерских дебютов.
- «В тихом киноомуте…» (1969-1984)

«Оттепель» оборвалась в августе 1968, раздавленная гусеницами советских танков, бороздивших пражские мостовые… Кремлевская кинореакция была довольно жесткой. На корню душились многие творческие замыслы. Немало незаурядных картин оказалось на цензурной полке.

Посещаемость кинозалов в России в ту пору была одной из самых высоких в мире.

- В угаре киноперестройки… (1985-1991)

Попытка новой либерализации коммунистического режима, поначалу довольно робкая, вызвала постепенное ослабление цензурного гнета.

В революционном угаре киноперестройки были несправедливо «сброшены с корабля современности» столпы официального кино 60-х – 70-х (среди них был, к примеру, Сергей Бондарчук). А не совсем не кассовая обойма «полочных» фильмов попала, наконец, в прокат, да еще и массовым тиражом. Затем последовала отмена списка запрещенных для кино тем и жанров.

Общая ситуацию снижения посещаемости. Распространение видео, конкуренция со стороны ожившего телевидения, интенсивный импорт американских фильмов, и нахлынувший «девятый вал» отечественной «киночернухи» сделали свое дело. Российское кино стало терять даже самых преданных своих зрителей.

Правда, перестройка породила на Западе временную моду на все русское, и российские фильмы стали желанными гостями больших и малых международных фестивалей.

- 1991-й, как хорошо известно, стал последним годом существования Советского Союза и так называемого августовского путча. «Скрытая» инфляция и завораживающая пустота на прилавках магазинов (включая столичные) достигли апогея. Государство все еще продолжало по привычке финансировать существенную часть из 213 отечественных фильмов 1991 года, но лишь немногие из них доходили до экранов кинотеатров, заполненных иноземной коммерческой продукцией. Как грибы после дождя по всей стране продолжали плодиться видеозалы. Цензура фактически уже не действовала, видеокассеты с порнофильмами лежали на прилавках любого привокзального киоска.

В 1991 году список художественных и фестивальных удач уже выглядел скромнее, чем во второй половине 80-х.
- Частный кинобизнес возвращается… (1992-2002)

Теоретически в прокат 1992 года могло выйти немалое число новых отечественных фильмов - 172, львиная доля которых снималась на деньги частных фирм, банков, акционерных обществ и прочих организаций. Однако на деле, быть может, вопреки надеждам некоторых новоявленных кинокоммерсантов, в прокате оказался все тот же набор заокеанских боевиков.

1993г. - г од новых экономических и политических (октябрьский штурм Останкино и Белого дома в Москве) потрясений. Московский международный кинофестиваль, состоявшийся в июле 1993 года, пожалуй, впервые за всю свою историю испытал дефицит зрителей. Снова уменьшилось российское фильмопроизводство (152 полнометражных фильма).

Ушли в прошлое золотые для многих «киношников» времена начала 90-х, когда число режиссеров увеличивалось в геометрической прогрессии. «Частники» все реже вкладывали деньги в убыточное кинопроизводство. Неуклонно сокращалась и государственная поддержка «десятой музы». В итоге общее количество фильмов значительно уменьшилось.

В 1995 в Москве появляется первый в России кинотеатр с настоящим многоканальным звуком Dolby - «Кодак-Киномир» (к началу XXI века в столице их будет уже около полусотни, и залы с новой техникой появятся во всех больших и средних российских городах).

- 2003 год - Кинопроизводство, оправившееся от дефолта 1998 года, начинает потихоньку увеличиваться.

- С 2005г. государство начинает помогать кино. Количество произведенных фильмов увеличивается.
- 2008 год - Год начала мирового экономического кризиса не смог радикально повлиять на инерционный характер увеличения кинопроизводства. Разумеется, некоторые кинопроекты были остановлены, однако за счет уже запущенных в производство лент в 2008 году было снято 162 игровых фильма.

Система управления:

- Министерство культуры: Департамент государственной поддержки кинематографии.

Сметы подаются через Министерство культуры и Минфин.

- Общероссийская общественная организация «Союз кинематографистов РФ» - творческое объединение.

Председатель – Михалков Н.С.
- КиноСоюз — общественная организация российских кинематографистов. Создана в 2010 году, зарегистрирована Минюстом РФ. Полное наименование: региональная общественная организация Союз кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений.

Учредители: Эльдар Рязанов, Алексей Герман, Юрий Норштейн, Александр Сокуров, Александр Гельман, Даниил Дондурей, Владимир Досталь, Виталий Манский, Борис Хлебников, Андрей Прошкин, Алексей Герман (мл.).

Председатель — Андрей Прошкин.

- Проблемы:

* разрушение материальной базы кино (киностудии и т.д.),

* плохая поддержка государства,

* отсутствует система проката фильмов,

* сейчас – киноконцерны,

* недостаточная социальная поддержка деятелей кино.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: