Почему все попытки создания мегагосударств XX столетия провалились

Принцип 80/20 не только указывает на низкую эффективность крупного государства, он также стремится найти объяснение этой низкой эффективности. Ранее мы критиковали за неэффективность в основном частные предприятия, поскольку Принцип 80/20 демонстрирует нам склонность большинства корпораций, особенно сложных и многоотраслевых, к дублированию деятельности и сокрытию действительной эффективности каждого отдельного продукта, клиента, подразделения или управленца. Тем не менее неэффективность частного сектора относительна, и было бы несправедливо отрицать невероятный прогресс в повышении жизненных стандартов, произведенный современным устройством делового мира. За последние 100 лет производство продукции на одного рабочего выросло в 50 раз, и если бы не государственная распределительная система, жизненные стандарты выросли бы на столько же. Этот потрясающий рог изобилия является заслугой в основном крупных корпораций.

Если же государство берется за предоставление услуг, го наистрашнейшие предсказания Принципа 80/20 обязательно сбудутся. Происходит это потому, что найти ответственного за качество услуг невозможно, а измерить соотношение между затратами и результатами, даже очень обобщенно, очень трудно; в отношении же составных частей сделать это становится совершенно невозможным. И происходит это не из-за того, что те, кто предоставляет услуги от лица государства, злые или бессовестные. Это неотъемлемая характеристика системы, в которой покупатель не может выбирать, в которой нет необходимости измерять производительность и в которой предоставление услуг высочайшего качества никак не вознаграждается.

Неотъемлемым свойством каждой организации, особенно сложной, является неэффективность. Негосударственные организации эффективнее, чем их коллеги из государственного сектора, из-за того что рынок их дисциплинирует. Дисциплина рынка почти отсутствует в государственном секторе, поэтому плохие государственные поставщики услуг не погибают и, что еще более важно, хорошие поставщики услуг не имеют доступа к новым ресурсам. Процессу арбитража в соответствии с распределением 80/20 просто не позволяют работать. В государственном секторе Анализ 80/20 не имеет смысла; получить имеющую смысл информацию о функционировании составных частей совокупности практически невозможно, но даже там, где это возможно, ни у кого нет никакого внешнего или внутреннего побуждения сделать что-либо для поощрения немногих лучших поставщиков услуг и изъятия ресурсов у многих плохих поставщиков услуг, поэтому быстрый прогресс в отношении качества практически немыслим. Поэтому если мы хотим получить большее меньшими усилиями, то начинать можно с изъятия у государства всех функций по предоставлению услуг.

Наиболее проницательные левые начинают понимать это. Изъятие у государства роли поставщика услуг не означает уменьшения финансовой роли государства; уровень налогообложения и перераспределение материальных ценностей, в принципе, не имеет никакого отношения к масштабам предоставления услуг государством. Тем не менее на практике некоторая корреляция себя проявит. Если государство не откажется от большинства своих функций по предоставлению услуг, то протест против налогообложения и плохо функционирующего государства может привести к сокращению государственного финансирования. И наоборот — если государство будет давать работу по контракту (либо добровольным организациям, либо частным фирмам, или в идеале и тем и другим на конкурентной основе), то станет возможным увеличение объема и качества предоставляемых услуг при достаточно низких, чтобы быть приемлемыми, ценах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: