Проблемы менеджмента в отечественной системе образования были актуальны на всех этапах ее развития. Система образования действует в режимах функционирования и развития, что актуализирует осуществление новых подходов к управлению, внедрение новых технологий, научное обоснование планируемых управленческих действий, а также необходимый уровень подготовки специалистов в области управления.
Предлагаемая учебная дисциплина призвана обогатить будущих магистров теоретическим и процедурным знанием и компетенциями в сфере образовательного менеджмента.
Цель учебной дисциплины – создать условия для развития у магистрантов целостной системы знаний и способов деятельности, а также личностных качеств менеджера в сфере образования.
Задачи:
– сформировать у магистрантов знания о теоретических и технологических основах менеджмента в образовании;
– развить у магистрантов умения и способы деятельности в сфере организационных процессов в учреждениях образования на основе научных принципов и методов управления;
– сформировать у магистрантов управленческую компетентность, обеспечивающую успешность их профессиональной деятельности в сфере образования.
Управление организацией, функционирующей и развивающейся в системе образования, выступает концептом деятельности менеджера и источником содержания учебной дисциплины.
Отбор содержания учебной дисциплины производился с использованием следующих критериев: научности, фундаментальности, компетентности, актуальности, культурно-праксиологической генерализации.
Важное значение в данной учебной дисциплине придается ключевым аспектам современного менеджмента образования: теоретико-методологические основы управления, организация (учреждение образования) как система, управление качеством образования, коммуникации в управлении, психолого-педагогические основы и инновации в сфере управления.
Учебная дисциплина «Основы образовательного менеджмента» позволяет реализовать такие формы организации занятий как лекция, семинар, деловые игры, а также круглый стол.
Основными педагогическими средствами обучения, которые отвечают целям изучения учебной дисциплины, являются: проблемное обучение, реализуемое на лекциях (монографическая лекция, лекция – пресс-конференция, лекция – дискуссия); учебно-исследовательская деятельность (проведение микроисследований, рефлексивное обучение, деловая игра, компьютерное обучение) на практических занятиях и при организации самостоятельной работы.
При изучении учебной дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:
– самостоятельная работа в виде выполнения отдельных заданий при подготовке к практическим занятиям с консультациями преподавателя;
– разработка проекта образовательного процесса;
– разработка итогового проекта в области управления организациями образовательной сферы.
Для оценки достижений магистрантов используется следующий диагностический инструментарий:
– представление магистрантами на практических занятиях рефератов;
– выполнение тестовых заданий;
– защита итогового проекта в области управления организациями образовательной сферы;
– сдача экзамена по учебной дисциплине.
Учебная дисциплина «Основы образовательного менеджмента» относится к государственному компоненту цикла учебных дисциплин специальной подготовки магистрантов, обучающихся по специальности 1-09 81 01 «Образовательный менеджмент», а также имеет связь с учебными дисциплинами: «Педагогика и психология высшей школы», «Инновационные процессы в образовании».
Требования к уровню подготовки магистрантов
Магистранты, завершившие изучение учебной дисциплины, должны знать:
- теории управления;
- методологические основы образовательного менеджмента;
- тезаурус образовательного менеджмента;
- тенденции развития в образовании в стране и за рубежом;
- основные направления в области проектирования образовательного процесса;
- основные функции управления учреждениями образования и образовательными процессами в них;
- основные виды планирования и контроля в образовательном менеджменте;
- сущность организационной культуры в учреждениях образования.
Магистранты, завершившие изучение учебной дисциплины, должны уметь:
- ориентироваться в современных тенденциях развития мировой экономики, тенденциях развития образовательных систем;
- осознавать современные проблемы и перспективы социально-экономического развития страны;
- владеть общими вопросами теории организационных структур;
- владеть специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения вопросов планирования, прогнозирования, организации, координирования образовательного процесса и научно-исследовательской и инновационной деятельности;
- управлять образовательными процессами учреждений образования в условиях рыночных отношений;
- на профессиональном уровне осуществлять функции управления по своей должности и решать профессиональные проблемы в интересах учреждений образования в целом;
- квалифицированно решать практические проблемы менеджмента в сфере образования;
- осуществлять контроль за обеспечением качества обучения и результатами образовательной деятельности;
- ставить личностные цели по реализации самообразования в течение всей жизни.
Магистранты, завершившие изучение учебной дисциплины, должны владеть:
– методами разработки и реализации проектов образовательного менеджмента;
– способами разработки и реализации кадровой политики в учреждениях образования;
– функциями управления, в соответствии с должностью;
– способами решения типовых профессиональных задач в интересах учреждения образования;
– способами решения практических проблем менеджмента в сфере образования и воплощения этих решений в жизнь.
На изучение учебной дисциплины образовательным стандартом по специальности 1-09 81 01 «Образовательный менеджмент» предусмотрено: всего150 часов, из них аудиторных 68 часов (лекций – 40 часов, практических занятий – 28 часов), на самостоятельную работу 82 часа.
После изучения учебной дисциплины «Основы образовательного менеджмента» согласно образовательному стандарту специальности 1-09 81 01 «Образовательный менеджмент» у магистрантов формируются следующие компетенции:
Тема 1. «История развития менеджмента» – АК-3. Способность к постоянному самообразованию. СЛК-1. Уметь учитывать социальные и нравственно-этические нормы в социально- профессиональной деятельности.
Тема 2. «Теоретико-методологические основы менеджмента образования» – АК-5. Формировать цели и задачи принятия решений. ПК-6. Осуществлять педагогические измерения и мониторинг образовательного процесса.
Тема 3. «Организация (учреждение образования) как система и объект управления» – ПК-12. Осваивать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности. АК-7. Самостоятельно приобретать новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных с образовательной сферой деятельности.
Тема 4. «Содержание менеджмента образования» – СЛК-1. Уметь учитывать социальные и нравственно-этические нормы в социально- профессиональной деятельности. ПК-16. Принимать оптимальные управленческие решения.
Тема 5. «Технология менеджмента образования» – ПК-12. Осваивать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности. ПК-15. Планировать деятельность учреждений образования и образовательного процесса на основе нормативных правовых актов в области образования.
Тема 6. «Психолого–педагогические основы эффективного менеджмента образования» – АК-7. Самостоятельно приобретать новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных с образовательной сферой деятельности. СЛК-4. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.
Тема 7. «Коммуникации в управлении» – СЛК-2. – Владеть коммуникативными способностями для работы в междисциплинарной и международной среде. Коучинг в образовании. СЛК-5. Быть способным к сотрудничеству и работе в команде, руководить и подчиняться.
Тема 8. «Управление качеством образования» – СЛК-4. – Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию. ПК-16. Принимать оптимальные управленческие решения.
Тема 9. «Инновации в управлении системами образования» – АК-4. Проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя ответственность, разрешать проблемные ситуации.
Примерный тематический план
№№ п/п | Наименование тем | Количество часов | |
Лекции | Практические | ||
1. | История развития менеджмента | ||
2. | Теоретико-методологические основы менеджмента образования | ||
3. | Организация (учреждение образования) как система и объект управления | ||
4. | Содержание менеджмента образования | ||
5. | Технология менеджмента образования | ||
6. | Психолого-педагогические основы эффективного менеджмента образования | ||
7. | Коммуникации в управлении. Коучинг в образовании | ||
8. | Управление качеством образования | ||
9. | Инновации в управлении системами образования | ||
Всего |