Принцип 80/20 и теория хаоса

По теории вероятности, практически невозможно отнести все случаи, когда Принцип 80/20 справедлив, на счет чистой случайности. Объяснить данный принцип можно лишь постулироваванием несколько более глубокого его значения или причины, которая за ним стоит.

Парето сам столкнулся с этой проблемой, когда пытался применить последовательную методологию к изучению общества. Он выискивал «теории, иллюстрирующие факты опыта и наблюдения», а также стройные схемы, социальные законы или «одинаковости», которые объясняли бы поведение индивидуумов и общества.

Социология Парето так и не обнаружила стоящих за Принципом 80/20 сил. Сам он умер задолго до возникновения теории хаоса, которая во многом подтверждает Принцип 80/20 и помогает объяснить его.

В последней трети XX века в мировоззрении ученых произошла настоящая революция, были пересмотрены знания, накопленные наукой за последние 350 лет. Прежняя мудрость была построена на механистическом и рационалистическом взгляде на мир, что само по себе уже было большим прогрессом в сравнении с мистическим и узаконивавшим случайность мировоззрением средневековья. Механистическое мировоззрение превратило Бога из иррациональной и непредсказуемой силы в дружественного в отношении пользователей этой Вселенной инженера-часовщика.

Видение мира, зародившееся в XVII веке и преобладающее в настоящее время везде, кроме передовых научных кругов, выглядело утешительным и было очень полезным. Все явления были втиснуты в рамки правильных, предсказуемых, линейных взаимоотношений. Например, из а следует Ь, из b следует с, поэтому из а+с следует d. Такое мировоззрение давало возможность подвергнуть анализу любую отдельно взятую часть Вселенной, например работу человеческого сердца или какого-нибудь сегмента рынка, поскольку целое считалось равным сумме частей и наоборот.

Однако во второй половине XX века выяснилось, что правильнее было бы считать мир развивающимся организмом, где система в целом является чем-то большим, чем просто суммой своих частей, и где взаимоотношения между частями нелинейны. То есть причины установить трудно, взаимозависимость между причинами имеет сложный характер, а границы между причинами и следствиями размыты. Вся проблема линейного мышления состоит в том, что оно не всегда срабатывает и грешит сверхупрощением реальности. Равновесие же иллюзорно и неуловимо. Вселенная неоднородна.

А теория хаоса, несмотря на свое название, вовсе не утверждает, что мир — это безнадежный и не поддающийся пониманию беспорядок. Наоборот, за внешним беспорядком стоит логика самоорганизации, предсказуемая нелинейность — нечто такое, что экономист Пол Кругман назвал «жутковатым» и «пугающе точным»9. Эту логику описать труднее, чем обнаружить ее присутствие. Она подобна повторению темы в музыкальном произведении — определенные характерные схемы повторяются, но с бесконечным множеством непредсказуемых вариаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: