double arrow

Билет №4. Вопрос 1. Художественный плюрализм в творческой практике России конца XIX века.

Факторы общественно-культурной жизни:

- Выставки и музеи как формы общения художника и зрителя,

- Литературная критика и публицистика,

- Замечательные произведения литературы и искусства. Характерные особенности:

Нравственный максимализм и литературоцентризм.

- Расцвет реализма. Искусство критического реализма тесно связано с идейными исканиями. Его отличала высокая социальная активность. Отображение реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т.д.).

- Идейно-художественное развитие определяла революционно-демократическая эстетика, основы заложены Белинским. Дальнейшее ее развитие – Чернышевский. Острые дискуссии.

Художественная литература

- Яркое созвездие великих имен, крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался в предшествующую эпоху: Л. Толстой, Тургенев, Достоевский, Некрасов.

- Новое поколение писателей-реалистов, которое пришло в литературу в 60-70-е гг., принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы.

- В литературе преобладали социальные проблемы.

- Центральное место занимал очерк, в котором ставились острые вопросы жизни и быта крестьянства (Слепцов, Успенского)

- Программное произведение 60-х гг. – роман Чернышевского «Что делать?». Идейно-художественная борьба нашла отражение в антинигилистическом романе (Лесков «Некуда», Писемский «Взбаламученное море», Достоевский «Бесы»).

- Лирическая поэзия: Тютчев, Фет.




-Творчество поэтов, вышедших из мещанско-крестьянской среды (Никитин, Суриков – создатель литературной формы «городского романса», Дрожжин): связь с фольклором, темы из народной жизни, картины русской природы.

- 60-70-е гг. – период наивысших достижений русского классического романа и повести:

Гончаров, «Обломов»; Тургенев, «Отцы и дети»; Достоевский; Некрасов; Л.Толстой.

80-е гг.: изменились условия общественной жизни.

- Малые формы (рассказ, новелла, небольшая повесть):

Гаршин, Короленко

Чехов, Юмористические рассказы в журнале «Стрекоза», сборник произведение «Пестрые рассказы»

Л. Толстой, публицистика, религиозно-философские произведения, издательство «Посредник».

Театральная жизнь

- вопросы развития театра:

* улучшение профессионального актерского образования,

* расширение сети театров за счет создания частных антреприз,

* 1882г. – отменена монополия казенных театров.



- еще раньше частные театры возникали под видом «домашних спектаклей», «семейных вечеров» и т.д. Так появился Артистический кружок (Москва) – общественно-художественная организация (1865-1883). Островский, Рубинштейн, Одоевский.

- Первый народный театр для широкого зрителя работал во время Политехнической выставки в Москве (1872). В конце 1890-х в некоторых городах получил распространение народный театр.

- Основные центры театральной культуры: Малый театр в Москве, Александринский в Петербурге. Значительно увеличилось количество театров и театральных трупп в провинциальных городах (> 100 в 60-х).

- Известные имена в драматургии: Островский, пьесы, Сухово-Кобылин, Салтыков-Щедрин, А.К. Толстой, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.

- Пьесы: с современным содержанием, новыми героями. Это приводило к изменениям в характере и стиле актерской игры. Развивались традиции русского реалистического театра, начали вырабатываться принципы режиссуры.

Музыкальная культура приобрела новые черты: Программность, Использование национальных мотивов сюжетов, литературных произведений,Отход от «чистой» музыки прежних периодов, требует определенного содержания.

- возникновение общественных организаций, сыгравших важную роль в развитии и пропаганде музыкального искусства: Рубинштейн

* Русское музыкальное общество (1859-1917, сейчас восстановлено)

* Консерватории в Петербурге (1862) и в Москве (1866) – начало профессиональному музыкальному образованию

* Творческое содружество русских композиторов – Балакиревский кружок (Балакирев, Мусоргский, Кюи, Бородин, Римский-Корсаков), «Могучая кучка»: стремление передать в музыке правду жизни, национальный характер; сборники русских народных песен; Бородин – создатель жанра национально-эпической симфонии, Кюи – музыка для детей.

* Бесплатная музыкальная школа в Петербурге (1862, Балакирев, Ломакин)

- Римский-Корсаков: педагогическая деятельность в Петербургской консерватории

- Чайковский: обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства.

- Духовная музыка: исполняется во время богослужений в Храмах (Бортнянский, Березовский, Львов, Чайковский).

Изобразительное искусство Напряженный и плодотворный период:

  • Развернулась активная борьба за реализм в искусстве, против консерватизма академических устоев,
  • Возникло объединение художников-передвижников,
  • Тема России, судьбы человека волновали художников, определяли направление их творчества.

60-е гг.:

- Академия художеств была центром идейно-художественной жизни, но и в ней перемены: чаще задавались сюжеты из русской истории, приближение к современности.

- «Бунт 14» в Петербургской академии художеств (1863) во главе с Крамским. Они образовали «Артель художников», работали в основном в области бытового жанра. Начало направления в русской живописи, противостоящего академизму.

- Искусство отрицания. Сближение искусства с жизнью находило отражение в социально-бытовом жанре (Перов).

- Товарищество передвижных художественных выставок (1871): выставки картин «Артели художников» в разных городах. Значение: доступность искусства не только для столиц, но и других городов. Передвижничество – ведущее направление в искусстве второй половины XIXв., идейно противостоящее академизму. Черты: гражданственность, осознание общест проблем, интерес к личности современника. Работая в разных жанрах, внесли в каждый новые черты. Крестьянская тематика, интеллигенция, рабочие. Глубокий психологизм. Шишкин, Левитан, Саврасов, Репин.

70-80-е гг.:

- Сдвиги в общественном развитии привели к более глубокому пониманию реализма. Репин (народ, портретный жанр).

- уход от острой обличительности. Общечеловеческие, философско-обобщенные, нравственно-психологические проблемы.

- передвижничество утрачивает острую социальную направленность, но социальная тема сохраняется (Иванов, Коровин). Бытовой жанр сменяется на портрет, пейзаж, историческую живопись (Серов). Историческая тематика (Репин, Суриков).

Монументальное искусство

3 ансамбля церковной живописи:

Исаакиевский собор в Петербурге (1858), Брюллов, Бруни

Храм Христа Спасителя в Москве (1883), Суриков, Крамской, Семирадский

Владимирский собор в Киеве (1896), Васнецов.

Церковная живопись в этих соборах во многом связана с традициями первой половины XIXв.

Скульптура

Не имела особых успехов. Основная тенденция – стремление преодолеть каноны предшествующего стиля – классического монументализма и обрести черты реалистического искусства. Получила распространение жанровая скульптура.

- самый крупный скульптор периода – Антокольский, близкий по воззрениям к передвижникам. Произведения: «Иван Грозный», «Христос перед народом», «Нестор-летописец».

- Создание мемориалов-памятников (Микишин, Опекушин).

Архитектура

Не имела широких возможностей для следования требованиям времени.

Постепенное изменение прежнего ансамблевого мышления.

Новый стиль – русско-византийский – долгое время рассматривался как эпоха господства эклектики, глубокого кризиса в архитектуре.

- Новые архитектурные «жанры»:

* Городские вокзалы возводились по определенному стереотипу.

* Распространение получили выставочные сооружения: павильоны. Гартман, Рапет.

- Особенность градостроительства: сооружение общественных зданий конкретной функциональности – театры, музеи, учебные заведения, больницы и т.д.

- В церковном зодчестве продолжались традиции Тона, Храм Христа Спасителя. Церковь Воскресения в Петербурге.

- В гражданском строительстве на смену стилевым ансамблем пришли доходные дома, разные по худ стилям.

- Архитектура 60-90-х решала важнейшие задачи градостроительства – заполняла пустоты, приближалась к стилю модерн.






Сейчас читают про: