Формулировка Принципа 80/20

Принцип 80/20 утверждает, что неотъемлемым свойством соотношения между причинами и результатами, затрачиваемым и получаемым, работой и вознаграждением является отсутствие равновесия. Чаще всего причины, затрачиваемые средства и усилия делятся на две категории:

• большинство, имеющее незначительное влияние; • меньшинство, имеющее сильное, доминирующее влияние.

Характерно также, что результаты, получаемый продукт или вознаграждение проистекают из небольшой доли причин, средств и усилий, направленных на производство этих результатов.

Таким образом, причины, ресурсы на «входе» или прилагаемые усилия чаще всего неравнозначны по производимым ими результатам, «выходу» или вознаграждению.

Если измерять этот дисбаланс численно, то достаточно точным эталонным его значением будет соотношение 80/20: 80% результатов, продукта или вознаграждения проистекают лишь от 20% причин, вложенных средств или усилий. Например, около 80% вырабатываемой в мире энергии потребляется 15% населения мира1. 80% мирового богатства принадлежит 25% живущих в мире людей2. В области здравоохранения «20% населения и/или 20% заболеваний поглощают 80% ресурсов»3.

Рисунки 2 и 3 иллюстрируют расклад 80/20. Скажем, некая компания выпускает 100 наименований продукции и вдруг выясняет, что 20 наименований приносят 80% всей прибыли. На рисунке 2 столбик слева изображает 100 наименований продукции, причем одному наименованию соответствует 1/100 часть столбца.

Столбец справа изображает всю прибыль компании от этих 100 наименований продукции. Прибыль, получаемую от одного самого выгодного из всех наименований, покажем серым цветом. Скажем, этот наиболее выгодный продукт приносит 20% от всей прибыли. Таким образом, рис. 2 показывает, что одно наименование продукции, или 1% всей продукции, дает фирме 20% прибыли.

Если мы продолжим подсчет следующих по прибыльности наименований продукции, до тех пор, пока не будем знать прибыль от 20 наиболее прибыльных наименований, то в конце мы сможем закрасить правый столбец в соответствии с тем, какую долю прибыли приносят эти 20 самых прибыльных наименований продукции. Мы представили эту (гипотетическую) ситуацию на рис. 3, где видно, что эти 20 продуктов, 20% от всего ассортимента, приносят 80% (закрашенная область) всей прибыли. И наоборот: обратившись к незакрашенной части столбцов, мы можем видеть, что 80% всей продукции дает лишь 20% прибыли.

Числа 80 и 20 в рассматриваемом соотношении — это лишь некий шаблон, точка отсчета, а реальное соотношение может быть в большей или меньшей мере отличающимся от дисбаланса 80/20. Принцип 80/20, тем не менее, утверждает, что в большинстве случаев более вероятно, что это соотношение будет ближе к 80/20, чем к 50/50. Если бы все наименования продукции в нашем воображаемом примере давали одинаковую прибыль, мы имели бы соотношение, показанное на рис. 4.

Но самое интересное то, что когда в реальных условиях были проведены подобные исследования, то оказалось, что ситуация, изображенная на рис. 3 гораздо более типична, чем представленная на рис. 4. Практически всегда небольшая доля продукции приносит большую долю прибыли.

Конечно же, точное соотношение может не укладываться в рамки 80/20. 80/20 — это удобная метафора и рабочая гипотеза, и вовсе не единственно возможное соотношение. Иногда 80% прибыли приходит от продажи 30% наименований продукции; иногда 80% прибыли приходит от продажи 15% или даже 10% наименований. Сравниваемые числа не обязательно должны в сумме составлять 100, но в общей картине обычно нет равновесия и она чаще соответствует рис. 3, нежели рис. 4.

С виду результат (числа 80 и 20 в сумме дают 100) более красивый (так же выглядят соотношения 50/50, 70/30, 99/1 и другие комбинации чисел) и определенно лучше запоминается, но заставляет думать, что мы имеем дело лишь с одним набором данных — 100%. Это не так. Если 80% людей — правши, а 20% — левши, то это не имеет отношения к Принципу 80/20. Для того чтобы применять Принцип 80/20, необходимо иметь два набора данных, оба по 100%, так, чтобы один набор данных, отображающий количество людей или вещей, был увязан с другим набором данных, отображающим нечто находящееся во владении этих людей, или эффект, произведенный этими людьми или вещами.




double arrow
Сейчас читают про: