1917-1920гг. Революция 1917г. и культура
Революция оказала громадное влияние на судьбу России и все сферы жизни общества, но последствия революционного переворота в культуре проявились не сразу. Непосредственное воздействие на интеллигенцию и культурную жизнь общества:
- свержение монархии в феврале 1917г. вызвало духовный подъем у части общества. Демократические реформы Временного правительства открыли дорогу к демократизации культуры. Широкое движение художественной самодеятельности: театр и муз студии, изостудии, литкружки. Сентября 1917 – создан Пролеткульт (центр, координирующий творческие организации пролетариата).
- большинство интеллигенции с воодушевлением встретило начало революции, активно включилась в общест работу: весна 1917г. – съезды учителей, собрания творческой интеллигенции, создавались различные комитеты и комиссии. Создан Госуд комитет по народному образованию (разработал ряд законопроектов, не были приняты).
- Министерство просвещения не играло активной роли.
|
|
- Революционные иллюзии большей части интеллигенции развеялись на протяжении 1917г. Приход к власти большевиков – негативное отношение к ней большинства интеллигенции. Октябрьское восстание в Петрограде, разгон Учредительного собрания – как узурпация власти.
- Отказ большей части интеллигенции от профессионального сотрудничества с советской властью в первые месяцы привел к разрушению системы госуд и общест органов руководства культурой. Новые органы формировались практически на пустом месте. Разрушена старая система финансирования. Нарастание эк кризиса сокращала бюджетные средства, выделяемые на культуру. Эк экспроприация подорвала меценатство.
- Практически приостановились научные исследования, с перебоями работали университеты и школы, боролись за выживание музеи, библиотеки, театры.
- Страдали культурные ценности: уничтожались усадьбы, их библиотеки, предметы искусства.
- Большие человеческие потери. Эмиграция (около 2 млн. человек).
- Психологические и нравственные последствия революции и войны: вырваны из привычных условий, потеряли близких, детская беспризорность, гонения на религию, патриотизм – интернационализм, уважение к родителям – классовое чутье и т.д.
Политика большевиков в области культуры
Новая власть взяла на себя миссию духовного лидерства и попыталась поставить под свой контроль сферу культуры. Однако не было четко разработанной концепции культурной политики, только общие цели и принципы партийной линии в области культуры.
Теория:
- задача на долговременную перспективу – создание нового типа К – социалистического.
|
|
- многие теор установки определяли К политику: классовый подход (в основе новой К должна лежать пролетарская идеология, К должна служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм).
- отношение к К предшествующих эпох – преемственность.
Практика:
- практическая линия партии в области К отражена в многочисленных декретах первых лет советской власти, направлена на решение 2 задач:
* установление партийного контроля над всеми институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе,
* подъем общего культурного уровня населения.
- советская политика в области К не порывала полностью с дореволюционной. Некоторые реформы, подготовленные до революции, были осуществлены большевиками:
* новые правила русского языка (декрет 1918),
* утвержден новый календарь,
* реформа народного образования,
* многие специалисты с дореволюционным стажем стали работать в советских учреждениях К.
- Принципиальные установки в области К были сформулированы в:
* Конституции РСФСР (1918) (законодательно закрепляла обязанность государства «предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее образование»)
* Партийной программе РКП(б) (1919) (меры по демократизации К жизни и обеспечению доступа трудящихся к образованию и сокровищам искусства)
- Начало создания советской системы партийно-государственного руководства К-рой – положено назначением Луначарского народным комиссаром по делам просвещения в первом советском правительстве. Образована Госуд комиссия по просвещению (декрет 9.11.1917) – представительный орган, куда делегировались работники разных учреждений. Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос) - формировался как орган централизованного руководства всеми отраслями К.
- В районах, где была установлена советская власть, создавались отделы народного образования под контролем местных Советов. Им подчинялись все учреждения К. Для управления делами К в национальных регионах России в Наркомпросе организован отдел просвещения нацменьшинств. По мере образования автономий там создавались свои наркоматы просвещения, а отдел просвещения нацменьшинств реорганизован в Совет (Совнацмен).
- Во время Гражданской войны на территории, занятой белой армией, формировались свои министерства народного просвещения.
- Агитпроп – специальный орган партийного руководства К, агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б). Он действовал через Наркомат просвещения и комфракции.
- Наступление на «идеологическом фронте» партия начала сразу после прихода к власти:
* закрыты контрреволюционные газеты,
* национализированы кинопромышленность, театры и другие зрелищные учреждения,
* создавались советская печать, сеть агитационно-пропагандистских организаций,
* распущены многие общественные, профессиональные и творческие союзы, оппозиционные советской власти,
* ряд культурно-просветительных и научных обществ, созданных задолго до революции, продолжали работу, но в основном были закрыты в 1920-1930-е гг.
- Активное участие в руководстве К принимали комсомол и профсоюзы. Их представители входили в Госкомиссию по просвещению, Наркомпрос, отделы народного образования на местах.
- Пролеткульт – особое место (сентябрь 1917-1932гг.) – объединение рабочих литературных кружков, театральных и художественных студий. Задача: создать новую пролетарскую К, развить пролетарскую науку, разработать пролетарскую философию и подчинить искусство интересам пролетариата. Опирался на идеи А.А. Богданова. Спор между Лениным и Богдановым: Ленин – социалистическая К в основе имеет пролетарскую идеологию, которую способны воспринять и другие слои. Богданов – пролетарскую К должны создавать только пролетарии. Роль партии в формировании новой К: Богданов – Пролеткульт является независимой организацией пролетариата в сфере К. 1920г. – решение ЦК о подчинении организации Наркомпросу.
|
|
Окончание Гражданской войны:
- внимание партии к вопросам К усилилось:
* расширилась и усложнилась деятельность Агитпропа,
* помимо него при ЦК партии работали постоянные комиссии по всем отраслям К,
* в начале 1921г. – реорганизация Наркомпроса:
выделились 2 центра: Академический центр или Центр общего теоретического и программного руководства (Покровский) и Организационный центр (Литкенс).
Еще в Наркомпрос входили 4 управления по отраслям деятельности.
1922г. – учреждено Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит) – функции цензуры,
Главный репертуарный комитет (Главрепертком) – цензура театрально-концертной деятельности.
- Методы руководства К стали более демократичными: диспуты, дискуссии, совещания, обсуждения в печати. Применялись репрессивные меры.
Образование СССР в 1922г.
- проблема координации руководства К во всесоюзном масштабе, эта функция возложена на совещание наркомов просвещения республик. С середины 20-х гг. от Наркомпроса РСФСР начали отделяться органы управления отдельными отраслями К, которые получали статус общесоюзных. Сфера компетенции Наркомпроса постепенно сужалась до руководства школами.
- Интеллигенция:
* политика: принцип дифференцированного подхода: подавлять контрреволюционные выступления и поддерживать лояльных.
* Партия испытывала недостаток в образованных кадрах. Была провозглашена политика привлечения интеллигенции к сотрудничеству с советской властью с последующем перевоспитанием, или заменой на новые кадры из рабочей среды.
* Власти не доверяли интеллигенции: аресты в профилактических целях, эмиграция.
* Окончание войны, НЭП: новые условия для налаживания взаимоотношений. Сменовеховство, компромиссы: дискуссии, разрешение издавать ряд журналов, партийные решения.
* В 20-е гг. в целом политика была противоречивой: попытки установить диалог и репрессии (1922г. - философский пароход).