Пояснительная записка

Проблемы менеджмента в отечественной системе образования были актуальны на всех этапах ее развития. Система образования действует в режимах функционирования и развития, что актуализирует осуществление новых подходов к управлению, внедрение новых технологий, научное обоснование планируемых управленческих действий, а также необходимый уровень подготовки специалистов в области управления.

Предлагаемая учебная дисциплина призвана обогатить будущих магистров теоретическим и процедурным знанием и компетенциями в сфере образовательного менеджмента.

Цель учебной дисциплины – создать условия для развития у магистрантов целостной системы знаний и способов деятельности, а также личностных качеств менеджера в сфере образования.

Задачи:

– сформировать у магистрантов знания о теоретических и технологических основах менеджмента в образовании;

– развить у магистрантов умения и способы деятельности в сфере организационных процессов в учреждениях образования на основе научных принципов и методов управления;

– сформировать у магистрантов управленческую компетентность, обеспечивающую успешность их профессиональной деятельности в сфере образования.

Управление организацией, функционирующей и развивающейся в системе образования, выступает концептом деятельности менеджера и источником содержания учебной дисциплины.

Отбор содержания учебной дисциплины производился с использованием следующих критериев: научности, фундаментальности, компетентности, актуальности, культурно-праксиологической генерализации.

Важное значение в данной учебной дисциплине придается ключевым аспектам современного менеджмента образования: теоретико-методологические основы управления, организация (учреждение образования) как система, управление качеством образования, коммуникации в управлении, психолого-педагогические основы и инновации в сфере управления.

Учебная дисциплина «Основы образовательного менеджмента» позволяет реализовать такие формы организации занятий как лекция, семинар, деловые игры, а также круглый стол.

Основными педагогическими средствами обучения, которые отвечают целям изучения учебной дисциплины, являются: проблемное обучение, реализуемое на лекциях (монографическая лекция, лекция – пресс-конференция, лекция – дискуссия); учебно-исследовательская деятельность (проведение микроисследований, рефлексивное обучение, деловая игра, компьютерное обучение) на практических занятиях и при организации самостоятельной работы.

При изучении учебной дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:

– самостоятельная работа в виде выполнения отдельных заданий при подготовке к практическим занятиям с консультациями преподавателя;

– разработка проекта образовательного процесса;

– разработка итогового проекта в области управления организациями образовательной сферы.

Для оценки достижений магистрантов используется следующий диагностический инструментарий:

– представление магистрантами на практических занятиях рефератов;

– выполнение тестовых заданий;

– защита итогового проекта в области управления организациями образовательной сферы;

– сдача экзамена по учебной дисциплине.

Учебная дисциплина «Основы образовательного менеджмента» относится к государственному компоненту цикла учебных дисциплин специальной подготовки магистрантов, обучающихся по специальности 1-09 81 01 «Образовательный менеджмент», а также имеет связь с учебными дисциплинами: «Педагогика и психология высшей школы», «Инновационные процессы в образовании».

Требования к уровню подготовки магистрантов

Магистранты, завершившие изучение учебной дисциплины, должны знать:

- теории управления;

- методологические основы образовательного менеджмента;

- тезаурус образовательного менеджмента;

- тенденции развития в образовании в стране и за рубежом;

- основные направления в области проектирования образовательного процесса;

- основные функции управления учреждениями образования и образовательными процессами в них;

- основные виды планирования и контроля в образовательном менеджменте;

- сущность организационной культуры в учреждениях образования.

Магистранты, завершившие изучение учебной дисциплины, должны уметь:

- ориентироваться в современных тенденциях развития мировой экономики, тенденциях развития образовательных систем;

- осознавать современные проблемы и перспективы социально-экономического развития страны;

- владеть общими вопросами теории организационных структур;

- владеть специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения вопросов планирования, прогнозирования, организации, координирования образовательного процесса и научно-исследовательской и инновационной деятельности;

- управлять образовательными процессами учреждений образования в условиях рыночных отношений;

- на профессиональном уровне осуществлять функции управления по своей должности и решать профессиональные проблемы в интересах учреждений образования в целом;

- квалифицированно решать практические проблемы менеджмента в сфере образования;

- осуществлять контроль за обеспечением качества обучения и результатами образовательной деятельности;

- ставить личностные цели по реализации самообразования в течение всей жизни.

Магистранты, завершившие изучение учебной дисциплины, должны владеть:

– методами разработки и реализации проектов образовательного менеджмента;

– способами разработки и реализации кадровой политики в учреждениях образования;

– функциями управления, в соответствии с должностью;

– способами решения типовых профессиональных задач в интересах учреждения образования;

– способами решения практических проблем менеджмента в сфере образования и воплощения этих решений в жизнь.

На изучение учебной дисциплины образовательным стандартом по специальности 1-09 81 01 «Образовательный менеджмент» предусмотрено: всего150 часов, из них аудиторных 68 часов (лекций – 40 часов, практических занятий – 28 часов), на самостоятельную работу 82 часа.

После изучения учебной дисциплины «Основы образовательного менеджмента» согласно образовательному стандарту специальности 1-09 81 01 «Образовательный менеджмент» у магистрантов формируются следующие компетенции:

Тема 1. «История развития менеджмента» – АК-3. Способность к постоянному самообразованию. СЛК-1. Уметь учитывать социальные и нравственно-этические нормы в социально- профессиональной деятельности.

Тема 2. «Теоретико-методологические основы менеджмента образования» – АК-5. Формировать цели и задачи принятия решений. ПК-6. Осуществлять педагогические измерения и мониторинг образовательного процесса.

Тема 3. «Организация (учреждение образования) как система и объект управления» – ПК-12. Осваивать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности. АК-7. Самостоятельно приобретать новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных с образовательной сферой деятельности.

Тема 4. «Содержание менеджмента образования» – СЛК-1. Уметь учитывать социальные и нравственно-этические нормы в социально- профессиональной деятельности. ПК-16. Принимать оптимальные управленческие решения.

Тема 5. «Технология менеджмента образования» – ПК-12. Осваивать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности. ПК-15. Планировать деятельность учреждений образования и образовательного процесса на основе нормативных правовых актов в области образования.

Тема 6. «Психолого–педагогические основы эффективного менеджмента образования» – АК-7. Самостоятельно приобретать новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных с образовательной сферой деятельности. СЛК-4. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.

Тема 7. «Коммуникации в управлении» – СЛК-2. – Владеть коммуникативными способностями для работы в междисциплинарной и международной среде. Коучинг в образовании. СЛК-5. Быть способным к сотрудничеству и работе в команде, руководить и подчиняться.

Тема 8. «Управление качеством образования» – СЛК-4. – Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию. ПК-16. Принимать оптимальные управленческие решения.

Тема 9. «Инновации в управлении системами образования» – АК-4. Проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя ответственность, разрешать проблемные ситуации.


Примерный тематический план

№№ п/п Наименование тем Количество часов
Лекции Практические
1. История развития менеджмента      
2. Теоретико-методологические основы менеджмента образования      
3. Организация (учреждение образования) как система и объект управления      
4. Содержание менеджмента образования      
5. Технология менеджмента образования      
6. Психолого-педагогические основы эффективного менеджмента образования      
7. Коммуникации в управлении. Коучинг в образовании      
8. Управление качеством образования      
9. Инновации в управлении системами образования      
     
Всего  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: