Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Билет №4. Вопрос 1. Художественный плюрализм в творческой практике России конца XIX века.




Факторы общественно-культурной жизни:

- Выставки и музеи как формы общения художника и зрителя,

- Литературная критика и публицистика,

- Замечательные произведения литературы и искусства. Характерные особенности:

Нравственный максимализм и литературоцентризм.

- Расцвет реализма. Искусство критического реализма тесно связано с идейными исканиями. Его отличала высокая социальная активность. Отображение реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т.д.).

- Идейно-художественное развитие определяла революционно-демократическая эстетика, основы заложены Белинским. Дальнейшее ее развитие – Чернышевский. Острые дискуссии.

Художественная литература

- Яркое созвездие великих имен, крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался в предшествующую эпоху: Л. Толстой, Тургенев, Достоевский, Некрасов.

- Новое поколение писателей-реалистов, которое пришло в литературу в 60-70-е гг., принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы.

- В литературе преобладали социальные проблемы.

- Центральное место занимал очерк, в котором ставились острые вопросы жизни и быта крестьянства (Слепцов, Успенского)

- Программное произведение 60-х гг. – роман Чернышевского «Что делать?». Идейно-художественная борьба нашла отражение в антинигилистическом романе (Лесков «Некуда», Писемский «Взбаламученное море», Достоевский «Бесы»).

- Лирическая поэзия: Тютчев, Фет.

-Творчество поэтов, вышедших из мещанско-крестьянской среды (Никитин, Суриков – создатель литературной формы «городского романса», Дрожжин): связь с фольклором, темы из народной жизни, картины русской природы.

- 60-70-е гг. – период наивысших достижений русского классического романа и повести:

Гончаров, «Обломов»; Тургенев, «Отцы и дети»; Достоевский; Некрасов; Л.Толстой.

80-е гг.: изменились условия общественной жизни.

- Малые формы (рассказ, новелла, небольшая повесть):

Гаршин, Короленко

Чехов, Юмористические рассказы в журнале «Стрекоза», сборник произведение «Пестрые рассказы»

Л. Толстой, публицистика, религиозно-философские произведения, издательство «Посредник».

Театральная жизнь

- вопросы развития театра:

* улучшение профессионального актерского образования,

* расширение сети театров за счет создания частных антреприз,

* 1882г. – отменена монополия казенных театров.

- еще раньше частные театры возникали под видом «домашних спектаклей», «семейных вечеров» и т.д. Так появился Артистический кружок (Москва) – общественно-художественная организация (1865-1883). Островский, Рубинштейн, Одоевский.

- Первый народный театр для широкого зрителя работал во время Политехнической выставки в Москве (1872). В конце 1890-х в некоторых городах получил распространение народный театр.




- Основные центры театральной культуры: Малый театр в Москве, Александринский в Петербурге. Значительно увеличилось количество театров и театральных трупп в провинциальных городах (> 100 в 60-х).

- Известные имена в драматургии: Островский, пьесы, Сухово-Кобылин, Салтыков-Щедрин, А.К. Толстой, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.

- Пьесы: с современным содержанием, новыми героями. Это приводило к изменениям в характере и стиле актерской игры. Развивались традиции русского реалистического театра, начали вырабатываться принципы режиссуры.

Музыкальная культура приобрела новые черты: Программность, Использование национальных мотивов сюжетов, литературных произведений,Отход от «чистой» музыки прежних периодов, требует определенного содержания.

- возникновение общественных организаций, сыгравших важную роль в развитии и пропаганде музыкального искусства: Рубинштейн

* Русское музыкальное общество (1859-1917, сейчас восстановлено)

* Консерватории в Петербурге (1862) и в Москве (1866) – начало профессиональному музыкальному образованию

* Творческое содружество русских композиторов – Балакиревский кружок (Балакирев, Мусоргский, Кюи, Бородин, Римский-Корсаков), «Могучая кучка»: стремление передать в музыке правду жизни, национальный характер; сборники русских народных песен; Бородин – создатель жанра национально-эпической симфонии, Кюи – музыка для детей.

* Бесплатная музыкальная школа в Петербурге (1862, Балакирев, Ломакин)



- Римский-Корсаков: педагогическая деятельность в Петербургской консерватории

- Чайковский: обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства.

- Духовная музыка: исполняется во время богослужений в Храмах (Бортнянский, Березовский, Львов, Чайковский).

Изобразительное искусство Напряженный и плодотворный период:

  • Развернулась активная борьба за реализм в искусстве, против консерватизма академических устоев,
  • Возникло объединение художников-передвижников,
  • Тема России, судьбы человека волновали художников, определяли направление их творчества.

60-е гг.:

- Академия художеств была центром идейно-художественной жизни, но и в ней перемены: чаще задавались сюжеты из русской истории, приближение к современности.

- «Бунт 14» в Петербургской академии художеств (1863) во главе с Крамским. Они образовали «Артель художников», работали в основном в области бытового жанра. Начало направления в русской живописи, противостоящего академизму.

- Искусство отрицания. Сближение искусства с жизнью находило отражение в социально-бытовом жанре (Перов).

- Товарищество передвижных художественных выставок (1871): выставки картин «Артели художников» в разных городах. Значение: доступность искусства не только для столиц, но и других городов. Передвижничество – ведущее направление в искусстве второй половины XIXв., идейно противостоящее академизму. Черты: гражданственность, осознание общест проблем, интерес к личности современника. Работая в разных жанрах, внесли в каждый новые черты. Крестьянская тематика, интеллигенция, рабочие. Глубокий психологизм. Шишкин, Левитан, Саврасов, Репин.

70-80-е гг.:

- Сдвиги в общественном развитии привели к более глубокому пониманию реализма. Репин (народ, портретный жанр).

- уход от острой обличительности. Общечеловеческие, философско-обобщенные, нравственно-психологические проблемы.

- передвижничество утрачивает острую социальную направленность, но социальная тема сохраняется (Иванов, Коровин). Бытовой жанр сменяется на портрет, пейзаж, историческую живопись (Серов). Историческая тематика (Репин, Суриков).

Монументальное искусство

3 ансамбля церковной живописи:

Исаакиевский собор в Петербурге (1858), Брюллов, Бруни

Храм Христа Спасителя в Москве (1883), Суриков, Крамской, Семирадский

Владимирский собор в Киеве (1896), Васнецов.

Церковная живопись в этих соборах во многом связана с традициями первой половины XIXв.

Скульптура

Не имела особых успехов. Основная тенденция – стремление преодолеть каноны предшествующего стиля – классического монументализма и обрести черты реалистического искусства. Получила распространение жанровая скульптура.

- самый крупный скульптор периода – Антокольский, близкий по воззрениям к передвижникам. Произведения: «Иван Грозный», «Христос перед народом», «Нестор-летописец».

- Создание мемориалов-памятников (Микишин, Опекушин).

Архитектура

Не имела широких возможностей для следования требованиям времени.

Постепенное изменение прежнего ансамблевого мышления.

Новый стиль – русско-византийский – долгое время рассматривался как эпоха господства эклектики, глубокого кризиса в архитектуре.

- Новые архитектурные «жанры»:

* Городские вокзалы возводились по определенному стереотипу.

* Распространение получили выставочные сооружения: павильоны. Гартман, Рапет.

- Особенность градостроительства: сооружение общественных зданий конкретной функциональности – театры, музеи, учебные заведения, больницы и т.д.

- В церковном зодчестве продолжались традиции Тона, Храм Христа Спасителя. Церковь Воскресения в Петербурге.

- В гражданском строительстве на смену стилевым ансамблем пришли доходные дома, разные по худ стилям.

- Архитектура 60-90-х решала важнейшие задачи градостроительства – заполняла пустоты, приближалась к стилю модерн.





Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 723; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9931 - | 7455 - или читать все...

Читайте также:

 

18.204.48.40 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.